Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-272/2021 ~ М-160/2021 от 23.03.2021

УИД 45RS0023-01-2021-000355-68

Дело № 2-272/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Амировой Т.Л.

при секретаре Кадыровой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе Курганской области 26 мая 2021 г. гражданское дело по иску Михайловой Н.В., Михайлова Н. Н., Резниченко В. Ф. к ООО «Чистый город» об аннулировании задолженности по оплате коммунальный услуг, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Михайлова Н.В., Михайлов Н.Н., Резниченко В.Ф. обратились в суд с иском к ООО «Чистый город», Администрации города Шумихи об аннулировании задолженности по оплате коммунальный услуг, возложении обязанности.

В обоснование измененных исковых требований указали, что являются собственниками квартир *** в жилом доме по адресу: ***. Начиная с 22 мая 2020 г. и по настоящее время они получают от регионального оператора Курганской области ООО «Чистый город» платежные документы на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО. Фактически данной услугой не пользовались в связи с отсутствием контейнерных площадок на близлежащей территории. Считали, что постановление № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» не распространяется на собственников частных жилых домов. При этом принудительное требование оплаты при отсутствии документов и законных оснований за не оказанные коммунальные услуги, расценивается как стремление регионального оператора ООО «Чистый город» к необоснованному обогащению за их счет, грубым нарушением прав и обязанностей. Просили обязать регионального оператора ООО «Чистый город» аннулировать сложившуюся по состоянию на 1 апреля 2021 г. задолженность, обязать ООО «Чистый город» заключить с Михаловой Н.В. и Резниченко В.Ф. договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 1 апреля 2021 г., обязать муниципальное образование – администрацию города Шумихи обустроить контейнерную площадку и установить мусорные баки в соответствии с требованием СанПиН № 42-128-4690-88 на прилегающей территории к жилому дому по адресу: ***, взыскать с ООО «Чистый город» расходы по оплате государственной пошлины.

Определением Шумихинского районного суда Курганской области от 14 апреля 2021 г. произведена замена ответчика Администрации города Шумихи на Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области.

Определением Шумихинского районного суда Курганской области от 26 мая 2021 г. производство по делу в части требований, предъявленных Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки и установлению мусорных баков на прилегающей территории к жилому дому по адресу: *** прекращено в связи с отказом от иска.

Истец Михайлова Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что услугами ООО «Чистый город» они не пользовались, так как образующиеся в процессе жизнедеятельности бытовые отходы утилизировали самостоятельно, в том числе, путем сжигания. Услугой регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами они начали пользоваться лишь с апреля 2021 года, поскольку контейнеры для сбора мусора были установлены Администрацией Шумихинского муниципального округа в апреле 2021 г. В связи с чем считала, что договор должен быть заключен с указанного времени.

Истцы Михайлов Н.Н., Резниченко В.Ф. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель ответчика ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление указал, что в настоящее время требования по обустройству контейнерной площадки и установлении мусорных баков исполнены.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области от 13 сентября 2019 г. региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области является ООО «Чистый город».

Истцы Михайлова Н.В., Михайлов Н.Н., Резниченко В.Ф. являются собственниками квартир *** в жилом доме по адресу: ***.

Из пояснений истца Михайловой Н.В. данных в ходе рассмотрения дела следует, что из представленных квитанций, направляемых ООО «Чистый город», за ней и Михайловым Н.Н. числится задолженность по оплате услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере по 1 197 руб. 97 коп., за Резниченко В.И. – 1 196 руб. 02 коп.

В качестве оснований для аннулирования указанной задолженности истцами указано на отсутствие возможности пользоваться данной услугой до апреля 2021 г. в связи с отсутствием контейнерных площадок с мусорными баками на близлежащей территории.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктов 11 и 24 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4, пунктом 2 статьи 24.7. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, а региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов.

Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, ООО «Чистый город», являющееся региональным оператором, полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых бытовых отходов не наделено.

Постановлением Администрации города Шумихи от 15 апреля 2019 г. № 189 утвержден Порядок определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Шумихи, согласно которому для определения мест (площадок) накопления ТКО и включения их в реестр физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает письменную заявку в Комиссию Администрации города Шумихи для принятия решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и включения их в реестр мест (площадок) накопления ТКО (пункт 1.2).

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось отсутствие контейнерной площадки накопления ТКО на прилегающей территории к жилому дому по адресу: ***.

По информации Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области от 26 мая 2021 г. следует, что заявки на установление мусорных контейнеров по указанному адресу ни в Администрацию города Шумихи, ни в Отдел ЖКХ Администрации Шумихинского муниципального округа не поступало.

Указанные обстоятельства истцом Михайловой Н.В. в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также не использования установленных мусорных контейнеров истцами в материалы дела также не представлено.

Поскольку региональный оператор вывозит твердые коммунальные отходы из мест, определенных органом местного самоуправления, невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для аннулирования образовавшейся задолженности.

Довод Михайловой Н.В. о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен быть заключен с апреля 2021 г., после установления контейнеров для сбора мусора суд находит не состоятельным.

Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с пунктами 8 (17) и 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональным оператором было опубликовано предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, адресованное потребителям на официальном сайте ООО «Чистый город», а также в общественно-политической газете «Новый мир».

В ходе рассмотрения дела Михайловой Н.В. не оспаривалось, что до апреля 2021 г. в ООО «Чистый город» для заключения договора истцы не обращались.

В связи с тем, что в установленный Правилами срок истцы для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в ООО «Чистый город» не обратились, в силу вышеприведенных правовых норм указанный договор считается заключенным на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Поскольку договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО «Чистый город» и истцами считаются заключенными на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты; сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок, осуществлялся региональным оператором ООО «Чистый город» в соответствии с реестром мест установленных мусорных контейнеров, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности по заключению договора оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с апреля 2021 г.

Довод истцов о том, что площадка для накопления ТКО находилась на значительном удалении от их дома, в связи с чем они данной услугой не пользовались, суд находит несостоятельным. Поскольку указанное обстоятельство не снимает с потребителя коммунальной услуги обязанности по надлежащей их оплате.

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, в связи с чем ООО «Чистый город» не может нести неблагоприятные последствия ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.

Доводы истца о том, что положения пункта 8.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, возлагающий на региональных операторов полномочия по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТБО, на владельцев частных жилых домов не распространяется, суд находит не состоятельными, поскольку пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» прямо возлагает на собственников твердых коммунальных отходов обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований оснований для взыскания государственной пошлины с ООО «Чистый город» суд не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Михайловой Н.В., Михайлова Н. Н., Резниченко В. Ф. к ООО «Чистый город» об аннулировании задолженности по оплате коммунальный услуг, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 2 июня 2021 года.

Судья                                                               Т.Л. Амирова

2-272/2021 ~ М-160/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлова Нина Васильевна
Резниченко Валентина Федоровна
Михайлов Никита Николаевич
Ответчики
Администрация г. Шумихи
Администрация Шумихинского муниципального округа
ООО "Чистый город"
Суд
Шумихинский районный суд Курганской области
Судья
Амирова Т.Л.
Дело на сайте суда
shumihinsky--krg.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Подготовка дела (собеседование)
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2021Дело оформлено
04.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее