Дело №12-99/2012
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 мая 2012 года г. Димитровград
Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Жорова И.А., при секретаре Витушкиной А.О. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чихладзе А.Е. на постановление старшего государственного инспектора отдела по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Балабанова О.Г. от 24 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении
ЧИХЛАДЗЕ А.Е. *
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора отдела по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Б* О.Г. от 24.04.2012 Чихладзе А.Е. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, выразившегося в том, что он в 13:55 час. 21.04.2012 в Черемшанском госзаказнике, расположенном на реке Б. Черемшан на территории г.Димитровграда Ульяновской области, в 500 м. ниже по течению от Водозабора ОАО «ГНЦ НИИАР», осуществил движение и стоянку автомобиля ВАЗ-*, государственный регистрационный знак *, в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны водного объекта, в 17 м. от уреза воды, в месте отсутствия твердого покрытия, тем самым нарушив режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохраной зоне водного объекта.
Указанным постановлением Чихладзе А.Е. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Чихладзе А.Е. подал жалобу, указав на то, что 21.04.2012 в 13:55 час. на своем автомобиле ВАЗ-* находился на территории г. Димитровграда на реке Б. Черемшан ниже по течению в 500 м от водозабора НИИАР. При этом, являясь постоянно проживающим в г. Димитровграде жителем, не располагал знаниями об особенностях расположения водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на реке Б. Черемшан. На пути его следования отсутствовали какие-либо специальные информационные знаки.
Считает, что в соответствии с п.18 ст.65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов происходит, в том числе, посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Установку таких знаков регламентируют Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17. Согласно п.3 указанных Правил органы государственной власти обеспечивают непосредственно на местности размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание знаков в надлежащем состоянии. Приказом Минприроды РФ от 13.08.2009№ 249 утверждены образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Считает также, что при составлении протокола об административном правонарушении не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: старший государственный инспектор не предъявил ему отображение границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта на картографических материалах, или иные сведения о границах, которые представлялись в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.
При вынесении постановления о назначении административного наказания старшим государственным инспектором Балабановым О.Г. ему не были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ, в связи с чем он не мог воспользоваться правом на юридическую помощь, правом на дачу объяснений, представлять доказательства, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ.
Считает, что протокол об административном правонарушении вынесен с нарушением п.3 ст.28.1 КоАП РФ, поскольку дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении. 21 апреля 2012 года являлось выходным днем, в соответствии со ст.99, 101, 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные, нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе, ненормированному рабочему дню производится с их письменного согласия в случае необходимости. Документов, подтверждающих осуществление должностных полномочий в выходной день 21 апреля 2012 года, Балабанов О.Г. ему не представил. Считает, что Балабанов О.Г. на момент составления протокола об административном правонарушении не являлся должностным лицом, уполномоченным возбуждать дело об административном правонарушении.
Кроме того, просит также учесть, что ущерб водным биологическим ресурсам в результате его действий не причинен.
Просил суд постановление от 24.04.2012 о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании Чихладзе А.Е. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Старший государственный инспектор отдела по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Балабанов О.Г., будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал на невозможность явиться в суд в связи проведением мероприятий по усилению контроля за охраной водных биологических ресурсов в запретно-нерестовый период. Считает, что Чихладзе А.Е. привлечен к административной ответственности законно и обоснованно (л.д.10).
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения Чихладзе А.Е., исследовав материалы дела, оснований для отмены постановления о привлечении Чихладзе А.Е. к административной ответственности от 24.04.2012 не нахожу.
В соответствии с ч.1 ст.8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон запрещается, в том числе, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В соответствии со ст.25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений, в том числе, относятся установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 12.04.2010 № 326 утвержден перечень должных лиц, которые в пределах компетенции Федерального агентства по рыболовству уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.8.42 КоАП РФ. Согласно указанному перечню протоколы об административных правонарушениях в территориальных управлениях Федерального агентства по рыболовству уполномочены составлять, в том числе, старшие государственные инспекторы.
В судебном заседании установлено, что протокол № * об административном правонарушении от 21.04.2012 в отношении Чихладзе А.Е. составлен старшим государственным инспектором отдела по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Балабановым О.Г.
Должностные обязанности старшего государственного инспектора Балабанова О.Г. определены служебным контрактом и должностным регламентом (л.д.19-23).
Как следует из копии представленного в материалы дела должностного регламента старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Балабанова О.Г., в его обязанности в том числе, входит: осуществление государственной охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания в поверхностных водных объектах на территории, подконтрольной Средневолжскому территориальному управлению, задержание нарушителей законодательства в закрепленной сфере деятельности, составление протоколов на совершенные ими правонарушения, и, в случае необходимости, доставление указанных нарушителей в правоохранительные органы.
Распоряжением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 13 от 23.03.2012 созданы мобильные группы из специалистов отдела, а также распределены зоны ответственности между мобильными группами, согласно которому за старшим государственным инспектором Балабановым О.Г. закреплены рыбопромысловые участки № 14 частично, № 16, 17 Куйбышевского водохранилища (л.д.15-18).
Приказом руководителя Средневолжского территориального управления № * от 13.04.2012 в период весеннего запрета добычи (вылова) водных биологических ресурсов, установленного Правилами рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 13.01.2009 № 1, введен усиленный вариант несения службы по осуществлению государственного контроля и надзора за сохранностью водных биологических ресурсов, их охране, выявлению и пресечению административных нарушений правил рыболовства для уполномоченных должностных лиц Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Предписано руководящему и инспекторскому составу Управления и отделов государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Управления по субъектам Российской Федерации осуществлять рейды и патрулирование водных объектов постоянно, в том числе в выходные и праздничные дни (л.д.24).
Таким образом, нахожу доводы Чихладзе А.Е. о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным на то должностным лицом, а также в нерабочее время, несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела документами.
Доводы жалобы Чихладзе А.Е. об отсутствии на пути его следования специальных знаков, обозначающих границы водоохранной зоны, не могут быть приняты во внимание судом как основание для освобождения Чихладзе А.Е. от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, поскольку согласно акту от 15.08.2011 такие знаки были установлены, в том числе и на территории Черемшанского госзаказника (л.д.13), каких-либо возражений при составлении протокола об административном правонарушении 21.04.2012 Чихладзе А.И. в своем объяснении не отразил.
При рассмотрении жалобы Чихладзе А.Е. не оспаривал того обстоятельства, что он проехал по территории Черемшанского государственного гидрологического заказника и поставил свой автомобиль ВАЗ-* государственный регистрационный знак * в 17 метрах от уреза воды реки Большой Черемшан, что является нарушением требований ст.65 Водного кодекса РФ.
Доводы Чихладзе А.Е. о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ему не были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации, ст.25.1 КоАП РФ, опровергаются протоколом об административном правонарушении, содержащем перечень указанных прав и указание на их разъяснение, подписанный самим Чихладзе А.Е.
Копия протокола об административном правонарушении от 21.04.2012 была вручена Чихладзе А.Е., о чем имеется его подпись в протоколе и не оспаривалось Чихладзе А.Е. в судебном заседании. Таким образом, Чихладзе А.Е. до рассмотрения дела об административном правонарушении 24.04.2012 имел возможность еще раз подробно ознакомиться с правами, предоставляемыми лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и заявить имеющиеся у него ходатайства при рассмотрении дела.
Кроме того, 21.04.2012 Чихладзе А.Е. были разъяснены положения ст.65 Водного кодекса РФ, и ответственность за нарушение специального режима водоохраной зоны, наступающая в соответствии со ст.8.42 КоАП РФ, что подтверждается его подписью и не оспаривалось при рассмотрении жалобы.
Доводы Чихладзе А.Е. об отсутствии причинения его действиями ущерба водным биологическим ресурсам, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для квалификации действий лица по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ не требуется наступление негативных последствий.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба. Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в связи с чем отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного Чихладзе А.Е.
Действия Чихладзе А.Е. обоснованно квалифицированы по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, наказание назначено в пределах минимальной санкции указанной статьи.
При таких обстоятельствах полагаю, что оснований для отмены или изменения постановления старшего государственного инспектора отдела по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Балабанова О.Г. от 24 апреля 2012 года № * о привлечении Чихладзе А.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.42 ч.1 КоАП РФ, не имеется, в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Руководствуюсь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора отдела по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Балабанова О.Г. от 24 апреля 2012 года № * о назначении Чихладзе А.Е. административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.42 ч.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Чихладзе А.Е. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии данного решения.
Судья И.А.Жорова
Решение вступило в законную силу 19.06.2012.
Согласовано.
Судья И.А. Жорова