Дело № 2-1196/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2017 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бабич В.Е.,
при секретаре Пеньковской Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрова Андрея Владимировича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Юров А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), просит признать право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование иска указывает, что 11.01.2017 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
27.01.2017г. решением № 14/21 в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Зачтен специальный стаж продолжительностью 13 лет 03 месяца 20 дней, при требуемом – 25 лет.
Считает решение незаконным, поскольку из специального стажа необоснованно были исключены периоды работы с 01.01.2001 г. по 20.10.2011 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова, с 21.10.2011 г. по 29.09.2015 г. в должности директора МОУ дополнительного образования детей ДЮСШ г. Ростова, с 01.06.2016 г. по 10.01.2017 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова.
В судебном заседании истец Юров А.В. и его представитель адвокат Бурсин В.В. заявленные требования поддержали и пояснили, что в период с 01.01.2001 г. по 20.10.2011 г. истец работал в ДЮСШ г. Ростова в должности тренера-преподавателя. Согласно трудовой книжки период работы истца с 20.09.1988 г. по 20.10.2011 г. является непрерывным, однако, ответчик часть непрерывного периода с 20.09.1988 г. по 31.12.2000г. засчитывает в специальный стаж, а часть периода с 01.01.2001 г. по 20.10.2011 г. исключает. Полагают, что это является незаконным, поскольку все эти годы Юров А.В.занимался преподавательской деятельностью, его должностные обязанности и нагрузка не менялись. Считают, что является несправедливым лишение права на досрочное назначение пенсии. Также полагают, что в льготный стаж должны быть включены периоды работы истца с 21.10.2011 г. по 29.09.2015 г. в должности директора МОУ дополнительного образования детей ДЮСШ г. Ростова и с 01.06.2016 г. по 10.01.2017 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова. В эти годы Юров А.В. также выполнял обязанности тренера – преподавателя, занимался педагогической деятельностью.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) по доверенности Тумаева Е.А. исковые требования не признала, пояснив, что решением № 14/21 от 27.01.2017г. Юрову А.В. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Зачтен специальный стаж продолжительностью 13 лет 03 месяца 20 дней, при требуемом – 25 лет. Полагала, что пенсионным органом принято законное и обоснованное решение. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возврата. Согласно указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе с педагогической деятельностью), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. В рамках реализации указанного Закона Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 « О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пения по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» устанавливающее перечень нормативных актов с учетом которых назначается досрочная пения по старости. Согласно постановления Правительства от 16.07.2014 г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях применяются:
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. В учреждениях для детей в соответствии пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г. №781.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право а выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 — для учета соответствующей деятельности имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 г. включительно ;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР», утвержденных постановлением Совета Министров от 06.09.1991 г. № 463 — для учета соответствующей деятельности имевшей место в периоде 01.01.1992 по 31.10.1999 по 31.12.2001 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет ( приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») -для учета соответствующей деятельности имевшей место до 01.01.1992 г.
Порядок исчисления периодов работы всех категорий граждан, которым представлено право на досрочное назначение пенсии по старости определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 781.
Согласно записей трудовой книжки Юров А.В. 20.09.1988 г. принят в ДЮСШ на должность тренера — преподавателя. В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Таким образом, период работы с 20.09.1988 по 2011 г. может быть засчитан лишь частично, а именно с 20.09.1988 по 31.12.2000, поскольку у заявителя на 01.01.2001 не соблюдено одно из предусмотренных условий, а именно, отсутствует стаж в должности соответствующей списку требуемой продолжительности (16 лет 08 месяцев) в наличии 12 лет 10 месяцев 14 дней.
Аналогично рассмотрены и периоды работы заявителя в должности тренера преподавателя, старшего тренера преподавателя МОУ дополнительного образования детей детско-юношеской школы г. Ростова с 01.06.2016 по 10.01.2017 г.
В отношении периода работы заявителя в должности зав. учебной частью в МОУ дополнительного образования детей (с 28.08.2003 по 20.10.2011) образования детей детско - юношеская спортивная школа г. Ростова с сохранением тренерской нагрузки 20 часов в неделю с 01.09.2003 г. пояснила, что указанная должность в данном учреждении Списком должностей, дающих правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не поименована. Кроме того, совместительство оформлено не должным образом, а именно приказы о приеме и об освобождении от должности старшего тренера преподавателя отсутствуют, вместе с тем, не соблюдены требования п. 12 Правил № 781 от 29.10.2002 г. По периоду работы Юрова А.В. с 21.10.2011 по 29.09.2015 г. в должности директора МОУ дополнительного образования детей ДЮСШ в г. Ростове установлено, что наименование учреждения и должность поименованы в разделе 2 Списка утвержденного Постановлением № 781 от 29.10.2002, однако, в соответствии с п. 8 пп. «в» Правил № 781, который гласит то том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей распространяется на работе в должности директора (начальника, заведующего) заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений подлежит зачету в педагогический стаж до 01.11.1999 г., соответственно, должность директора МОУ дополнительного образования детей ДЮСШ в г. Ростове может быть засчитан только до 01.11.1999 г.
Выслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возврата.
Установлено, что 11.01.2017 г. Юров А.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
27.01.2017г. решением № 14/21 в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж Юрова А.В. зачтен период работы продолжительностью 13 лет 03 месяца 20 дней, при требуемом – 25 лет.
Из специального стажа Юрова А.В. были исключены периоды работы с 01.01.2001г. по 20.10.2011 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова, с 21.10.2011 г. по 29.09.2015 г. в должности директора МОУ дополнительного образования детей ДЮСШ г. Ростова, с 01.06.2016 г. по 10.01.2017 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова.
В спорный период, с 20.09.1988 г. по 01.10.1993 г. нормативными актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях и организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях. Должность тренер-преподаватель включалась в специальный стаж.
Указанные должность и учреждения были предусмотрены также Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государстве пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Как следует из письма заместителя председателя Госкомитета Российской Федерации по физической культуре и туризму N 1558-ИТ от 28 декабря 1999 года, с 1952 года спортивная школа является образовательным учреждением, а должность тренера - педагогической деятельностью.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе "квалификационные характеристики должностей работников образования" предусмотрена должность «тренер- преподаватель».
Поскольку в указанный период истец работал в детско-юношеской спортивной школе, которая относилась к учреждению образования, в должности тренера-преподавателя, то он занимался педагогической деятельностью и имеет право на включение спорного периода работы в специальный стаж.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что пенсии, назначаемые гражданам в связи с их трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны и заслужены предшествующим трудом, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав Юрова А.В. в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан, и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ.
Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорные периоды в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).
При таких обстоятельствах ссылки ответчика на п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства России от 29.10.2002 года N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, правового значения для оценки данного спорного периода работы истца не имеют.
В силу ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц.
При таких обстоятельствах право на включение спорного периода работы не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ.
Таким образом, ответчик необоснованно исключил из специального стажа истца период с 01.01.2001г. по 20.10.2011 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова.
Период с 21.10.2011г. по 29.09.2015г. так же необоснованно исключен, так как в данный период истец работал директором МУП дополнительного образования для детей ДЮСШ г.Ростова.
Согласно справки Управления образования с 01.09.2012. у Юрова А.В. была учебная нагрузка 8 часов в неделю (приказ Управления образования «О разрешении совмещения должностей» № 244 от 31.08.2012г.).
В соответствии с разделом 2 списка должностей и учреждений Постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 г. - заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Неправильное внесение работодателем записей в трудовую книжку истца не может влиять на пенсионные права Юрова А.В.
Период с 01.06.2016 г. по 10.01.2017 г. необоснованно исключен из специального стажа, т.к. истец работал тренером-преподавателем в ДЮСШ на полную нагрузку, занимался педагогической деятельностью, в связи с чем этот период подлежит зачету.
При включении спорных периодов специальный стаж истца будет составлять 25 лет, что является достаточным для признания права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования:
Признать за Юровым Андреем Владимировичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 11 января 2017 года, включив в специальный стаж периоды работы с 01.01.2001г. по 20.10.2011 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова, с 21.10.2011 г. по 29.09.2015 г. в должности директора МОУ дополнительного образования детей ДЮСШ г. Ростова, с 01.06.2016 г. по 10.01.2017г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ г.Ростова.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок.
Судья В.Е.Бабич