№ 2-2244/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 апреля 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Гадючко И.Ю.
при секретаре Шириновой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверева Д. М. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Республике Карелия о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что 08 октября 2013 года между Зверевым Д.М. и Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Главного управления МЧС России по Республике Карелия был заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности инспектора отдела надзорной деятельности Медвежьегорского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия на срок до 08 сентября 2018 года. Приказом Главного управления МЧС России по РК от 08 октября 2013 года № 208-НС истец назначен на вышеуказанную должность с окладом <данные изъяты> рублей. В период с 25 августа 2014 года по 25 декабря 2014 года истец прошёл переподготовку в ФГБОУ ДПО «Сыктывкарский учебный центр ФПС». В обоснование исковых требований ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством, являясь майором запаса, имеет право на присвоение специального звания внутренней службы, соответствующее имеющемуся воинскому званию. 22 октября 2013 года управлением кадров Главного управления МЧС России по РК в адрес отдела кадров Северо-западного регионального центра МЧС России (далее СЗРЦ) было направлено представление к присвоению истцу первого специального звания начальствующего состава «майор внутренней службы» или зачисление в кадры ФПС ГПС, входящий СЗРЦ. До настоящего времени решение о присвоении истцу первого специального звания ответчиком не принято. 27 января 2015 года истец получил уведомление о предстоящих организационно-штатных мероприятиях в управлении надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия и возможном сокращении его должности с 01 апреля 2015 года. 09 февраля 2015 года истец получил уведомление о предстоящих организационно-штатных мероприятиях в Главном управлении МЧС России по Республике Карелия и его увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по основаниям пункта «Е» статьи 58 (сокращение штатов) с 10 апреля 2015 года. Истец полагает, что в результате бездействия ответчика, выразившемся в не присвоении ему первого специального звания, нарушаются его права на денежное и вещевое довольствие, а так же другие установленные законодательством социальные и правовые гарантии и компенсации. С учётом изменённых исковых требования истец просит признать незаконным бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части не присвоения ему первого специального звания (майор внутренней службы); обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий присвоить ему первое специальное звание (майор внутренней службы) с 08 октября 2013 года; обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия произвести перерасчёт и выплату недоплаченных денежных средств с 08 октября 2013 года.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 08 октября 2013 года между Зверевым Д.М. и Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Главного управления МЧС России по Республике Карелия был заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности инспектора отдела надзорной деятельности Медвежьегорского района на срок до 08 сентября 2018 года. Приказом Главного управления МЧС России по РК от 08 октября 2013 года № 208-НС истец назначен на вышеуказанную должность с окладом 15000 рублей. С 08 октября 2013 года по настоящее время истец исполняет свои должностные обязанности, 09 февраля 2015 года получил уведомление работодателя о предстоящем увольнении по сокращению штатов с 10 апреля 2015 года.
Представление к присвоению первого специального звания на Зверева Д.М. было направлено в СЗРЦ МЧС России письмом от 22 октября 2013 года, должностными лицами Главного управления был сформирован полный пакет документов и своевременно направлен в СЗРЦ МЧС России для дальнейшего направления в МЧС России. До настоящего времени первое специальное звание истцу не присвоено. Истец является майором запаса, имеет право на присвоение специального звания внутренней службы, соответствующее имеющемуся воинскому званию.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868, оно осуществляет самостоятельно правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности.
Порядок присвоения специальных званий установлен Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Согласно указанной Инструкции специальные звания сотрудникам присваиваются в порядке, установленном статьями 22 - 33 Положения. Специальные звания рядового и начальствующего состава присваиваются должностными лицами в соответствии с полномочиями, установленными Приказом МЧС России от 21.07.2003 N442 "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Присвоение сотруднику (гражданину) специального звания (за исключением специального звания высшего начальствующего состава) производится приказом. Приказы о присвоении очередных специальных званий издаются, как правило, один раз в месяц с указанием в них даты присвоения очередного специального звания конкретному сотруднику (п. 91 - п. 95).
В соответствии со ст. 22 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учётом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных настоящим Положением.
Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации. Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.
По отношению к сотрудникам МЧС России первое специальное звание присваивается Министром МЧС России.
В указанных нормативных актах отсутствует указание на срок, в течение которого Министр должен принять решение о присвоении первого звания лицу, назначенному на соответствующую должность.
Вместе с тем суд полагает что, отсутствие указания на срок в течение которого должно быть принято решение о присвоении первого специального звания сотруднику, не должно приводить к его необоснованному затягиванию со стороны полномочных органов и ответственных лиц, без наличия объективных причин.
При приёме на работу и присвоении специального звания сотруднику необходимо учитывать конкретные обстоятельства и критерии, которые не могут быть проигнорированы, учитывая специальный статус работников МЧС России.
Служба в органах и подразделениях МЧС России является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению общественной безопасности.
Судом установлено, что продолжительное, более 17 месяцев, неприсвоение истцу первого специального звания не обусловлено наличием каких-либо объективных причин, необходимостью проведения проверочных мероприятий или др.
При постановлении решения суд принимает во внимание то, что на протяжении всего периода прохождения службы в связи с неприсвоением первого специального звания истец не получает денежное содержание в полном объёме, сумма к доначислению с 08 октября 2013 года по 31 января 2015 года составляет <данные изъяты> рублей. Несвоевременная выплата указанных сумм нарушает положения п. 4.3. контракта о службе и безусловно нарушает право истца на оплату труда своевременно и в полном объёме. Более того в феврале 2015 года истец получил уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатов с 10 апреля 2015 года. Без присвоения первого специального звания истец не имеет право на получение денежного содержания в полном объёме, несмотря на то, что присвоение первого специального звания производится с даты назначения гражданина на должность, предстоящее увольнение ставит под сомнение возможность восстановления нарушенного права истца в дальнейшем.
Проанализировав положения изложенных норм права, установленные обстоятельства дела, суд принимает решение по заявленным требованиям, полагает, что исковые требования Зверева Д.М. к ответчикам заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
р е ш и л:
Исковые требования Зверева Д. М. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выразившееся в неприсвоении Звереву Д. М. первого специального звания (майор внутренней службы).
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий присвоить Звереву Д. М. первое специальное звание (майор внутренней службы) с 08 октября 2013 года.
Обязать Главное управление МЧС России по Республике Карелия произвести перерасчёт и выплату недоплаченных денежных средств в связи с неприсвоением Звереву Д. М. первого специального звания (майор внутренней службы) с 08 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2015 года