Дело № 2-397/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Глядянское Притобольного района 23 декабря 2015 года
Притобольный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Евсеевой С.В.,
при секретаре Пономаренко Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова Ивана Григорьевича к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 8» о восстановлении срока для обращения за предоставлением государственной услуги по назначению и выплате социального пособия и о возложении обязанности выплатить социальное пособие на погребение,
У С Т А Н О В И Л:
Маслов обратился в суд с первоначальным иском к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 8» /далее по тексту ГКУ «УСЗН № 8»/ о признании незаконным решения ГКУ «УСЗН № 8» об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение и о возложении обязанности выплатить социальное пособие на погребение.
В ходе судебного разбирательства изменил иск, с изложением требований о восстановлении срока для обращения за предоставлением государственной услуги по назначению и выплате социального пособия и о возложении обязанности выплатить социальное пособие на погребение.
В обоснование иска указал, что решением директора ГКУ «УСЗН № 8» от 28.10.2015 ему было отказано в выплате пособия на погребение его сына ФИО1 Основанием для отказа послужило истечение 6-месячного срока со дня его смерти, поскольку датой смерти в соответствующей справке указано ДД.ММ.ГГГГ, а обращение за пособием последовало год спустя. Истец считает данное решение необоснованным в связи с наличием объективных причин, препятствовавших ему обратиться за предоставлением данной государственной услуги в установленный законом срок, т.к. его сын, ФИО1, пропал в октябре ДД.ММ.ГГГГ года, его останки были обнаружены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя полгода после исчезновения и выданы следователем для захоронения ДД.ММ.ГГГГ. Дата смерти была определена судебно-медицинским экспертом в рамках уголовного дела. Справка о смерти была выполнена и выдана истцу лишь ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день он обратился в ГКУ «УСЗН № 8». С учетом этих обстоятельств истец просит восстановить ему срок для обращения за назначением и выплатой социального пособия на погребение и обязать ГКУ «УСЗН № 8» предоставить данную государственную услугу.
Истец в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно объяснил, что примерно в 20-х числах октября ДД.ММ.ГГГГ года ему стало известно, что найденные близ д. <адрес> человеческие останки принадлежат его сыну, ФИО1 Справка о смерти ФИО1 была выдана ему ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день он обратился в ГКУ «УСЗН № 8». Указанный в медицинском свидетельстве о смерти адрес: <адрес>, это место регистрации его сына, фактически он проживал в <адрес>.
Представитель ответчика ГКУ «УСЗН № 8», директор Филиппов О.Н., в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Позиции по требованиям иска не выразил.
Привлеченное судом в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление социальной защиты населения Курганской области /далее по тексту ГУСЗН Курганской области/ о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве заместитель начальника Петрова О.В. изложила позицию, согласно которой ответчик законно и обоснованно отказал Маслову в выплате социального пособия на погребение, поскольку определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления смерти, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти. В этой связи оснований для выплаты социального пособия на погребение Маслову у ответчика не имелось и не имеется.
Требование о возложении обязанности по его выплате не подлежит удовлетворению, т.к. в соответствии с законодательством для возложения на ответчика обязанности необходимо обжаловать его действие или бездействие.
Поскольку Маслов до истечения 6 месяцев со дня смерти сына не имел реальной возможности обратиться с заявлением за выплатой данного социального пособия, принятие решения по удовлетворению требования истца о восстановлении пропущенного срока для его обращения за выплатой указанного пособия оставлено в отзыве на усмотрение суда.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ГКУ «УСЗН № 8» и ГУСЗН Курганской области согласно ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений п.п. 1-3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» /далее по тексту Закона о погребении/ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств, в том числе близких родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 Закона о погребении, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти, в том числе органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и не являлся пенсионером.
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
В соответствии с п.п. 2, 4 Порядка выплаты социального пособия на погребение и возмещения стоимости услуг по погребению, утвержденного постановлением администрации /правительства/ Курганской области от 20.03.2007 № 112, назначение и выплата социального пособия на погребение осуществляются филиалами ГУСЗН Курганской области - отделами социальной защиты населения по месту жительства умершего гражданина на основании заявления о выплате социального пособия на погребение и справки о смерти, причем в случае её непредставления заявителем, орган социальной защиты населения самостоятельно запрашивает указанный документ в соответствующих органах в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Решение о выплате социального пособия на погребение и возмещении стоимости услуг по погребению либо об отказе в выплате и возмещении таковых принимается органом социальной защиты населения в день обращения.
Основанием для отказа в выплате социального пособия на погребение является истечение шести месяцев со дня смерти.
Установлено, что ФИО1 пропал в октябре ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении него заведено розыскное дело, материалы проверки по факту безвестного исчезновения жителя <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из прокуратуры Притобольного района ДД.ММ.ГГГГ переданы в Кетовский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Курганской области.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе поисковых мероприятий по факту безвестного исчезновения ФИО1 обнаружены человеческие останки и предметы одежды.
Последняя из экспертиз № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных в рамках данных материалов проверки, это судебно-медицинская экспертиза трупа, которая установила вероятную давность захоронения: не менее 2 недель и не более 8-10 месяцев.
Согласно выводам биологической экспертизы тканей и выделений человека по исследованию ДНК № от ДД.ММ.ГГГГ неустановленный мужчина, костные останки которого обнаружены ДД.ММ.ГГГГ в 300 м от д. <адрес>, вероятно, является биологическим сыном Маслова И.Г. Вероятность случайного совпадения генетических признаков ДНК, выделенной из зуба трупа неустановленного мужчины и соответствующих им генетических признаков ДНК, выделенной из образца буккального эпителия Маслова И.Г., составляет 1.46 х 10-6..
По результатам экспертных исследований медицинское свидетельство о смерти серии <данные изъяты> №, в котором указаны: дата смерти ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ, его место постоянного жительства: <адрес>, род смерти не установлен, выдано лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Отделом ЗАГС администрации Притобольного района Курганской области ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация смерти ФИО1, о чем составлена актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Со слов истца останки сына были выданы ему следователем Тотьмяниным В.С. для захоронения ДД.ММ.ГГГГ, примерно в это же время он узнал, что найденные близ д. <адрес> человеческие останки принадлежат его сыну, ФИО1 Справка о смерти ФИО1 была выдана ему ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день обратился в ГКУ «УСЗН № 8». Уточнил, что указанный в медицинском свидетельстве о смерти адрес: <адрес>, это место регистрации его сына, фактически он проживал в <адрес>.
Данные сведения о месте жительства ФИО1 согласуются с изложенными в справке ИЦ УМВД Росси по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с заявлением в ГКУ «УСЗН № 8» о назначении и выплате социального пособия на погребение Маслов Иван Григорьевич обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного срока обращения за вышеуказанным пособием, что послужило отказом в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако сам по себе формальный пропуск истцом срока обращения за назначением государственного пособия не может являться основанием для лишения его права на предоставление гарантированной государством материальной помощи для погребения умершего с учетом отсутствия в выше указанных нормативных актах положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
Суд находит довод истца о том, что срок для обращения за социальным пособием на погребение пропущен им в силу объективных причин уважительного характера, убедительным, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 8» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░. <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░ № 8» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░.