Гражданское дело №2-1-26/2022 УИД 57RS0020-01-2022-000003-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 года пгт. Хотынец
Хотынецкий районный суд Орловской области, в составе:
председательствующего - судьи Мироновой Е.И.,
при секретаре Симагиной О.С.,
с участием старшего помощника и помощника Хотынецкого межрайонного
прокурора Орловской области соответственно Карасева A.M.,
Кузиной Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по исковому заявлению Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Пикулиной Л.Г. к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными средствами,
установил:
Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в интересах Пикулиной Л.Г. с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области (далее Департамент) и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ») о восстановлении нарушенного права- об обязании обеспечить лекарственными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка по вопросу обеспечения за счет бюджетных денежных средств льготной категории граждан лекарственными препаратами. В ходе проверки было установлено, что Пикулина Л.Г. состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом: «----------». Является инвалидом 2 группы, в связи с чем, включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
По рекомендации врача Пикулина Л.Г. нуждается в медикаментозной терапии в виде приема лекарственных препаратов: ацетилсалициловая кислота, аторвастатин, карведиол, валсартан, торасемид, амплодипин, доксазазин спиронолактон ежедневно. В ходе проверки установлено, что Пикулиной Л.Г. N-числа выписаны рецепты на получение препаратов: ацетилсалициловая кислота, аторвастатин, карведиол, валсартан, торасемид, амплодипин, доксазазин спиронолактон, однако, по настоящее время лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями не выданы.
В связи с чем, прокурор просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области, БУЗ 00 «Хотынецкая ЦРБ» обеспечить Пикулину Л.Г. лекарственными препаратами: ацетилсалициловая кислота, аторвастатин, карведиол, валсартан, торасемид, амплодипин, доксазазин спиронолактон в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом и обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
В судебном заседании старший помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Карасев М.А. уточнил исковые требования. Указал, что Пикулина Л.Г. состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом «----------» и является инвалидом 3 группы, в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета. Просил обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Пикулину Л.Г. лекарственными препаратами: ----------, в соответствии с выданными лечащим врачом рецептами и медицинскими показаниями вплоть до отмены указанных лекарственных препаратов лечащим врачом.
Лицо, в интересах которого прокурор обратился в суд с иском, Пикулина Л.Г., в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором исковые требования прокурора поддержала, просила обеспечить ее лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью, вплоть до отмены лечащим врачом <данные изъяты> N-числа представляла уточнение исковых требований от своего имени, которые отозвала заявлением от N-числа <данные изъяты>
Представитель ответчика БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» - главный врач Бурцев Ю.В. в судебном заседании исковые требования к БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» признал, пояснил, что истец Пикулина Л.Г. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарственных средств и медицинских изделий, включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, нуждается в получении льготных лекарственных препаратов. Лекарственные препараты: ---------- включены в заявку на льготное обеспечение на 2022 год. Пикулина Л.Г. была обеспечена в 2021 году лекарственными препаратами: ----------, в январе 2022 года лекарства не получала. Рецепты в 2021 году выписывались по наличию лекарственных препаратов в аптечной сети ГУП ОО «Орелфармация». По заявкам БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области на 2021 и 2022 год за счет средств федерального бюджета учтена потребность Пикулиной Л.Г. на данные лекарственные препараты. N-числа БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлена дополнительная заявка потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения сверх заявки на 2022 год, в которой отражены лекарственные препараты для Пикулиной Л.Г. за счет федерального бюджета.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении представитель по доверенности Ермакова А.О. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях на иск указала, что Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций. Но норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета, составляет всего 929 рублей 08 копеек. Данный норматив не позволяет Департаменту обеспечить граждан в полном объеме лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Законодательством не предусмотрено, что назначение медицинских изделий гражданам, имеющим право на их бесплатное получение, и оформление рецептурного бланка лечащим врачом должно осуществляться в годовой потребности гражданина в медицинских изделиях. Согласно счету пациента на 2022 год, выписанные рецепты на лекарственный препарат обеспечены Департаментом. В связи с изложенным отсутствует возможность угрозы жизни и здоровья истца, считает требование об обращении решения суда к немедленному исполнению необоснованным и не подлежащим удовлетворению <данные изъяты>
Представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области и ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд заявления, в которых просят суд рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие <данные изъяты>
Согласно статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 (зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 № 6303) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1.2).
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь (пункт 2.1).
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (пункт 2.3).
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (пункт 2.7).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» заболевания, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, включены в перечень социально-значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Данным Перечнем предусмотрено, что лицам, определенных категорий заболеваний, в числе которых «диабет», «бронхиальная астма», при амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Из материалов дела следует, что Пикулина Л.Г., N-числа года рождения, является инвалидом 3 группы с N-числа, что подтверждается справкой, выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» серия МСЭ-2014 № от N-числа <данные изъяты>
Согласно выписки от N-числа и заключения от N-числа БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница», Пикулина Л.Г. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарственных средств и медицинских изделий, находится под наблюдением в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом: «----------», в связи с чем ей назначены лекарственные препараты: ----------.
Пикулина Л.Г. включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, нуждается в получении льготных лекарственных препаратов <данные изъяты>
БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» вышеуказанные лекарственные препараты и медицинские изделия включены в заявку на льготное лекарственное обеспечение на 2021 и 2022 год <данные изъяты>
Из ответа ГУП ОО «Орелфармация» следует, что по данным Единой региональной информационной системы, за декабрь 2021 и январь 2022 года рецепты на Пикулину Л.Г. не поступали ----------
Судом установлено, что Пикулина Л.Г. своевременно не обеспечивалась в соответствии с имеющейся потребностью лекарственными препаратами, что влечет нарушение права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, а с учетом имеющихся у нее заболеваний опасно для ее жизни и здоровья.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
По смыслу приведенных выше норм права Пикулина Л.Г. должна обеспечиваться вышеуказанными лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество лекарственных препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Пикулиной Л.Г. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Пикулину Л.Г. указанными лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью и медицинскими показаниями удовлетворить.
Свидетель Б. суду показала, что является лечащим врачом-терапевтом Пикулиной Л.Г. Она выписывала рецепты на лекарственные препараты по наличию их в аптечной сети ГУП ОО «Орелфармация» до 2022 года. С января 2022 года рецепты выписываются на все необходимые лекарства. Отсутствующие в аптечной сети препараты, по рецептам ставятся в отсроченное обслуживание. Ответа по дополнительной заявке, отправленной БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области, не поступило. Все препараты, назначенные Пикулиной Л.Г., являются жизненно необходимыми.
Требование прокурора об обязании БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты Пикулиной Л.Г. в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом суд считает необходимым удовлетворить, поскольку рецепты лечащим врачом выписывались не на все лекарственные препараты согласно медицинских показаний Пикулиной Л.Г., а исходя из их наличия в аптечной сети, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы не нарушены, так как в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона, а отсутствие выписанных рецептов не является основанием для не исполнения уполномоченным органом возложенных на него обязанностей по закупке и обеспечению лекарственного препарата.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
С учетом специфики заболевания Пикулиной Л.Г., жизненной необходимости истца в назначенных препаратах, отсутствие которых может привести к ухудшению здоровья, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда, что подтверждается материалами гражданского дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Пикулиной Л.Г. удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Пикулину Л.Г., N-числа года рождения, уроженку ----------, следующими лекарственными средствами: ----------, в соответствии с выданными лечащим врачом рецептами и медицинскими показаниями вплоть до отмены указанных лекарственных препаратов лечащим врачом.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.И. Миронова
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года