Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3276/2017 ~ М-2143/2017 от 25.04.2017

Дело №2а-3276/17                                                                                                                 Строка 3.163

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.09.2017 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: административного истца Горбачева А.В., представителя заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области по доверенности от 10.08.2017 года Кривцова В.А., представителя заинтересованного лица управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности от 28.12.2016 года Рожковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Горбачева Альберта Владимировича к прокурору Воронежской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер прокурорского реагирования,

УСТАНОВИЛ:

Горбачев А.В. обратился в суд с иском к прокурору Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер прокурорского реагирования.

В заявлении указано, что постановлением администрации Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов» Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов предоставлено шестьдесят пять охотничьих участков в аренду сроком на пятнадцать лет в границах территорий, в том числе, в границах лесного фонда.

Районными прокурорами Павловского, Грибановского, Подгоренского и Таловского районов Воронежской области на территории соответствующих районов области по результатам прокурорских проверок были выявлены нарушения лесного законодательства и законодательства о пользовании животным миром, в частности Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов не были заключены договоры аренды охотничьих участков.

Результаты указанных проверок были направлены прокурору Воронежской области.

Согласно ответу прокуратуры Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ возможность предоставления земельного участка в аренду в отсутствие охотхозяйственного соглашения не предусмотрена. Далее прокурор Воронежской области ссылается на постановление Конституционного суда РФ №17-П, касающегося заключения охотхозяйственных соглашений, указанных в ч.3 ст.71 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и отказывает заявителю в обращении в суд с иском о предоставлении деятельности Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов.

Истец указывает, что ссылка в ответе прокурора Воронежской области на постановление Конституционного суда РФ от 25 июня 2015 года №17-П не влечет отмену решения суда, поскольку указанный судебный акт относится только к срокам охотхозяйственных соглашений, выводов о необязательности договора аренды лесного участка или охотхозяйственных соглашений не имеется.

Исходя из ст.36 Лесного кодекса РФ договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.

Из сообщения управления Лесного хозяйства Воронежской области следует, что договоры аренды земельных участков на землях лесного фонда для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов не заключались.

Истец указывает, что бездействие прокурора Воронежской области заключается в непринятии мер прокурорского реагирования, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре» в отношении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов по факту пользования земельными участками на территории Воронежской области без заключения договоров аренды земельных участков на землях лесного фонда, что не соответствует ст.ст.21, 22, 35 ФЗ «О прокуратуре». Оспариваемое бездействие совершено прокурором Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ и изложено в ответе . Истец, также указывает, что является охотником на основании охотничьего билета и его права затрагиваются тем, что Воронежская региональная общественная организация охотников и рыболовов продолжает осуществлять на спорных территориях деятельность в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, путем продажи путевок на добычу охотничьих ресурсов.

В связи с этим, административный истец обратился в суд и просит признать незаконным бездействие прокурора Воронежской области, выразившееся в непринятии мер прокурорского реагирования путем обращения в суд с исковым заявлением о запрещении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на охотничьих участках, предоставленных на основании постановления администрации Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Административный ответчик прокурор Воронежской области, представитель заинтересованного лица Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный истец в судебном заседании требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области по доверенности Кривцов В.А. требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Рожкова С.В. возражала по удовлетворению исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

            Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания принятия решения, касающихся содержания решения или действия.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

С учетом требований ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно пункту 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Воронежской области, утвержденной Приказом от 24.05.2013 года №75 обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

           В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что административный истец Горбачев А.В. неоднократно обращался в прокуратуру Воронежской области по вопросам использования Воронежской региональной общественной организацией охотников и рыболовов лесных участков для занятия охотхозяйственной деятельностью без соответствующих договоров аренды, иных документов, предусмотренных лесным законодательством, и непринятии органами прокуратуры мер по понуждению в судебном порядке Воронежскую региональную общественную организацию охотников и рыболовов к заключению договоров аренды лесных участков.

    Основанием для обращения с настоящим иском в суд, как указывает истец в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства, послужило бездействие прокурора <адрес>, изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Данный ответ получен истцом в ноябре 2016 года, как указывает сам истец в ходе предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.

           Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Статья 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются ФЗ от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об охоте..."), Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об охоте...", для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом земельным законодательством и лесным законодательством.

В силу части 1 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.

Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об охоте...", понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.

До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

Статьей 37 Федерального закона "О животном мире", регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона "О животном мире").

Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона "О животном мире" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 71 этого Федерального закона. Названное право подлежит прекращению при возникновении следующих обстоятельств:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил в порядке части 3 статьи 10 этого Федерального закона максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, когда аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения признан не состоявшимся по причине того, что в нем участвовали менее двух участников, - в этих случаях с единственным участником аукциона в течение тридцати дней со дня его проведения заключается охотхозяйственное соглашение;

площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий; в части 10 статьи 71 этого Федерального закона установлены предельные размеры охотничьих угодий, которые могут быть предоставлены на основании охотхозяйственного соглашения: максимальный размер таких угодий не может превышать максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

истекло пять лет со дня установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти максимальной площади охотничьих угодий;

лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения указанного аукциона.

Как разъяснялось Горбачеву А.В. в ответах прокуратуры Воронежской области, право пользования животным миром реализуется Воронежской региональной общественной организацией охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной в 2007 года, и договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в долгосрочное пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, срок действия которых определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, системный анализ положений законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов свидетельствует о том, что договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, и наличие неаннулированной долгосрочной лицензии предоставляют право на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при условии, если лицо, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, воспользовалось правом на заключение охотхозяйственных соглашений. Лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, и имеющих действующий договор о предоставлении в пользование территории или акватории, наделяются правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.

В соответствии с ч. 1 статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 71 данного закона.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (ч. 3 ст. 71 Закона об охоте).

Одним из оснований досрочного прекращения права пользования животным миром, возникшего на основании долгосрочных лицензий, является истечение пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий (установлена приказом Минприроды России от 18.05.2012 №137) при условии, что охотпользователь не воспользовался правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.

Исходя из указанных положений     закона, Воронежская региональная общественная организация охотников и рыболовов,     не воспользовавшаяся правом на заключение охотхозяйственных соглашений без аукциона, обладала правом пользования животным миром на предоставленных территориях вплоть до 18.05.2017.

Статьей 67 Закона об охоте, вступившего в силу с 01.04.2010, внесены изменения, в том числе и в ст.36 Лесного кодекса РФ, которая в действующей редакции закрепляет предоставление лесных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.

Однако, постановлением Конституционного суда РФ от 25.06.2015 N217-П действие части 3 ст. 71 Закона об охоте, устанавливающей для лиц, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий, льготный порядок оформления охотхозяйственных соглашений, приостановлен.

Как указал Конституционный суд, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,     допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона «О животном мире», со дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.

Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.

Федеральным законом от 23.06.2016 № 206-ФЗ в Лесной кодекс РФ внесены изменения, согласно которым исключена необходимость аренды охотпользователями лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением аренды лесных участков для размещения объектов охотничьей инфраструктуры. Использование лесов для

осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства будет осуществляться на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. При этом использование лесов без предоставления лесных участков допускается, если оно не влечет за собой про ведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры. Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2017.

В соответствии с п.13 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при внесении актов реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» при выявлении нарушений федерального законодательства прокурор самостоятельно определяет меры прокурорского реагирования, подлежащие применению, в целях устранения нарушений закона и. восстановления нарушенного права.

С 01.01.2017 в Лесной кодекс РФ внесены изменения, согласно которым в определенных случаях допускается использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков.

В соответствии с ч.5 ст.36 Лесного кодекса РФ правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем, до настоящего времени названные правила Правительством РФ не приняты. В связи с этим договоры аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не заключаются.

Таким образом, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется.

В судебном заседании установлено, что обращение Горбачева А.В. было рассмотрено в пределах компетенции соответствующим должностным лицом прокуратуры Воронежской области в установленный законом срок, по существу обращения истцу дан обоснованный и мотивированный ответ. Нарушений порядка рассмотрения обращения не выявлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Административным истцом в нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ суду не представлено доказательств, в чем конкретно заключается нарушение его прав, свобод и законных интересов обжалуемым ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо негативных последствий для истца, связанных с не обращением в суд с исковым заявлением о запрещении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на охотничьих участках не представлено.

    Не согласие истца с ответом прокуратуры Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ по существу не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку ответ прокуратуры носит информационный характер, не влечет для истца никаких негативных последствий, ничем не нарушает его прав и законных интересов, а также не возлагает на него никаких обязанностей.

     Кроме того, как установлено судом, основанием для обращения с настоящим иском в суд, послужило бездействие прокурора Воронежской области, изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Данный ответ получен истцом в ноябре 2016 года, как указывает сам истец в ходе предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    С настоящим исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, при этом основанием для обращения в суд послужил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, о котором истец узнал в ноябре 2016 года. Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено, что является самостоятельным отказом для удовлетворения заявленных требований.

    С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Горбачева Альберта Владимировича к прокурору Воронежской области о признании незаконным бездействие прокурора Воронежской области, выразившееся в непринятии мер прокурорского реагирования путем обращения в суд с исковым заявлением о запрещении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на охотничьих участках, предоставленных на основании постановления администрации Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.09.2017 года

Дело №2а-3276/17                                                                                                                 Строка 3.163

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.09.2017 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: административного истца Горбачева А.В., представителя заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области по доверенности от 10.08.2017 года Кривцова В.А., представителя заинтересованного лица управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности от 28.12.2016 года Рожковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Горбачева Альберта Владимировича к прокурору Воронежской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер прокурорского реагирования,

УСТАНОВИЛ:

Горбачев А.В. обратился в суд с иском к прокурору Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер прокурорского реагирования.

В заявлении указано, что постановлением администрации Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов» Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов предоставлено шестьдесят пять охотничьих участков в аренду сроком на пятнадцать лет в границах территорий, в том числе, в границах лесного фонда.

Районными прокурорами Павловского, Грибановского, Подгоренского и Таловского районов Воронежской области на территории соответствующих районов области по результатам прокурорских проверок были выявлены нарушения лесного законодательства и законодательства о пользовании животным миром, в частности Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов не были заключены договоры аренды охотничьих участков.

Результаты указанных проверок были направлены прокурору Воронежской области.

Согласно ответу прокуратуры Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ возможность предоставления земельного участка в аренду в отсутствие охотхозяйственного соглашения не предусмотрена. Далее прокурор Воронежской области ссылается на постановление Конституционного суда РФ №17-П, касающегося заключения охотхозяйственных соглашений, указанных в ч.3 ст.71 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и отказывает заявителю в обращении в суд с иском о предоставлении деятельности Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов.

Истец указывает, что ссылка в ответе прокурора Воронежской области на постановление Конституционного суда РФ от 25 июня 2015 года №17-П не влечет отмену решения суда, поскольку указанный судебный акт относится только к срокам охотхозяйственных соглашений, выводов о необязательности договора аренды лесного участка или охотхозяйственных соглашений не имеется.

Исходя из ст.36 Лесного кодекса РФ договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.

Из сообщения управления Лесного хозяйства Воронежской области следует, что договоры аренды земельных участков на землях лесного фонда для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов не заключались.

Истец указывает, что бездействие прокурора Воронежской области заключается в непринятии мер прокурорского реагирования, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре» в отношении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов по факту пользования земельными участками на территории Воронежской области без заключения договоров аренды земельных участков на землях лесного фонда, что не соответствует ст.ст.21, 22, 35 ФЗ «О прокуратуре». Оспариваемое бездействие совершено прокурором Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ и изложено в ответе . Истец, также указывает, что является охотником на основании охотничьего билета и его права затрагиваются тем, что Воронежская региональная общественная организация охотников и рыболовов продолжает осуществлять на спорных территориях деятельность в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, путем продажи путевок на добычу охотничьих ресурсов.

В связи с этим, административный истец обратился в суд и просит признать незаконным бездействие прокурора Воронежской области, выразившееся в непринятии мер прокурорского реагирования путем обращения в суд с исковым заявлением о запрещении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на охотничьих участках, предоставленных на основании постановления администрации Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Административный ответчик прокурор Воронежской области, представитель заинтересованного лица Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный истец в судебном заседании требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области по доверенности Кривцов В.А. требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Рожкова С.В. возражала по удовлетворению исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

            Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания принятия решения, касающихся содержания решения или действия.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

С учетом требований ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно пункту 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Воронежской области, утвержденной Приказом от 24.05.2013 года №75 обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

           В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что административный истец Горбачев А.В. неоднократно обращался в прокуратуру Воронежской области по вопросам использования Воронежской региональной общественной организацией охотников и рыболовов лесных участков для занятия охотхозяйственной деятельностью без соответствующих договоров аренды, иных документов, предусмотренных лесным законодательством, и непринятии органами прокуратуры мер по понуждению в судебном порядке Воронежскую региональную общественную организацию охотников и рыболовов к заключению договоров аренды лесных участков.

    Основанием для обращения с настоящим иском в суд, как указывает истец в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства, послужило бездействие прокурора <адрес>, изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Данный ответ получен истцом в ноябре 2016 года, как указывает сам истец в ходе предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.

           Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Статья 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются ФЗ от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об охоте..."), Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об охоте...", для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом земельным законодательством и лесным законодательством.

В силу части 1 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.

Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об охоте...", понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.

До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

Статьей 37 Федерального закона "О животном мире", регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона "О животном мире").

Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона "О животном мире" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 71 этого Федерального закона. Названное право подлежит прекращению при возникновении следующих обстоятельств:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил в порядке части 3 статьи 10 этого Федерального закона максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, когда аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения признан не состоявшимся по причине того, что в нем участвовали менее двух участников, - в этих случаях с единственным участником аукциона в течение тридцати дней со дня его проведения заключается охотхозяйственное соглашение;

площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий; в части 10 статьи 71 этого Федерального закона установлены предельные размеры охотничьих угодий, которые могут быть предоставлены на основании охотхозяйственного соглашения: максимальный размер таких угодий не может превышать максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

истекло пять лет со дня установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти максимальной площади охотничьих угодий;

лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения указанного аукциона.

Как разъяснялось Горбачеву А.В. в ответах прокуратуры Воронежской области, право пользования животным миром реализуется Воронежской региональной общественной организацией охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной в 2007 года, и договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в долгосрочное пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, срок действия которых определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, системный анализ положений законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов свидетельствует о том, что договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, и наличие неаннулированной долгосрочной лицензии предоставляют право на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при условии, если лицо, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, воспользовалось правом на заключение охотхозяйственных соглашений. Лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, и имеющих действующий договор о предоставлении в пользование территории или акватории, наделяются правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.

В соответствии с ч. 1 статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 71 данного закона.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (ч. 3 ст. 71 Закона об охоте).

Одним из оснований досрочного прекращения права пользования животным миром, возникшего на основании долгосрочных лицензий, является истечение пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий (установлена приказом Минприроды России от 18.05.2012 №137) при условии, что охотпользователь не воспользовался правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.

Исходя из указанных положений     закона, Воронежская региональная общественная организация охотников и рыболовов,     не воспользовавшаяся правом на заключение охотхозяйственных соглашений без аукциона, обладала правом пользования животным миром на предоставленных территориях вплоть до 18.05.2017.

Статьей 67 Закона об охоте, вступившего в силу с 01.04.2010, внесены изменения, в том числе и в ст.36 Лесного кодекса РФ, которая в действующей редакции закрепляет предоставление лесных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.

Однако, постановлением Конституционного суда РФ от 25.06.2015 N217-П действие части 3 ст. 71 Закона об охоте, устанавливающей для лиц, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий, льготный порядок оформления охотхозяйственных соглашений, приостановлен.

Как указал Конституционный суд, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,     допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона «О животном мире», со дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.

Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.

Федеральным законом от 23.06.2016 № 206-ФЗ в Лесной кодекс РФ внесены изменения, согласно которым исключена необходимость аренды охотпользователями лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением аренды лесных участков для размещения объектов охотничьей инфраструктуры. Использование лесов для

осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства будет осуществляться на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. При этом использование лесов без предоставления лесных участков допускается, если оно не влечет за собой про ведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры. Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2017.

В соответствии с п.13 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при внесении актов реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» при выявлении нарушений федерального законодательства прокурор самостоятельно определяет меры прокурорского реагирования, подлежащие применению, в целях устранения нарушений закона и. восстановления нарушенного права.

С 01.01.2017 в Лесной кодекс РФ внесены изменения, согласно которым в определенных случаях допускается использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков.

В соответствии с ч.5 ст.36 Лесного кодекса РФ правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем, до настоящего времени названные правила Правительством РФ не приняты. В связи с этим договоры аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не заключаются.

Таким образом, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется.

В судебном заседании установлено, что обращение Горбачева А.В. было рассмотрено в пределах компетенции соответствующим должностным лицом прокуратуры Воронежской области в установленный законом срок, по существу обращения истцу дан обоснованный и мотивированный ответ. Нарушений порядка рассмотрения обращения не выявлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Административным истцом в нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ суду не представлено доказательств, в чем конкретно заключается нарушение его прав, свобод и законных интересов обжалуемым ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо негативных последствий для истца, связанных с не обращением в суд с исковым заявлением о запрещении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на охотничьих участках не представлено.

    Не согласие истца с ответом прокуратуры Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ по существу не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку ответ прокуратуры носит информационный характер, не влечет для истца никаких негативных последствий, ничем не нарушает его прав и законных интересов, а также не возлагает на него никаких обязанностей.

     Кроме того, как установлено судом, основанием для обращения с настоящим иском в суд, послужило бездействие прокурора Воронежской области, изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Данный ответ получен истцом в ноябре 2016 года, как указывает сам истец в ходе предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    С настоящим исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, при этом основанием для обращения в суд послужил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, о котором истец узнал в ноябре 2016 года. Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено, что является самостоятельным отказом для удовлетворения заявленных требований.

    С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Горбачева Альберта Владимировича к прокурору Воронежской области о признании незаконным бездействие прокурора Воронежской области, выразившееся в непринятии мер прокурорского реагирования путем обращения в суд с исковым заявлением о запрещении Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на охотничьих участках, предоставленных на основании постановления администрации Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.09.2017 года

1версия для печати

2а-3276/2017 ~ М-2143/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбачев Альберт Владимирович
Ответчики
Прокурор ВО
Другие
Воронежская Региональная общественная организация охотников и рыболовов
Управление лесного хозяйства ВО
Прокуратура ВО
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
25.04.2017Регистрация административного искового заявления
26.04.2017Передача материалов судье
28.04.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.06.2017Предварительное судебное заседание
15.08.2017Предварительное судебное заседание
19.09.2017Предварительное судебное заседание
19.09.2017Судебное заседание
25.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2019Дело оформлено
15.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее