Дело № 2-928/13г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 ноября 2013 г. г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Смирновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
гражданское дело по заявлению Егорова Игоря ФИО6 об оспаривании отказа администрации МО «Ковровское сельское поселение» в выдаче разрешения на строительство жилого дома
установил:
Егоров И.В. обратился в суд с заявлением в рамках Главы 25 ГПК Российской Федерации, в котором оспаривает отказ администрации МО «Ковровское сельское поселение» в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
В обосновании своих требований указал, что является арендатором земельного участка с КН №, площадью 1500 кв.м, расположенного в Зеленоградском районе пос. Заостровье, ул. Пионерская, с разрешенным использованием данного земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов. 21.05.2013 года он обратился в администрацию МО «Ковровское сельское поселение» с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство жилого дома, к которому приложил пакет необходимых для этого документов. 23.07.2013 года он получил отказ в выдаче разрешения. Полагает, что данный отказ противоречит Закону «О личном подсобном хозяйстве» и просил суд обязать администрацию МО «Ковровское сельское поселение» выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с КН №.
Заявитель Егоров И.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Представитель заявителя Юткин М.М., действующий на основании доверенности в судебном заседании требования заявления поддержал по указанным в нем основаниям, пояснил, что градостроительный план земельного участка администрацией поселения заявителю был выдан. Так же указал, что срок обжалования отказа администрации был заявителем пропущен незначительно, поскольку заявитель пытался решить вопрос в досудебном порядке, в связи с чем, просит данный срок восстановить.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Ковровское сельское поселение» Иволгин Д.А., действующий на основании доверенности требования заявления не признал, пояснил, что земельный участок предоставлен заявителю администрацией МО «Зеленоградский район» в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, для целей, не связанных со строительством, поэтому не подлежит застройке. В настоящее время, по утвержденному Генеральному плану поселения, земельный участок заявителя расположен в зоне Ж-2, предназначенной для малоэтажной жилой застройки, находится в пределах населенного пункта. Считает, что действия администрации МО «Ковровское сельское поселение» соответствуют закону и просит отказать в удовлетворении заявления, не возражал восстановить заявителю срок для оспаривания решения.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 ЗК Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» содержится аналогичная норма, предусматривающая право осуществления строительства на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства в пределах земель населенных пунктов (приусадебный земельный участок).
Как следует из материалов дела, постановлением Главы МО «Зеленоградского района» Калининградской области от 09.12.2008г. за № 1744 был сформирован земельный участок, площадью 1500 кв.м в пос. Заостровье, Зеленоградского района Калининградской области по ул. Пионерской, и данный земельный участок был предоставлен в аренду Егорову И.В. сроком на три года для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 16).
10.09.2009г. между администрацией МО «Зеленоградский район» и Егоровым И.В. был заключен договор аренды земельного участка с КН №, из земель населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, со сроком действия до 9.12.2011г.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 14.12.2009г. (л.д. 14 оборот).
Соглашением от 29.12.2012г. срок действия договора был продлен до 8.12.2013г. (л.д. 24).
Факт нахождения земельного участка, предоставленного Егорову И.В., на землях населенного пункта подтверждается так же и кадастровой выпиской на него(л.д. 18-19).
16 мая 2013г. администрацией МО «Ковровское сельское поселение» заявителю Егорову И.В. был выдан градостроительный план земельного участка с КН №, из которого следует, что земельный участок заявителя расположен в зоне Ж-2- зона застройки индивидуальными жилыми домами, и у заявителя имеются технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно –технического обеспечения.
21.05.2013г. Егоров И.В. обратился в администрацию МО «Ковровское сельское поселение» с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с КН №, однако 23.07.2013г. получил отказ в выдаче данного разрешения, поскольку заявителю земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Таким образом, Егоров И.В. был наделен правом на обращение в суд за защитой своих прав в течении трех месяцев со дня получения отказа в выдаче разрешения, т.е. с 23.07.2013г., однако нарушил данный срок на шесть дней.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что заявителем срок для обращении я в суд пропущен незначительно, более того, сторонами не отрицалось, что ими решался вопрос о выдаче разрешения в досудебном порядке, представитель заинтересованного лица не возражал восстановить заявителю пропущенный срок, суд считает возможным восстановить заявителю срок на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство.
Проверяя указанное заинтересованным лицом в письме об отказе в выдаче разрешения на строительство основание, суд приходит к выводу, что оно не основано на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 7 ЗК Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе земли населенных пунктов (п.п.2).
Статьей 85 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Основу правового режима таких зон определяет градостроительный регламент, обязательный для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляются на основании разрешения на строительство, выдача которых в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 ГрК Российской Федерации относится к компетенции органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51 Кодекса.
В силу части 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации в целях строительства индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган, представляя правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка.
Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. ч. 7 и 9 ст. 51 ГрК Российской Федерации, документов.
Как не отрицали стороны в судебном заседании, необходимый полный пакет документов Егоровым И.В. был приложен к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Как следует из пункта 11 статьи 51 ГрК Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Таким образом, из нормы действующего законодательства следует, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие необходимых для выдачи разрешения документов, либо несоответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, однако таких оснований судом установлено не было.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что земельный участок предоставлен заявителю в силу ст. 34 ЗК Российской Федерации, для целей не связанных со строительством, в связи с чем, строительство на нем запрещено, не может быть принят судом во внимание, поскольку Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ являются более поздними законами и имеют большую юридическую силу по отношению к Закону «О личном подсобном хозяйстве» и противоречий в указанных нормах законов не имеется, следовательно Егоров И.В. не лишен возможности возводить на предоставленном ему земельном участке какие-либо строения для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе и жилой дом.
Поскольку, находящийся в аренде у Егорова И.В. земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта с ведением на нем личного подсобного хозяйства, следовательно, арендатор земельного участка Егоров И.В. в силу прямого указания ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» вправе возводить на нем жилые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иные правил и нормативов, для чего должен получить соответствующее разрешение от органа местного самоуправления.
Учитывая установленные судом обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что действия администрации МО «Ковровское сельское поселение» в части отказа в выдаче испрашиваемого заявителем разрешения на строительство законными признаны быть не могут, в связи с чем, требования Егорова И.В. в части понуждения администрации поселения к выдаче разрешения на строительство, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Егорова Игоря ФИО8 удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Ковровское сельское поселение» выдать Егорову Игорю ФИО6 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с КН № площадью 1500 кв.м, расположенного в Зеленоградском районе пос. <адрес>, Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2013 года.
Судья подпись Сайбель В.В.
Копия верна:
Судья Зеленоградского
Районного суда Калининградской области: Сайбель В.В.