Дело № 12-100/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
08 июня 2016 года г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского на Амуре городского суда Хабаровского края Е.Н. Головина,
рассмотрев жалобу защитника должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии», и.о. генерального директора Батурина А.Н., действующей на основании доверенности Матаевой В.В., на постановление должностного лица – старшего государственного инспектора отдела надзора за деятельностью по обеспечению авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Трифонова А.В. от 22.01.2016 г. и решение по жалобе на вышеуказанное постановление Врио начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Тихонова С.Н. от 09.02.2016 г. о привлечении должностного лица Батурина А.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
14.12.2015 года в 15 часов 00 минут в рамках проведенной плановой выездной проверки УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора деятельности КГУП «Хабаровские авиалинии» по соблюдению требований транспортной безопасности, выявлено нарушение должностным лицом КГУП «Хабаровские авиалинии», и.о. генерального директора Батуриным А.Н. по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, в указанный период времени соблюдения п.п.5.6, 5.6.6, 5.11, 5.13, 5.18, 5.23, 5.25, 5.26, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.4, 5.29, 5.31, 5.31.2, 5.31.23, 14.1, 14.5, 15.2, 15.6, 15.7 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2001 г. № 40, п.п.5, 10, 13 ФАП-142, п.38 Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», п.9 Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», ст.ст.1,2,3,4,6,9,10 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности», описанных по обстоятельствам допущенных нарушений ниже.
Бездействие должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии» и.о. генерального директора Батурина А.Н. квалифицированы должностным лицом контролирующего органа по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица – старшего государственного инспектора отдела надзора за деятельностью по обеспечению авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Трифонова А.В. от 22.01.2016 г. должностное лицо КГУП «Хабаровские авиалинии» Батурин А.Н., привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением вышестоящего должностного лица Врио начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Тихонова С.Н. от 09.02.2016 г., вышеуказанное постановление должностного лица Трифонова А.В. от 22.01.2016 г. оставлено без изменения, а жалоба должностного лица Батурина А.Н. – без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и решением по жалобе на указанное постановление, защитник должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии» и.о. генерального директора Батурина А.Н., действующая на основании доверенности № 11/17 от 25.02.2016 г. и в пределах предоставленных полномочий, Матаева В.В., обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление и решение должностного лица, указав в обоснование то, что причиной вынесения постановления о назначении административного наказания послужили нарушения, выразившиеся в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно факты, выявленные проверкой, проводимой 14.12.2015 г., на основании распоряжения начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО. Вместе с тем при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сил обеспечения транспортной безопасности, а также лица, указанные в разделе № 3, на момент проведения проверки действительно не прошли спец.подготовку, так как предприятием изыскиваются организации, где такое обучение могут провести, 26.01.2016 г. Федеральным агентством воздушного транспорта протоколом комиссии от 26.01.2016 г. № 06-2-ПР в реестр аттестующих организаций ФАВТ внесен Центр подготовки и аттестации «Транспортная безопасность», ОГРН 1147746474765, номер свидетельства № 001, то есть требование УГАН НТБ ДФО о необходимости проведения подготовки лиц, ответственных за транспортную безопасности, было заведомо невыполнимо. В связи с тем, что на момент проведения проверки, лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, а именно заместитель генерального директора по авиационной и транспортной безопасности, безопасности полетов, качеству и сертификационной деятельности ФИО1, находился на обучении, сведения, касающиеся указанных изменений не были внесены в План обеспечения объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Николаевск-на-Амуре. Пост управления обеспечением транспортной безопасности не оснащен средствами управления и транспорта, однако данное нарушение будет устранено после введения в эксплуатацию нового служебно-пассажирского здания, там такая возможность технически предусмотрена. Видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП осуществляется не в полном объеме, нарушение зафиксировано по причине того, что на момент проверки камера видеонаблюдения была установлена не под надлежащим углом. По нарушениям, указанным в п.п.6,7,11 Постановления от 22.01.2016 г., должностному лицу вменены нарушения п.п.5.26, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.4, 5.29 Требований-40. Данные нарушения относятся к восстановлению целостности периметрового ограждения аэродрома. В связи с тем, что данные действия относятся к работам по производству капитального ремонта объекта, в соответствии с договором аренды № 4135/1 федерального недвижимого имущества аэропорта Николаевск-на-Амуре, заключенным между предприятием и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов)», в частности раздела «права и обязанности арендатора», согласно которого «работы по капитальному ремонту имущества осуществляются с письменного согласия арендодателя, а также только после получения согласия арендодателя, а также только после получения согласования с уполномоченными государственными органами… Для получения согласия арендодателя на производство капитального ремонта имущества (его части) арендатор должен предоставить арендодателю не менее чем за три месяца до начала работ обоснование необходимости проведения таких работ, а также запрос о согласовании с приложением обосновывающих затрат документов, в том числе проекта производства работ и сметы», КГУП «Хабаровские авиалинии» не может в настоящий момент устранить указанные нарушения без нарушения условий данного договора. По данному вопросу предприятие направило письмо собственнику вышеуказанного имущества о возможности и согласовании конструкции ограждения аэродрома Николаевск-на-Амуре. Пропуска, действительные для прохода, проезда физических лиц в перевозочный и (или) технологические секторы, действующие на предприятии, утверждены и согласованы с органами ФСБ, транспортной полиции и не противоречат требованиям, установленным действующим законодательством. При досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности действительно отсутствует инспектор по досмотру службы авиационной безопасности, но там присутствует охранник, который прошел обучение и по приказу допущен к выполнению указанных работ. Предприятие в аэропорту Николаевск-на-Амуре имеет автотранспорт - служебный автомобиль, оснащенный радиостанцией, который по мере необходимости используется САБ для патрульного объезда периметра зоны транспортной безопасности ОТИ для выявления нарушителей, совершающих или подготавливающихся к совершению АНВ. Ссылка должностного лица УГАН на нарушения ч.1 ст.10 № 16-ФЗ, п.5.11 Требований-40 не соответствует действительности, так как эти нормы закона не регламентируют проведение проверочных мероприятий при расширении круга должностных обязанностей должностного лица. ФИО1 был назначен заместителем генерального директора по авиационной и транспортной безопасности, безопасности полетов, качеству и сертификационной деятельности 01.08.2015 г. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. № 40 п.5.11 и ФЗ от 19.01.2007 г. № 16-ФЗ не предусмотрены какие-либо отдельные мероприятия. После состоявшегося 06.05.2014 г. совещания в ФАВТ ДВМТУ ВТ, в предприятии приказом № 388 от 01.06.2014 г. аэродром Николаевск-на-Амуре был переведен в статус посадочной площадки и соответственно требования ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФФ «О транспортной безопасности» на него не распространяются. В связи с вышеизложенным считают привлечение должностного лица к административной ответственности необоснованным, просят постановление и решение по жалобе на постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание должностное лицо Батурин А.Н. не явился, извещен в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеется отчет о доставке факса в надлежащем порядке и заблаговременно, причин уважительности неявки в суд не предоставил, заявлений, ходатайств суду не предоставил.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть жалобу по существу в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности, в порядке ст.25.1 КоАП РФ.
В судебное заседание от защитника должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии» и.о. генерального директора Батурина А.Н., действующей на основании доверенности № 11/28 от 07.06.2016 г. и в пределах предоставленных полномочий, Матаевой В.В. представлено заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, жалобу она полностью поддерживает по доводам, в ней изложенным.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть жалобу и в отсутствие защитника должностного лица Матаевой В.В.
В судебное заседание должностное лицо (орган), вынесший постановление не явился, извещены в надлежащем порядке, причин уважительности неявки в суд не предоставили, от должностного лица административного органа, вынесшего постановление, Трифонова А.В., представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица (органа), вынесшего постановление, по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам дела.
Суд, изучив материалы дела, в том числе истребованные из органа, вынесшего постановление и впоследствии решение по жалобе на постановление, изучив доводы жалобы, а также письменные возражения должностного лица административного органа Трифонова А.В., приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
Часть 1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и предусматривает наказание для должностных лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что главным государственным инспектором УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2, в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности, в рамках проведенной плановой выездной проверки 14 декабря 2015 года КГУП «Хабаровские авиалинии» установлено нарушение должностным лицом КГУП «Хабаровские авиалинии» и.о. генерального директора Батуриным А.Н. в форме бездействия требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно выявлены нарушения п.п.5.6, 5.6.6, 5.11, 5.13, 5.18, 5.23, 5.25, 5.26, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.4, 5.29, 5.31, 5.31.2, 5.31.23, 14.1, 14.5, 15.2, 15.6, 15.7 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2001 г. № 40, п.п. 5, 10, 13 ФАП-142, п.38 Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», п.9 Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», ст.ст.1,2,3,4,6,9,10 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности».
Указанные обстоятельства послужили основанием к возбуждению в отношении должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и привлечения его к ответственности.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства должностным лицом исследованы в надлежащем порядке.
Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых должностным лицом сделан вывод о виновности данного должностного лица в совершении инкриминируемого правонарушения поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно события административного правонарушения.
Как установлено из материалов дела КГУП «Хабаровские авиалинии» являются субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатирующий объект транспортной инфраструктуры – аэропорт Николаевск-на-Амуре и транспортные средства, что не оспорено и заявителем по жалобе, подтверждается исследованными материалами дела.
Согласно п.6.1 Устава КГКП «Хабаровские авиалинии» генеральный директор осуществляет управление предприятием и является руководителем предприятия.
Приказом и.о. заместителя Председателя Правительства края на Батурина А.Н. возложено исполнение обязанностей генерального директора КГУП «Хабаровские авиалинии» с 01.06.2015 года.
Таким образом Батурин А.Н. является надлежащим должностным лицом, в чьи обязанности входит соблюдение законодательства о транспортной безопасности, как лица, обладающего организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в рамках возложенных на него полномочий.
Согласно п.9 ст.1 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании.
Пп. «ж» п.5 ст.1 ФЗ № 16 определено, что объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (ТС).
В соответствии со ст.6 № 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Как установлено судом из анализа материалов дела объекту транспортной инфраструктуры – аэропорт Николаевск-на-Амуре установлена категория № 3 (письмо от 11.07.2011 г. № АН.106-2491, л.д.184).
В соответствии с ч.1 ст.4 № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим ФЗ и иными федеральными законами.
Часть 3 ст.4 № 16-ФЗ определяет, что обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и ТС воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
П.5 ч.2 ст.2 № 16-ФЗ определено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст.8 № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС.
В соответствии с ч.3 ст.12 № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч.2 ст.9 ФЗ-16 планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п.п. 5.6, 5.6.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие различные уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 г. № 40 (далее по тексту – Требования-40), а также п.10 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэродромам», утвержденных Приказом Минтранса России № 142 от 28.11.2005 г. (далее по тексту – ФАП-142) в аэропорту Николаевска-на-Амуре должно быть разработано, утверждено и согласовано положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Как установлено исследованными материалами дела в аэропорту Николаевска-на-Амуре положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме не согласовано с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, что объективно подтверждено в том числе и актом проверки от 14.12.2015 г.
В соответствии с п.5.13 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В нарушение п.5.13 в КГУП «Хабаровские авиалинии» не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определяющими законодательством РФ.
Ссылка заявителя в жалобе на невозможность выполнения указанного требования УГАН НОТБ ДФО при проведении проверки, судом признается необоснованной, поскольку как установлено исследованными материалами дела, план обеспечения объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Николаевск-на-Амуре, в разделе № 3 которого указаны лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, утвержден компетентным органом 25.02.2013 г., то есть в течение двух лет, до момента проверки 14.12.2015 г., КГУП «Хабаровские авиалинии» не предпринимало каких-либо мер и действий по обучению и подготовке лиц, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Кроме того из буквального толкования положений п.5.13 Требований-40 не вытекает обязанность проведения аттестации сотрудников сил, ответственных за транспортную безопасность, а предусматривает необходимость организации процесса осуществления специальной профессиональной подготовки, повышении квалификации, переподготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определяющими законодательством РФ.
В частности такая программа утверждена Приказом Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», соответственно у заявителя по жалобе имелась реальная возможность к исполнению данного пункта Требований-40.
В соответствии с п.5.18 Требований-40, п.9 Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», в План обеспечения не внесены изменения и дополнения, касающиеся производственных процессов, а именно о смене лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности субъекта транспортной безопасности (приказ о назначении ФИО1 № 130/ДХ/ от 09.07.2016 г.) и сокращение ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Николаевск-на-Амуре.
Ссылка заявителя по жалобе на то обстоятельство, что на момент проведения проверки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, а именно заместитель генерального директора по авиационной и транспортной безопасности, безопасности полетов, качеству и сертификационной деятельности ФИО1, находился на обучении, в связи с чем, сведения, касающихся данных изменений, не были внесены в План обеспечения объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Николаевск-на-Амуре, судом признается необоснованной, поскольку ФИО1 назначен на должность приказом от 01.08.2015 г., т.е. за 4 месяца до начала проведения проверки – 14.12.2015 г., соответственно у должностного лица имелась реальная возможность для внесения изменений по сведениям в План обеспечения объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Николаевск-на-Амуре (приложение № 1 Плана).
В соответствии с п.5.23 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры обязан создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
В нарушение п.5.23 Требований, в аэропорту Николаевск-на-Амуре пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности не оснащен необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, что не отрицалось заявителем и в жалобе, указывая ссылкой на то, что данные средства учтены в новом здании, который на момент подачи жалобы не введен в эксплуатацию, соответственно нарушение установлено должным образом, поскольку противоречит п.4 ст.3 ФЗ № 16 от 19.01.2007 г. о непрерывности процесса обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п.5.25 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.
В нарушение п.5.25 Требований в аэропорту не в полном объеме обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП ОТИ (не в полном объеме осуществляется видеонаблюдении за действиями сил транспортной безопасности на КПП при досмотре автотранспортных средств перед въездом в зону транспортной безопасности ОТИ).
Ссылка заявителя по жалобе на то обстоятельство, что камера находилась под другим углом, ничем не подтверждена, на момент проведения проверки по данному нарушению от законного представителя предприятия, присутствовавшего при проведении проверки, и.о. генерального директора Батурина А.Н., возражений и замечаний по фиксации данного нарушения, не представлены, равно как они не были представлены и при составлении протокола об административном правонарушении в части указанного нарушения.
В соответствии с п.5.26, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.4 Требований-40 в КГУП «Хабаровские авиалинии» не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности: конфигурации и границы территории зон транспортной безопасности ТС.
Ссылка заявителя по жалобе на то, что данные выявленные нарушения относятся к ограждению периметра аэропорта Николаевск-на-Амуре, судом признается необоснованной, поскольку данные нарушения относятся к разработке и реализации организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (ТС), и не относятся к восстановлению целостности периметрового ограждения аэродрома, указанные документы на предприятии отсутствуют, что также отражено в акте проверки.
В соответствии с п.5.29 Требований-40 субъект транспортной инфрасмтруктуры обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).
В нарушение п.5.29 Требований в аэропорту нарушены меры по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности ОТИ и ТС вне установленных контрольно-пропускных пунктов.
Согласно п.п. «а» п.1.54 НОВС ГА-93 комплекс мероприятий, обеспечивающих надежную охрану воздушных судов и объектов, должен предусматривать: ограждение аэродрома и объектов, исключать свободный доступ на их территорию посторонних лиц, транспорта и животных, установка по периметру ограждения предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемую зону, содержание ограждений в исправном состоянии.
Как установлено актом проверки от 14.12.2015 г., в ограждении зоны транспортной безопасности аэропорта Николаевск-на-Амуре установлено провисание и порывы колючей проволоки, местами ее отсутствие, никем не контролируемый шлагбаум, что свидетельствует о нарушении мер по проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности ОТИ.
Ссылка на имеющийся гражданско-правовой договор аренды № 42135/1 от 01.12.2015 г. в данном случае не может являться основанием для освобождения должностного лица от ответственности и обязанности в рамках действующего законодательства о транспортной безопасности, соблюдать указанные нормы закона.
Кроме того согласно п.4.13 договора аренды затраты на содержание имущества, в том числе эксплуатационное, коммунальное, административно-хозяйственное обслуживание и иное обслуживание, производится за счет собственных средств арендатора – КГУП «Хабаровские авиалинии».
Обязанности по несению указанных затрат на содержание имущества возникает у арендатора с момента подписания арендодателем и арендатором акта приема-передачи имущества, согласно п.2.1 акта приема-передачи, периметровое ограждение является имуществом, принятым в аренду заявителем по жалобе с 01.12.2015 г.
В соответствии с п.5.31, 5.3.1.2 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком: постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитывающую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.
В нарушение п.5.31 и п.5.31.1 Требований, в аэропорту не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц в перевозочный и (или) технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ и ТС, а постоянные пропуска физических лиц не содержат: наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, временной интервал действия пропуска.
В соответствии с п.5.31.23 Требований-40 образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В нарушение указанного пункта Требований в аэропорту образцы пропусков не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п.14.1 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры воспрепятствовать проникновению нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ и на критические элементы ОТИ.
В нарушение указанного пункта в аэропорту нарушены меры по воспрепятствованию проникновения нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, поскольку частично разрушено ограждение, отсутствует КПП, пункт досмотра ТС, технические средства досмотра, пост охраны, коммерческий склад имеет свободный доступ любых ли и ТС.
В соответствии с п.14.5 Требований-40 о субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности, у всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.
В нарушение п.14.5 Требований, аэропорт Николаевск-на-Амуре не обеспечен необходимыми количественным и качественным составом технических систем и средств досмотра, для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.
В нарушение п.13 ФАП-142, п.38 Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», в аэропорту отсутствует инспектор по досмотру службы авиационной безопасности, при досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.
Ссылка заявителя по жалобе на имеющиеся удостоверения о повышении квалификации сотрудников САБ, судом не принимается как обоснованная, поскольку сотрудниками САБ при участии сотрудников ЛОП и имеющих сертификат (свидетельство) по специализации «предполетный и послеполетный досмотр» производится предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся на пассажирах, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала и бортовых запасов воздушного судна, вместе с тем как установлено актом проверки, такой досмотр производится охранниками, которые осуществляют пропускной и внутриобъектовый режим в авиапредприятии, а должен проводиться сотрудниками САБ, обученными по специальности: «предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей».
В соответствии с п.15.2 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры обязан проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, физических лиц и материальных объектов, в отношении которых будет выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению АНВ.
В нарушение п.15.2 Требований в аэропорту не проводится досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.
В соответствии с п.15.6 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры обязан путем постоянного непрерывного контроля сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.
В нарушение п.15.6 Требований в аэропорту не осуществляется непрерывный контроль сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ, поскольку на момент проведения проверки в пункте управления обеспечением транспортной безопасности отсутствовал сотрудник сил обеспечения транспортной безопасности, соответственно непрерывный контроль не осуществлялся.
В соответствии с п. 15.7 Требований-40, субъект транспортной инфраструктуры обязан путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за двенадцать часов) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.
В нарушение п.15.7 Требований, п.5 ФАП-142 в службе авиационной безопасности аэропорта отсутствует автотранспорт для патрульного объезда периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 12 часов), для выявления нарушителей, совершающих или подготавливающихся к совершению АНВ.
Ссылка заявителя по жалобе на тот факт, что предприятие имеет служебный автомобиль для контроля за зоной транспортной безопасности ОТИ, который используется по необходимости, судом признается необоснованной, поскольку согласно п.5.2 Приказа Минтранса РФ от 17.10.1994 г. № 76 «О введении в действие «Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта», служба авиационной безопасности должна быть обеспечена автотранспортном для обеспечения деятельности службы.
Согласно п.1 Приложения к положению «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 897 от 30.07.1994 г., территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности и такая служба должна иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.
В соответствии с п.5.11 Требований-40 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В нарушение п.5.11 Требований, а также ч.1 ст.10 ФЗ № 16, ФИО1 назначен на должность в КГУП «Хабаровские авиалинии» на должность заместителя генерального директора по авиационной и транспортной безопасности, безопасности полетов, качеству и сертификации деятельности без проведения проверочных мероприятий.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что аэродром Николаевск-на-Амуре переведен в статус посадочной площадки, судом принимается как необоснованная, поскольку аэропорт Николаевск-на-Амуре имеет третью категорию по транспортной безопасности, соответствующая запись внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (письмо Росавиации от 11.07.2011 г. исх. АН1.06-2491), как и по настоящее время, и из реестра не исключен, кроме того данный аэродром Николаевск-на-Амуре переведен в статус посадочной площадки внутренним приказом предприятия № 388 от 23.06.2014 г., вместе с тем для присвоения данного статуса необходимо выполнение целого комплекса действий, предусмотренных законодательством РФ, в том числе и с исключением данного аэродрома из Реестра категорированных объектов.
Таким образом и событие административного правонарушения, и вина должностного лица при описываемых выше обстоятельствах подтверждается доказательствами, собранными в материалы в дела, относимость, допустимость, достоверность и достаточность которых у суда сомнений не вызывает: письмом № 235 от 08.02.2016 г. (л.д.8), письмом № 2120 от 02.12.2015 г. с приложением эскиза (л.д.9-11), протоколом об административном правонарушении от 21.12.2015 г. (л.д.22-31), актом проверки № 6-22/39 от 14.12.2015 г. (л.д.32-38), выпиской из Плана обеспечения объекта транспортной инфраструктуры (л.д.39-44), приказом о приеме от 09.07.2015 г. (л.д.45), фототаблицей к аут проверки от 14.12.2015 г. (л.д.46-48), выпиской из Плана обеспечения объекта транспортной инфраструктуры (л.д.49-70), объяснительной ФИО3 (л.д.71), постановлением о назначении наказания (л.д.77-85), договором аренды № 42135/1 от 01.12.2015 г. (л.д.93-103), перечнем передаваемого имущества в аренду (л.д.104-109), приказом № 33 от 15.06.2015 г. (л.д.110-111), удостоверениями о повышении квалификации (л.д.112-128), решением по жалобе от 09.02.2016 г. (л.д.129-141), выпиской из Устава КГУП «Хабаровские авиалинии» (л.д.188-193), письмом от 11.07.2011 г. № АН.106-2491 (л.д.187).
Источниками получения доказательств, из которых суд сделал соответствующие выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, стали собранные материалы административного дела.
Батурин А.Н., являясь надлежащим должностным лицом, в чьи обязанности входит соблюдение законодательства о транспортной безопасности, как лица, обладающего организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в нарушении п.п.5.6, 5.6.6, 5.11, 5.13, 5.18, 5.23, 5.25, 5.26, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.4, 5.29, 5.31, 5.31.2, 5.31.23, 14.1, 14.5, 15.2, 15.6, 15.7 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2001 г. № 40, п.п.5, 10, 13 ФАП-142, п.38 Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», п.9 Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», ст.ст.1,2,3,4,6,9,10 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» не принял должных и своевременных мер для их выполнения.
В соответствии с п.6.1, п.6.7 Устава генеральный директор осуществляет управление предприятием и является руководителем предприятия, действует на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным е го компетенции, выполняет постоянные функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности предприятия, вытекающие их его уставных целей.
Должностным лицом КГУП «Хабаровские авиалинии» не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, равно как и доказательств невозможности соблюдения должностным лицом КГУП «Хабаровские авиалинии» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть или предотвратить при соблюдении той степени заботливости, которая от него требовалась, и материалами дела это не подтверждается.
Обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.
Соблюдение требований законодательства о транспортной безопасности является приоритетным направлением в деятельности субъекта транспортной инфраструктуры, т.е. КГУП «Хабаровские авиалинии», поскольку характеризуется высокой степенью опасности в силу своей специфики деятельности.
Согласно ст.8 ФЗ № 16, п.4 Требований № 40, требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических лиц и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов должностного лица УГАН НОТБ ДФО по квалификации бездействия должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии» и.о. генерального директора Батурина А.Н. и обоснованность его привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела, получены в установленном КоАП РФ порядке, соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, каких-либо нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, иных протоколов по делу, судом не установлены.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производства по административному делу, не установлено.
В связи с чем прихожу к убеждению, что факт совершения должностным лицом административного правонарушения в виде бездействия должным образом установлен, вина должностного лица выразилась в бездействии, в неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, поскольку имея возможность для соблюдения норм и правил в области обеспечения транспортной безопасности, он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, наказание является справедливым, так как назначено с учетом имеющегося по делу отягчающего обстоятельства, и отсутствия смягчающего обстоятельства по делу, в пределах санкции ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, наказание по примененному размеру санкции статьи мотивировано, процессуальных нарушений при рассмотрении дела должностным лицом не допущено, в связи с чем, не имеется оснований для отмены постановления и вынесенного решения по жалобе на постановление, поэтому в удовлетворении жалобы следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица – старшего государственного инспектора отдела надзора за деятельностью по обеспечению авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Трифонова А.В. от 22.01.2016 г. и решение по жалобе на вышеуказанное постановление Врио начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Тихонова С.Н. от 09.02.2016 г. о привлечении должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии» и.о. генерального директора Батурина А.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу защитника должностного лица КГУП «Хабаровские авиалинии» и.о. генерального директора Батурина А.Н., Матаевой В.В. - без удовлетворения.
Копию решения по жалобе на постановление о назначении административного наказания в течение трех суток направить заинтересованным лицам.
Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения решения по жалобе.
Судья Е.Н. Головина