№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2017 года г.Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Копина С.А.,
с участием прокурора Магомедова А.М.,
истца Хоботова С.Н.
представителя ответчика - ООО «УК ЖКХ» Савина Н.А., действующего на основании доверенности,
при секретаре Ипатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района РК, действующего в интересах Хоботова Сергея Николаевича к ООО «Управляющая компания ЖКХ» о признании незаконными действий по применению норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды жилого дома, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
В суд обратился прокурор Пудожского района РК в интересах Хоботова С.Н.. к ООО «УК ЖКХ» о признании незаконными действий по применению норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды жилого дома, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что Хоботов С.Н. является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес> РК. Управление в многоквартирном жилом доме осуществляется ООО «УК ЖКХ». Ответчиком при расчете платы за ОДН Хоботову С.Н. необоснованно применен норматив потребления ОДН в размере 1,38. в состав данного норматива входят следующие составляющие : осветительные установки – 0,36, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования – 0,16, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - - 0,86. Однако, в жилом доме, расположенном по адресу : <адрес>, отсутствует стационарное насосное оборудование, либо иное оборудование, являющееся общедомовым имуществом. Согласно объяснениям директора ООО «УК ЖКХ» для откачки грунтовых вод из подвального помещения предприятием используется насос модели «Sewage 250F Ci» мощностью 1500Вт. Указанное оборудование используется периодически, и не является общедомовым имуществом многоквартирного дома. В связи с этим полагает, что действия управляющей организации, связанные с применением коэффициента 0,86 ( использование насосного оборудования ) являются неправомерными. В связи с этим просил признать указанные действия незаконными и возложить на ответчика обязанность произвести Хоботову С.Н. перерасчет платы за потребленную электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что в многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета электрической энергии, в связи с чем норматив потребления коммунальной услуги не может применяться управляющей организацией..
Истец Хоботов С.Н. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования. Указал, что какого либо насосного оборудования в многоквартирном жилом доме не установлено. Откачка грунтовых вод из повала производилась около двух раз переносным насосом ответчика. Полагал, что использование такой составляющей, как наличие в многоквартирно доме насосного оборудования, является неправомерным, и значительно увеличивает размер платы по электроснабжению на общедомовые нужды.. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «УК ЖКХ» в судебном заседании исковые требования признал частично, указав, что при наличии в доме общедомового прибора учета электрической энергии, установленного еще в 2015 году, применения какого либо норматива не требуется. Пояснил суду, что действительно какое либо насосное оборудование, являющееся общедомовым имуществом <адрес> в <адрес>, отсутствует. Предприятием используется периодически собственный насос для откачки грунтовых вод из подвального помещения многоквартирного жилого дома.
Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В судебном заседании установлено, что Хоботов С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>.
Управление в многоквартирном жилом доме на основании проведенного собрания собственников жилого дома осуществляется ООО «Управляющая компания ЖКХ». ДД.ММ.ГГГГ истцом заключен договор управления многоквартирным домом. Согласно договору управления многоквартирным домом названный дом передан последнему в управление. В соответствии с п. 2.1 договора ООО «УК ЖКХ» обязалось предоставлять коммунальные услуги, в том числе, услугу электроснабжения.
В соответствии с положениями ст. 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354) по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с требованиями ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации названных предписаний жилищного кодекса Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 года № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно п. 44 названных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
,где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> РК оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, потребляемой многоквартирным жилым домом. Указанный прибор введен в эксплуатацию на основании справки – акта № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом наличия коллективного ( общедомового ) прибора учета потребляемого коммунального ресурса являются необоснованными действия ответчика, использующего при расчете платы за коммунальный ресурс по электроснабжению на общедомовые нужды какого либо норматива потребления.
При этом суд отмечает, что заслуживают внимания и доводы прокурора о необоснованности использования при расчете платы такого показателя, как насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование в размере 0,86.
Так, из материалов гражданского дела следует, что ответчиком применялись нормативы потребления электрической энергии на общедомовые нужды, утвержденные Приказом государственного комитета Республики Карелия по жилищно – коммунальному хозяйству и энергетики от 28.08.2012 года № 41 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек в Республики Карелия».
Вместе с тем, несмотря на то, что положения названного приказа, касающиеся применения нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от ДД.ММ.ГГГГ N 339, ответчиком данные нормативы при расчете платы за коммунальныую услугу по – прежнему применяются.
Кроме того, суд полагает, что и использование при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды в отношении многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, такой составляющей как насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другого оборудования с коэффициентом – 0,86, также является неправомерным.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что многоквартирный жилой дом не оснащен каким либо стационарным насосным оборудованием, являющимся общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома. Применение данной составляющей до 01.01.2017 года допускалось в случае наличия такового оборудования, используемого в постоянном режиме для предоставления той или иной коммунальной услуги, например, для подачи холодной воды из скважины, поддержания необходимого и постоянного давления в системе водоснабжения и др.
В свою очередь, периодическое использование переносного насоса малой мощности для удаления грунтовых вод из подвального помещения многоквартирного жилого дома не давало ответчику включать данную составляющую в расчет норматива для платы за потребленную на общедомовые нужды электрической энергии.
Прокурором обосновано, указано, как в исковом заявлении, так и в ходе рассмотрения дела, что согласно заключенного с собственниками многоквартирного жилого дома договора управления многоквартирным домом от 14.06.2015 года ответчик в рамках работ по подготовке к сезонной эксплуатации осуществляет, в том числе, устранение причин подтапливания подвальных помещений. За выполнений данных работ ООО «УК ЖКХ» взимает плату с собственников помещений многоквартирного дома в размере 11,52 руб. за 1 кв. м жилого помещения. Для выполнения данных работ ответчик использует принадлежащий ему инструмент, технику и иное оборудование, в том числе и насос модели «Sewage 250F Ci» мощностью 1500Вт.
При таких обстоятельствах требования прокурора, заявленные в интересах Хоботова С.Н., подлежат удовлетворению.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пудожского района, действующего в интересах Хоботова С.Н., удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания жилищно – коммунального хозяйства » по применению рассчитанного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды жилого <адрес> в <адрес> Республики Карелия с 01 сентября 2015 года по 31 марта 2017 года.
Обязать ООО «Управляющую компанию жилищно – коммунального хозяйства» произвести Хоботову С.Н. перерасчет за потребленную электроэнергию, использованную на общедомовые нужды за период с 01.09.2015 года по 31.03.2017 года
Взыскать с ООО «Управляющая компания жилищно – коммунального хозяйства» в доход бюджета Пудожского городского поселения государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2017 года.
Судья Копин С.А.