УИД <Номер обезличен>
Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года г. Зея Амурской области
Судья Зейского районного суда Амурской области Клаус Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по иску Васильевой Е.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец Васильева Е.А, являясь неработающим пенсионером по старости и проживающая в районе, приравненном к Крайнему Северу, в июне-июле 2019 года использовала льготный проезд к месту отдыха до г. г. Славянск Донецкой области и обратно, обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно, по маршруту Зея-Благовещенск-Москва-Славянск-Москва-Благовещенск-Зея в общей сумме 35 678 рублей.
Из отзыва на иск, представленного ответчиком следует, что ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Зея Амурской области с исковыми требованиями не согласно, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку в целях реализации ст.34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Правительство РФ Постановлением № 176 от 01 апреля 2005 года утвердило Правила, определяющие порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Таким образом, компенсация расходов на оплату стоимости проезда указанным гражданам предусмотрена к месту отдыха на территории Российской Федерации, в то время, как заявитель осуществляла отдых за пределами Российской Федерации. Следовательно, законные основания для принятия Управлением решения о компенсации расходов заявителю на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно отсутствуют. Компенсация может производится в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах установленных п. 10 Правил. Возмещение фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится на основании представленных проездных документов, выданных в соответствии с законодательством РФ транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда, в том числе железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда. Метро к указанной категории железнодорожного транспорта не относится. Доказательства стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда по заявленному маршруту заявителем не представлено. Считает заявленную к возмещению сумму проезда по маршруту Домодедово – автостанция в сумме 55 рублей и автостанция – Шереметьево в сумме 110 рублей не подлежащей удовлетворению. Согласно разъяснениям, утвержденным Приказом Минтруда России от 18 марта 2016 года № 118 н «Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176» в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории. Таким образом, не подлежат компенсации заявленные к возмещению сбор за услугу по оформлению билета через организацию, обеспечивающую взаиморасчеты между переводчиком и агентством в сумме 185 рублей (Москва-Благовещенск). Заявителем в материалы деда представлена справка транспортной организации от 17 июня 2019 года, согласно которой, крайней точкой (контрольно – пропускным пунктом) на границе РФ и Украины является г. Шебекино. По маршруту Москва – Славянск считает допустимым применить указанную справку. Представленная справка по маршруту Славянск – Москва не может быть применена к расчету понесенных заявителем расходов, поскольку фактически (по билету), расходы составили 800 рублей, в то время как по справке 1420 рублей. Кроме того, справка содержит информацию о стоимости проезда в одном направлении – до остановки Славянск, то есть сколько реально стоит проезд от г. Шебекино до Москвы не установлено.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:
На основании ст.34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 4 вышеназванного Закона, гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Согласно п.3 названных Правил, компенсация может производиться в виде:
а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;
б) возмещения фактически произведённых пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п.7, п.9 Правил, заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с документальным подтверждением предстоящего пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий сведения о предстоящем нахождении пенсионера в избранном им для проведения отдыха месте).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Таким образом, в числе тех, кому выплачиваются компенсации, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в других местах. Вместе с тем, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 вышеуказанного Закона.
Согласно п.10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведённых расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда:
а ) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно;
д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула к Закону).
Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.2006 г. № 38-О «По запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» данные нормативные положения устанавливают порядок реализации пенсионерами - получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы, имеющей целью создание условий, обеспечивающих им отдых и оздоровление в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, чем регионы, в которых они постоянно проживают и, как правило, значительно удалённых от места их постоянного жительства. С учётом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно.
Поскольку получателям страховой пенсии по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путёвок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведённых расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей страховых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путёвками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха.
Выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера на отдыхе, в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.
Согласно представленных пенсионного удостоверения и трудовой книжки, истец является неработающим пенсионером, льготным проездом по Закону РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не пользовалась, что подтверждено справкой ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области от <Дата обезличена>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории РФ.
В подтверждение затраченной истцом суммы проезда предоставлены: билеты на автобус, электронные билеты, посадочные талоны, контрольные купоны на метро и справка о стоимости проезда, изучив которые и, учитывая требования Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №176, суд приходит к следующему:
Истец просит взыскать с ответчика стоимость льготного проезда к месту отдыха и обратно в общей сумме 35 678 рублей по маршруту Зея-Благовещенск-Москва- Славянск (Украина) - Москва - Благовещенск - Зея.
Стоимость проезда истца к месту отдыха и обратно подтверждена следующими проездными документами:
- билетом на автобус от <Дата обезличена> по маршруту г.Зея - г. Благовещенск, согласно которому стоимость проезда без учета комиссионного сбора (50 рублей) составляет 1760 рублей;
- маршрутной квитанцией электронного билета <Номер обезличен> по маршруту Благовещенск-Москва (Домодедово) и посадочным талоном к нему;
- маршрутной квитанцией для посадки на автобус к электронному билету <Номер обезличен> по маршруту Москва – Славянск;
- автобусным билетом по маршруту Москва-Славянск от <Дата обезличена>, согласно которому стоимость проезда составляет 2000 рублей;
- билетом по маршруту Славянск – Москва от <Дата обезличена>, согласно которому стоимость проезда составляет 800 гривен;
- контрольными купонами к транспортной карте Московского метрополитена на сумму 165 рублей;
- электронным билетом <Номер обезличен> по маршруту Москва (Шереметьево)-Благовещенск и посадочным талоном к нему;
- справкой ООО «АвтоТрансЮг» от <Дата обезличена>, из которой следует, что стоимость проезда от Москвы до остановки Славянск составляет 2000 рублей. Стоимость проезда до АПП «Шебекино» составляет 1410 рублей 20 коп.;
- билетом на автобус от <Дата обезличена> по маршруту г.Благовещенск – г.Зея, согласно которому стоимость проезда составила 1760 рублей.
Изучив представленные документы, суд полагает требования истца о взыскании стоимости проезда по маршруту Зея-Благовещенск-Зея подлежащими удовлетворению в полном объеме на сумме 3520 рублей, указанные расходы истца полностью подтверждены проездными документами. Вместе с тем требования истца о взыскании стоимости проезда по маршруту Благовещенск-Москва-Благовещенск подлежа частичному удовлетворению на сумму 28988 рублей, исходя из подтвержденной проездными документами стоимости проезда за исключением сбора за услугу по оформлению билета через организацию, обеспечивающую взаиморасчеты между переводчиком и агентством в сумме 185 рублей (Москва-Благовещенск), поскольку как следует из приказа Минтруда России от 18 марта 2016 года № 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176", в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Рассматривая требования истца о взыскании стоимости проезда от г. Москва до г. Славянск и обратно, суд считает необходимым взыскать с ответчика стоимость проезда истца по маршруту Москва – АПП Шебекино (крайняя точка пересечения границы РФ и Украины) в сумме 1410 рублей 20 коп., подтвержденную представленной в материалы дела справкой ООО «АвтоТрансЮг» от <Дата обезличена>.
При этом, доказательств стоимости проезда по маршруту АПП Шебекино – Москва истцом в материалы дела не представлено, имеющийся в материалах дела проездной документ подтверждает стоимость проезда от г. Славянск (Украина) до г. Москва. Применение к указанному маршруту стоимости проезда по справке ООО «АвтоТрансЮг» от <Дата обезличена> по маршруту Москва – АПП Шебекино суд считает невозможным, поскольку проезд по данным маршрутам происходил в разное время, у разных перевозчиков, следовательно стоимость проезда может значительно отличаться. Таким образом, в удовлетворении требований о взыскании стоимости проезда по маршруту Славянск-Москва суд считает необходимым отказать.
Также суд отказывает в удовлетворении требований истца о взыскании стоимости проезда на метро от аэропорта Домодедово г. Москва до автостанции и от автостанции до аэропорта Шереметьево г. Москва в общей сумме 165 рублей, поскольку указанные расходы в силу вышеприведенных норм действующего законодательства компенсации не подлежат.
Таким образом, с ответчика в пользу истца полежит взысканию стоимость проезда истца по маршруту Зея-Благовещенск-Москва-Славянск-Москва-Благовещенск-Зея в общем размере 33 918 рублей 20 коп.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета города Зея, от уплаты которой истец освобождена.
Руководствуясь ст.ст.232.1-232.4 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильевой Е.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области в пользу Васильевой Е.А. расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, использованного в июне-июле 2019 года в сумме 33 918 рублей 20 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1 217 рублей 54 коп.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей – со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Клаус
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья Н.В.Клаус