Дело № 2-2872/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2014 г. г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Сергеевой О.Н.,
при секретаре Пртюковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Ульяновска к управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Ульяновска обратилась в суд с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее по тексту – УФССП) об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г. В обоснование своих требований истец указал, ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (далее по тексту - МОСП) ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Администрация города Ульяновска не согласна с указанным выше постановлением судебного пристава, считает его незаконным и необоснованным и вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Также считает, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора. Для надлежащего уведомления судебного пристава администрация направила в его адрес письмо о невозможности исполните решение Ленинского районного суда г. Ульяновска (дело № 2-936/14) в пятидневный срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ г. Истец является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск», на 2014 год, утверждённых Решением Ульяновской Городской Думы от 27.11.2013 № 154 «Об утверждении бюджета муниципального образования город Ульяновск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаний Услуг для государственных и муниципальных нужд» и Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона». Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев. На выполнение работ по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, составляется и утверждается локальная смета. В 2013 г. постановлением администрации от 11.10.2013 г. № 4400 «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск» на 2014-2010 года» была утверждена соответствующая муниципальная программа, основными задачами которой являются: создание на территории муниципального образования «город Ульяновск» современной эффективной системы сбора, транспортировки, сортировки и утилизации отходов потребления; сохранение существующих и создание новых озелененных территорий; постоянное планомерное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду; сохранение и развитие природных комплексов на территории муниципального образования «город Ульяновск»; улучшение экологического, санитарного состояния муниципального образования «город Ульяновск»; озеленение улиц и дворов, защита жителей от загрязнения воздушного бассейна и городского шума; Очистка в пределах территории муниципального образования «город Ульяновск» береговых территорий рек Волга, Свияга, Сельдь; обеспечение прав жителей города на благоприятную окружающую среду, на удовлетворение потребности человека в контакте с живой природой, на получение информации о состоянии окружающей среды в городе Ульяновске, на участие общественности в решении экологических проблем и принятии экологически значимых решений; территории муниципального образования «город Ульяновск» В 2014 г. общий объем расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» составил 6955955,98 тыс. рублей, расходы на мероприятия по исполнению указанной выше муниципальной программы – 5000 тыс. руб.шрешений судебных инстанций по ремонту жилищного фонда предусмотрено 26 065, 5 тыс. рублей. Данная сумма предусмотрена в Ведомственной структуре расходов и закреплена за исполнителем - Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее по тексту - комитет ЖКХ). В настоящее время утвержден план ликвидации несанкционированных свалок. Истец не наделен полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета. Согласно статья 30 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер. Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «города Ульяновска») и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает. За счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2014 год исполнить указанное выше решение суда невозможно, без соответствующих изменений в бюджет. В адрес Ульяновской Городской Думы направлено письмо с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств и выделении дополнительных лимитов на выполнение судебных решений в полном объёме. Уставом муниципального образования «город Ульяновск» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых обходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее. В настоящее время на исполнении в МОСП находиться более 600 исполнительных производств (неимущественного характера), по которым администрация города Ульяновска является должником, по общим подсчетам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более 600 млн.руб. Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, лишь просит учесть необходимость применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда. Администрация города Ульяновска принимает все меры по надлежащему исполнению решения суда: подготовила и направила в Ульяновскую Городскую Думу письмо о необходимости выделения дополнительного финансирования; подготовила примерную смету расходов; направила в адрес судебного пристава письмо о невозможности исполнения решения суда. На основании изложенного истец просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г., освободить администрацию г. Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г., приостановить исполнительно производство до вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, Федеральная служба судебных приставов, а также УФССП России по Ульяновской области.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования уточнила, просила освободить администрацию г. Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г., заявляя требования к надлежащему ответчику УФССП России по Ульяновской области.
От судебного пристава-исполнителя МОСП ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия, в удовлетворении требований просит отказать.
Представитель УФССП по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались.
Представители третьих лиц МОСП и ФССП России в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Суд с учетом мнения представителя истца определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, исполнительное производство № № суд приходит к следующему.
В силу ч. 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 статьи 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 указанного выше закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска 05.02.2014 г. удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц; на администрацию города Ульяновска возложена обязанность устранить несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью около 50 х 60 метров, расположенную в <адрес>. Указанное решение не обжаловалось, вступило в законную силу 13.03.2014 г.
Во исполнение данного решения суда взыскателю прокурору Ленинского района г. Ульяновска был выдан исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ г., на основании которого постановлением от 04.04.2014 г. было возбуждено исполнительное производство № №, где должником является администрация города Ульяновска.
В данном постановлении от 04.04.2014 г. должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Постановление от 04.04.2014 г. направлено в адрес должника.
ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу несанкционированной свалки, в результате которого установлено, что решение суда не исполнено, что подтверждается актом совершения исполнительных действий.
ДД.ММ.ГГГГ г. вынесено постановление о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Администрация муниципального образования «город Ульяновск» (сокращенное наименование - администрация города), местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «город Ульяновск»).
В силу ст. 30 Устава МО «город Ульяновск» принятие Устава города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений, утверждение (отклонение) местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет относятся к исключительной компетенции Городской Думы.
В силу ч. 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В силу ч.1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как усматривается из материалов дела, администрацией города Ульяновска представлено достаточно доказательств того, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из материалов дела, должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда, в частности, составлен примерная смета расходов на производство работ по устранению несанкционированной свалки; направлено письмо в адрес судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения суда в установленные им сроки, подготовлено и направлено письмо в Ульяновскую городскую Думу о необходимости выделения дополнительного финансирования.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, и то, что выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете, суд приходит к выводу о том, что не выполнение администрацией работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в 5-ти дневный срок в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации города Ульяновска от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Ульяновска удовлетворить.
Освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № №.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Н. Сергеева