Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-567/2021 (2-6426/2020;) ~ М-5873/2020 от 09.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2021 г.

(мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)

Подольский городской суд <адрес>

в составе

судьи Николаева М.Н.

при секретаре Храмовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чурсиной Марины Николаевны к АО «Дикси Юг» о компенсации морального вреда

Установил

     Чурсина Марина Николаевна обратилась в суд с иском к АО «Дикси Юг» о компенсации морального вреда в размере руб., указав, что ДД.ММ.ГГГГ при посещении магазина АО «Дикси-50920» в час. мин., по адресу: <адрес>, с целью совершения покупок, однако ей отказано в обслуживании по причини не надетой маски, что истица считает незаконным, нарушившим ее права как потребителя.

     Чурсина М.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

     Представитель АО «Дикси Юг» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

     Изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению.

     Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

     Истицей Чурсиной Мариной Николаевной указано, что ДД.ММ.ГГГГ она посещала магазин АО «Дикси-50920» в час. мин., расположенный по адресу: <адрес>, с целью совершения покупок, однако ей отказано в обслуживании по причини не надетой маски, что истица считает незаконным, нарушившим ее права как потребителя.

     В подтверждение своих доводов истицей в своем иске указана ссылка на адрес в сети «Интернет», на котором расположена видеозапись об указанном посещении ею данного магазина ответчика: https://cloud.mail/ru/public/47e9/38Qi9HDdS.

     Диск с расположенными по указанному адресу двумя видеозаписями приобщен к материалам дела и просмотрен в судебном заседании.

     На записях зафиксирована съемка в магазине «Дикси» и на записях слышаться слова женщины, изображения которой не видно, о том, что ее не обслуживают в магазине «Дикси», сообщает о нарушении ее прав.

     Поскольку сама истица лично в судебное заседание не явилась, на видеозаписях нет изображения лица, проводившего съемку и соответственно лица, которому отказано в обслуживании, суд не считает, что указанная истицей видеозапись подтверждает отказ со стороны сотрудников ответчика в обслуживании в магазине АО «Дикси Юг» именно истицы.

     Кроме того, и сам факт отказа истице в облуживании в магазине как потребителю, из-за отсутствия на потребителе надетой маски, как имевший место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем утверждается самой истицей, никак не свидетельствует о нарушении ее прав ответчиком.

     Договор розничной купли-продажи, по смыслу взаимосвязанных положений ст.ст. 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, является публичным договором.

     Однако, факт отказа в заключении публичного договора из-за отсутствия маски у потребителя, не является незаконными действиями АО «Дикси Юг».

      Согласно Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

     В силу п. 1 ст. 1 указанного Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Согласно п. 1 ст. 7 указанного Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

     Частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

     Кроме того, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

     Согласно ст. 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     В соответствии с п. «в.2» ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» <адрес> в пределах своей компетенции принимает решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Такой нормативный акт в <адрес> принят, а именно ДД.ММ.ГГГГ принято постановление <адрес> -ПГ «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>».

     Согласно п. 1 названного Постановления, введен с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ режим повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Согласно п.п. 2 п. 5 названного Постановления, органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социальной дистанции, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).

     Согласно п.п. 7 п. 5 названного Постановления, граждане обязаны с ДД.ММ.ГГГГ использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (в том числе на всех объектах розничной торговли, аптеках, общественном транспорте, включая перевозку пассажиров и багажа по заказу, легковым такси, железнодорожном транспорте, железнодорожных вокзалах, станциях, пассажирских платформах, пешеходных настилах, мостах и тоннелях, на всех предприятиях, продолжающих свою работу, в местах общего пользования многоквартирных домов, медицинских организациях).

     Подпунктом 8 указанного п. 5 названного Постановления установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны не допускать в здания, строения, сооружения (помещения в них), в которых осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, граждан, не соблюдающих требования подпункта 7 настоящего пункта.

     Указанные подпункты 7 и 8 п. 5 постановления <адрес> -ПГ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>», в редакции изменений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, действовали в приведенной редакции на ДД.ММ.ГГГГ

     Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, признан не противоречащим Конституции Российской Федерации подпункт 3 п. 5 постановления <адрес> "О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>" (об ограничении на передвижение граждан), поскольку установление этого положения по его конституционно значимому предназначению и сути было продиктовано объективной необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве.

     В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (ст. 55, часть 3 Конституции Российской Федерации). С учетом этого введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных - как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям - эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. При этом обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования. Осуществление же соответствующего регулирования и правоприменения представляет собой особую задачу, уклониться от решения которой государство не вправе (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

     Конституционным Судом РФ указано, что ДД.ММ.ГГГГ по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а ДД.ММ.ГГГГ ситуация признана пандемией (заявление Генерального директора ВОЗ по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV), ДД.ММ.ГГГГ; вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19, ДД.ММ.ГГГГ). Распространение коронавирусной болезни, начавшееся в 2019 году, поставило перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности множество проблем не только медицинского, но и социального, политического, экономического и юридического характера. Одной из них стала проблема ограничения контактов между людьми с целью снижения скорости передачи вируса от человека к человеку. Как следует из принятых ДД.ММ.ГГГГ Всемирной организацией здравоохранения Рекомендаций по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-2019), меры общественного здравоохранения для достижения этих целей могут включать ограничение передвижения или отделение людей, которые могли быть подвержены воздействию вируса, от остальной части населения с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заболевания. Необходимость принятия наряду с другими мерами борьбы с пандемией мер, связанных с ограничением свободы передвижения, подтверждается опытом других государств. Меры изоляции и самоизоляции граждан по месту их проживания (пребывания), получившие международное обозначение "lockdown", не являются особенностью Российской Федерации. В апреле 2020 года они в той или иной степени применялись более чем в 90 странах мира и, таким образом, охватывали более половины населения планеты. В сложившейся экстраординарной ситуации <адрес> как высшим должностным лицом государственной власти субъекта Российской Федерации (это относится к большинству регионов), по сути, было осуществлено оперативное (опережающее) правовое регулирование.

     С учетом изложенного, суд находит установленным, что на указанную истицей дату - ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> действовали законно установленные, в публичных целях, в целях защиты прав граждан на жизнь и здоровье, во избежание распространения новой коронавирусной инфекции, санитарно-защитные меры, направленные на защиту граждан, в том числе установлена и действовала обязанность для граждан использовать в местах общего пользования маски и респираторы и установлен и действовал запрет на доступ граждан без указанных средств защиты в здания, строения и сооружения и помещения в них.

     Из иска следует, что истица Чурсина М.Н. посетила ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> один из магазинов АО «Дикси Юг» без маски, тем самым нарушив установленные ограничения, ответчик имел законные основания как по не допуску истицы в таком случае в помещение своего магазина, и как следствие, и к отказу в обслуживании истицы как покупателя, не имеющей маски либо респиратора.

     В этом случае никаких прав истицы как потребителя действиями ответчика не нарушены, основания для компенсации морального вреда отсутствуют и суд в иске Чурсиной М.Н. отказывает.

      Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил

     В иске Чурсиной Марины Николаевны к АО «Дикси Юг» о компенсации морального вреда отказать.

     Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.

Судья

2-567/2021 (2-6426/2020;) ~ М-5873/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чурсина Марина Николаевна
Ответчики
АО "Дикси Юг"
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Николаев Максим Николаевич
Дело на странице суда
podolsky--mo.sudrf.ru
09.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2020Передача материалов судье
10.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Подготовка дела (собеседование)
24.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее