Дело №2-1468/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 г. г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Губиной Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заугольной В.М.,
с участием представителя истца Кутузовой И.В., представителя ответчика Зерновой А.Ю., представителя третьего лица Макеева Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело
по иску Кутузова Н.М. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежных средств,
установил:
Кутузов Н.М. обратился в суд с иском к Департаменту
социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежных средств.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ замещал государственную должность <данные изъяты> и являлся Председателем <данные изъяты>, в связи с чем ему было назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты. С ДД.ММ.ГГ выплаты истцу приостановлены.
Истец полагал, что приостановление и последующее прекращение денежной выплаты является неправомерным, поскольку на момент назначения выплаты он соответствовал критериям, предъявляемым Законом Орловской области от 8 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов». В свою очередь, внесенные с
19 февраля 2016 г. в названный закон изменения, касающиеся того, что право на получение ежемесячной выплаты приобретают только депутаты, замещавшие указанную должность на профессиональной постоянной основе не менее 3 лет, по отношению к истцу применяться не могут, поскольку указанные изменения распространяются только на правоотношения, возникшие после принятия этого закона.
По изложенным основаниям, истец просил суд обязать ответчика возобновить выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГ
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и в конченом итоге просил суд обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области возобновить Кутузову Н.М. выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГ; взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в пользу Кутузова Н.М. ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 1488821,32 руб., с продолжением выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной выплаты с ДД.ММ.ГГ
Уточенные исковые требования мотивированы тем, что при осуществлении расчета взыскиваемой суммы ответчик неправомерно вычитает из общей суммы дополнительного материального обеспечения полученную Кутузовым Н.М. пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом Орловской области «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области».
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Орловской области.
В судебное заседание истец Кутузов Н.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, воспользовался правом на участие в деле через представителя.
В судебном заседании представитель истца Кутузова И.В. уточненные исковые требования поддержала, аргументируя их доводами, изложенными в заявлениях, а также письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Зернова А.Ю. в судебном заседании право истца на возобновление ежемесячной денежной выплаты не оспаривала, однако полагала, что защита права истца путем взыскании суммы выплаты за определенный период возможна только в соответствии с представленным ответчиком расчетом.
Представитель третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов Макеев Ю.Н. при разрешение заявленных истцом требований с учетом их уточнений полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, также представил суду письменные возражения на исковое заявление Кутузова Н.М.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит
к следующему.
Пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 51 Устава (Основного закона) Орловской области от 26 февраля 1996 г. №7-ОЗ установлено, что депутаты областного Совета народных депутатов осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областного Совета народных депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.
Гарантии депутатской деятельности устанавливаются вышеприведенным Уставом (Основным законом) Орловской области и законом области.
Как следует из материалов дела, Кутузов Н.М. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ замещал государственную должность <данные изъяты> и являлся <данные изъяты> на непостоянной основе (без отрыва от основной трудовой деятельности).
По заявлению Кутузова Н.М. решением Управления социальной защиты населения администрации Орловской области от 16 января 2007 г. №342 на основании Закона Орловской области от 8 января 1997 г. №21-ФЗ «О статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области» с 16 января 2007 г. истцу назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты к трудовой пенсии по старости.
По итогам проверки соблюдения законодательства при назначении и выплате депутатам Орловского областного Совета народных депутатов ежемесячной денежной выплаты к страховой пенсии по старости 1 декабря 2015 г. заместителем прокурора Орловской области в адрес руководителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием решить вопрос о прекращении выплат, осуществляемых с нарушением закона.
Уведомлением Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***. выплата назначенного Кутузову Н.М. дополнительного материального обеспечения приостановлена с ДД.ММ.ГГ в соответствии с представлением прокуратуры Орловской области об устранении нарушений федерального законодательства. Для возобновления выплат истцу предложено представить сведения о размере среднемесячного заработка, который был получен им за счет средств областного бюджета в период замещения должности депутата в Орловском областном Совете народных депутатов на дату сложения полномочий.
Согласно данному уведомлению, для возобновления выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты ему необходимо предоставить справку о замещении должности депутата на профессиональной основе не менее трех лет, справку о размере среднемесячного денежного содержания депутата, замещающего соответствующую должность на профессиональной постоянной основе на момент обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, ответчик, при прекращении выплаты истцу, исходил из того, что установление дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты к страховой пенсии по старости
Кутузову Н.М., как депутату, работавшему на непостоянной профессиональной основе, не получавшему соответствующего денежного содержания и не утратившему его в связи с выходом на пенсию, противоречит установленному федеральным законодателем принципу назначения пенсии как компенсации утраченного заработка.
Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона
от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 приведенного Федерального закона).
Закон Орловской области от 8 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Согласно части 7 статьи 21 приведенного Закона Орловской области
(в редакции, действовавшей на момент назначения истцу ежемесячной доплаты к пенсии) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Таким образом, на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета Кутузов Н.М. требования о том, что указанная должность должна замещаться на постоянной профессиональной основе законом не предусматривалось, в связи с чем он соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации.
При этом федеральное законодательство не содержало каких-либо положений, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. №446-ФЗ статья 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ
«О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.
Законом Орловской области от 8 февраля 2016 г. №1914-ОЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в части 7 статьи 21 Закона от 8 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного
Совета народных депутатов» внесены изменения, согласно которым право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 января 2018 г. №6-О, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. №1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.
Вместе с тем, Закон Орловской области от 8 февраля 2016 г. №1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона от 8 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов», не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления данного акта в законную силу.
При таких обстоятельствах, с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона от 8 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в редакции Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. №1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.
Поскольку Кутузов Н.М. приобрел право на доплату к пенсии до вступления в силу изменений в закон, на момент назначения пенсии соответствовал критериям, предъявляемым к нему Законом от 8 января 1997 г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу ежемесячной доплаты к пенсии), то требования истца о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения с ДД.ММ.ГГ являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
В свою очередь мнение стороны ответчика о том, что вышеуказанная дополнительная выплата полагается только депутатам, занимавшим данную должность на постоянной основе, суд полагает основанным на неверном толковании положений закона, и, следовательно, оно не может повлиять на возможность реализации истцом своего право на дополнительное материальное обеспечение.
По тем же основаниям суд отклоняет и доводы стороны ответчика о пропуске срока исковой давности.
Давая оценку требованиям истца о возобновлении ежемесячной денежной выплаты путем взыскания денежных средств, суд учитывает следующее.
Способы защиты нарушенного права установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Таким образом, суд полагает возможным восстановить нарушенное право истца путем взыскания с ответчика невыплаченной части ежемесячной денежной выплаты за указанный истцом (с 1 декабря 2015 г. по 30 сентября 2019 г.) период с обязанием осуществлять такую выплату в дальнейшем.
Истцом в материалы представлен расчет взыскиваемой суммы, согласно которому в пользу истца подлежит взысканию 1488821,32 руб.
В свою очередь, согласно контррасчету ответчика, указанная сумма составит 558919,28 руб.
Сравнивая данные расчеты, суд констатирует идентичность используемых в расчете общей суммы дополнительного материального обеспечения, размера страховой пенсии по старости Кутузова Н.М. без учета суммы валоризации, а также методики расчета.
Отличие расчета, произведенного стороной ответчика, от расчета истца заключается в вычитании из общей суммы дополнительного материального обеспечения, получаемой Кутузовым Н.М. пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы, составившей за спорный период 955029,53 руб.
Возражая против применения данного расчета, представитель истца ссылался на то, что дополнительная выплата должна быть выплачена без каких-либо ограничений, тогда как взыскание с пенсионера фактически излишне выплаченной ему пенсии законом не допускается.
Суд полагает указанные суждения истца ошибочными по следующим основаниям.
Согласно материалам дела Кутузову Н.М. с ДД.ММ.ГГ назначена трудовая пенсия по старости.
По сообщению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от
13 августа 2019 г. Кутузов Н.М. является получателем страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты, как <данные изъяты>.
Также Кутузов Н.М. с ДД.ММ.ГГ является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Орловской области от 4 июня 2012 г. №1350-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области».
Названным законом согласно преамбуле к нему в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Орловской области регулируются отдельные правоотношения в сфере государственной гражданской службы Орловской области.
Порядок пенсионного обеспечения гражданских служащих определен статьей 15 указанного закона.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы Российской Федерации, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.
Таким образом, пенсия по выслуге лет по своей природе не является самостоятельной формой пенсионного обеспечения, а, по сути, относится к дополнительным социальным гарантиям и выплатам, осуществляемым в дополнение к страховой пенсии по старости (инвалидности).
В силу пункта 7 приведенной статьи порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии из областного бюджета, право на которую приобретено в соответствии с ранее действовавшим законодательством Орловской области) устанавливается положением, утверждаемым Правительством Орловской области.
Пунктом 5 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 31 марта 2017 г. №140 установлено, что депутату, одновременно имеющему право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной настоящим Положением, на пенсию за выслугу лет, на ежемесячное пожизненное содержание, на ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячное пожизненное содержание), на дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Орловской области, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается либо ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящим Положением, либо одна из иных вышеперечисленных выплат по выбору депутата.
Таким образом, действующим законодательством для депутатов областного законодательного органа не предусмотрена одновременная выплата пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной выплаты, ввиду его требование истца о взыскании в его пользу ежемесячной денежной выплаты в полном объеме суд признает неправомерным, и, по сути, направленным на неосновательное обогащение за счет ответчика.
Ссылка истца на то, что он на момент назначения пенсии по выслуге лет был фактически лишен права выбора мер социальной поддержки, суд отклоняет, поскольку данные обстоятельства право истцу на получение одновременно двух мер поддержки не дают.
Кроме того, суд отмечает, что ответчик фактически не оспаривает право истца на получение ежемесячной денежной выплаты в силу получения пенсии по выслуге лет, а всего лишь вычитает фактически полученные денежные средства из предстоящей выплаты, что прав истца не нарушает.
Указание на неправомерность взыскания фактически выплаченной пенсии суд также не принимает во внимание, поскольку требований о взыскании с истца пенсии по выслуге лет стороной ответчика не заявлялось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Кутузова Николая Максимовича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области возобновить Кутузову Н.М. выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГ, взыскав с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости <...> в пользу Кутузова Н.М. ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 558919,28 руб., с продолжением выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной выплаты с ДД.ММ.ГГ
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 30 октября 2019 г.
Судья Е.П. Губина