Дело № 2-834/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Н. Новгород 18 января 2022 года
Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода, в составе: председательствующего судьи Рябова А.Е., при секретаре Боевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио9 к Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Нижегородской области, Управлению Росгвардии по Нижегородской области о признании права на постановку на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
Установил:
Истец фио9 обратился в суд с иском к комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Нижегородской области, с учетом заявления о замене ответчика к Управлению Росгвардии по Нижегородской области о признании права на постановку на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в обоснование своих требований, указав следующее.
Истец, майор полиции фио9, старший инструктор группы по профессиональной служебной и физической подготовке отделения по работе с личным составом отряда мобильного особого назначения (на транспорте) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) по Нижегородской области, г. Нижний Новгород, состоял на службе в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ года, а с ДД.ММ.ГГГГ года зачислен (переведён) в Росгвардию, где проходит службу по настоящее время.
Как сотрудник, имеющий стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении, на основании п.1 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты (далее по тексту ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (обязывающим сохранять за лицами, переведёнными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учёт по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставление единовременной субсидии на его приобретения) и на основании протокола Управления Росгвардии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждённого распоряжением Управления Росгвардии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец был принят на учёт Управления Росгвардии по Нижегородской области на получение единовременной социальной выплаты (ЕСВ) с даты принятия на учёт по прежнему месту службы- ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в учётное дело истца по дате признания нуждающимся в предоставлении ЕСВ: истца посчитали состоящим на учёте с ДД.ММ.ГГГГ - с даты подачи в Управление Росгвардии по Нижегородской области заявления о рождении дочери, фио1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Своё решение Комиссия (ответчик) мотивировала тем, что с момента постановки истца на регистрационный учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве «гражданского мужа» фио2 в квартиру по адресу: <адрес>, в которой были зарегистрированы сама фио2 (титульный собственник квартиры), её сестра, фио3, а всего с истцом зарегистрированных лиц стало 3 человека; его обеспеченность жильём составила № кв.м. (приходящаяся на него 1/3 от общей площади квартиры № кв.м.), что составляет выше № кв.м., предусмотренных п. 2 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 г.№247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ…», поэтому с ДД.ММ.ГГГГ Комиссия посчитала истца утратившим право нахождения на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении ЕСВ на приобретение и строительство жилого помещения.
С рождением фио2 дочери от истца несовершеннолетней фио1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и постановки её с момента рождения на регистрационный учёт в вышеуказанную квартиру; по- мнению ответчика, всего на регистрационном учёте в указанной квартире стало 4 человека, обеспеченность истца жильём составила № кв.м. и право состоять на учёте нуждающихся в предоставлении ЕСВ у истца «появилось вновь».
Однако, поскольку истец обратился в Управление Росгвардии по Нижегородской области с заявлением о внесении изменений в учётное дело в связи с рождением дочери только ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия (ответчик) решила, что с этой даты следует считать истца нуждающимся в предоставлении ЕСВ и состоящим на учёте на получение ЕСВ.
С указанным решением Комиссии истец не согласен.
Считает, что право на получение ЕСВ у него возникло с момента признания нуждающимся в её предоставлении и постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ и с этого момента его «обеспеченность жильём свыше № кв.м.» не менялась, право на какое-либо жильё на условиях социального найма, либо права собственности (в т.ч. как члена семьи нанимателя или собственника) у истца с ДД.ММ.ГГГГ до момента приятия решения Комиссией не возникало по следующим основаниям:
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику, при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.1 ч.2); либо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2.ч.2).
На момент признания истца нуждающимся в предоставлении ЕСВ и постановки на учёт для получения данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ он являлся собственником <адрес> площадью № кв.м. (менее № кв.м.), в которой состоял на регистрационном учёте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Продав в ДД.ММ.ГГГГ года указанную комнату по личным обстоятельствам, истец остался без единственного жилья, в котором имел правовые основания проживать и состоять на регистрационном учёте.
Поскольку проживание в РФ без регистрации является административно наказуемым правонарушением (ст.19.15.1 КоАП), из отчужденной истцом по договору купли-продажи комнаты истец был обязан выписаться и выселиться, другого постоянного жилья в г. Н. Новгороде у истца не было и нет до настоящего времени, во временных местах проживания не было возможности зарегистрироваться, а нижегородская регистрация была нужна; женщина, с которой истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года состоял в близких отношениях, фио2, будучи беременной от истца, согласилась зарегистрировать истца в квартире по вышеуказанному адресу (<адрес>).
Однако, в указанное жилое помещение он не вселялся, супругой истца фио2 не являлась и не стала до настоящего времени, поэтому указание истца в решении Комиссии в качестве «гражданского мужа» фио2 считает не основанном на законе.
В законодательстве понятие "гражданский брак" отсутствует, признается только брак, зарегистрированный в установленном порядке в органах ЗАГС.
Даже совместное проживание одной семьей без такой регистрации к зарегистрированному браку не приравнивается в соответствии с п. 2 ст. 1, ст. 10 Семейного кодекса (СК) РФ), согласно которой: права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Т.е. «гражданский муж» это мужчина - гражданин России, брак с которым у женщины не зарегистрирован в указанном порядке.
При вселении и совместном проживании с супругой такой мужчина признаётся членом её семьи по смыслу ч.1 ст.31 СК РФ, согласно которой: к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Истец к фио2 иногда приходил в гости, стал биологическим отцом её ребёнка и по просьбе истца она поставила его на регистрационный учёт, формально, чтобы была нижегородская регистрация.
Членом семьи фио2, имеющим какие-либо правовые основания проживать в ее квартире, истец не стал (не являлся); сама по себе регистрация или отсутствие таковой является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и в соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 (в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» её наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Соответственно, никакой «обеспеченности жилым помещением» ни до рождения дочери у фио2 от истца, как биологического отца, ни после у него не возникло.
В выписке из решения ответчик указывает, что никаких документов, «подтверждающих факт совместного проживания с дочерью сотрудник не представил». Несовершеннолетняя дочь истца после рождения проживает с матерью, фио2, одной семьёй. Она действительно, является членом её семьи по смыслу ч.1 ст.31 СК РФ.
Истец претендует на обеспечение его ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек, как одинокий мужчина.
Будучи сотрудником Управления на транспорте ОВД истец сообщал о рождении дочери, впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ году письменно подал заявление в Управление Росгвардии. Собственно, не скрывал данного факта все годы с момента её рождения, получал новогодние подарки для ребёнка.
На момент постановки истца на учёт в Управлении Росгвардии по Нижегородской области на получение единовременной социальной выплаты (ЕСВ) ДД.ММ.ГГГГ с даты принятия на учёт по прежнему месту службы- ДД.ММ.ГГГГ, истец предоставлял в Управление выписку из лицевого счёта № от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которой очевидно следовало, что истец состоял на рег. учёте с ДД.ММ.ГГГГ в квартире фио2, а с ДД.ММ.ГГГГ там же была зарегистрирована рождённая ею дочь, однако, вопроса о том, что как «гражданский муж» матери ребёнка истца, он утратил право состоять на учёте на получение ЕСВ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Комиссии не возникало. Истец был поставлен на учёт нуждающихся в получении ЕСВ в Росгвардии с даты первичной постановки на учёт в ОВД - с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи, с чем решение ответчика в 2021 году «задним числом» изменить истцу дату признания за ним права на ЕСВ и постановки на учёт нуждающихся в получении данной выплаты считает не основанным на законе по вышеуказанным причинам.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на регистрационном учёте в квартире, находящейся в собственности его родителей, которых уговорил оформить ему Нижегородскую регистрацию, по адресу: <адрес>. Квартира малогабаритная, площадью 30,4 кв.м., где постоянно проживает брат фио4 и племянник фио5
С учётом количества зарегистрированных лиц (3 человека) обеспеченность истца жильём на момент вынесения решения Комиссией от ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени составляет 10,1 кв.м. (менее учётной нормы по смыслу п.2 ч.2 ст. 4 №247-ФЗ), что ответчиком не оспаривается.
Истец полагает, что он приобрёл право на получение ЕСВ с момента первичной постановки на учёт на получение данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ и эту дату надлежит считать датой постановки его на учёт нуждающихся в получении ЕСВ, внести изменения в его учётное дело. На основании изложенного, истец просит суд:
1. Признать незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Управления Росгвардии по <адрес> (протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ) о внесении изменений в учётное дело майора полиции фио9 по дате признания нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения: изменении даты постановки на учёт с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
2. Признать за майором полиции фио9 право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (состоять на учёте нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты в Управлении Росгвардии по <адрес>) с даты постановки (принятия) на учёт в Управлении на транспорте МВД России по ПФО - с ДД.ММ.ГГГГ.
3. Обязать Комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Управления Росгвардии по <адрес> внести изменения в учётное дело майора полиции фио9 по дате признания нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно, изменить дату постановки на учёт на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец фио9, его представитель (по доверенности) Куц В.В. исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчиков (по доверенности) фио6 против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании.
Истец, майор полиции фио9, старший инструктор группы по профессиональной служебной и физической подготовке отделения по работе с личным составом отряда мобильного особого назначения (на транспорте) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) по Нижегородской области, г. Нижний Новгород, состоял на службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 2002 года, а с октября 2016 года зачислен (переведён) в Росгвардию, где проходит службу по настоящее время.
Как сотрудник, имеющий стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении, на основании п.1 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (обязывающим сохранять за лицами, переведёнными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учёт по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставление единовременной субсидии на его приобретения) и на основании протокола Управления Росгвардии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждённого распоряжением Управления Росгвардии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец был принят на учёт Управления Росгвардии по Нижегородской области на получение единовременной социальной выплаты (ЕСВ) с даты принятия на учёт по прежнему месту службы - ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако, решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в учётное дело истца по дате признания нуждающимся в предоставлении ЕСВ: истца посчитали состоящим на учёте с ДД.ММ.ГГГГ - с даты подачи в Управление Росгвардии по НО заявления о рождении дочери, фио1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Своё решение Комиссия (ответчик) мотивировала тем, что с момента постановки истца на регистрационный учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве «гражданского мужа» фио2 в квартиру по адресу: <адрес>, в которой были зарегистрированы сама фио2 (титульный собственник квартиры), её сестра, фио3, а всего с истцом зарегистрированных лиц стало 3 человека; моя обеспеченность жильём составила № кв.м. (приходящаяся на него 1/3 от общей площади квартиры № кв.м.), что составляет выше № кв.м., предусмотренных п. 2 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 г.№247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ…», поэтому с ДД.ММ.ГГГГ Комиссия посчитала истца утратившим право нахождения на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении ЕСВ на приобретение и строительство жилого помещения.
С рождением фио2 дочери от истца - несовершеннолетней фио1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и постановки её с момента рождения на регистрационный учёт в вышеуказанную квартиру; по- мнению ответчика, всего на регистрационном учёте в указанной квартире стало 4 человека, обеспеченность истца жильём составила № кв.м. и право состоять на учёте нуждающихся в предоставлении ЕСВ у истца «появилось вновь».
Однако, поскольку истец обратился в Управление Росгвардии по НО с заявлением о внесении изменений в учётное дело в связи с рождением дочери только ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия (ответчик) решила, что с этой даты следует считать меня нуждающимся в предоставлении ЕСВ и состоящим на учёте на получение ЕСВ.
С указанным решением Комиссии суд не может согласиться.
По мнению суда, решение Комиссии основано на неправильном толковании правовых норм.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (название документа в редакции, действующей в спорный период, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Разделом III названных правил регламентируется определение размера единовременной социальной выплаты.
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие данного федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого Федерального закона: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд считает, что право на получение ЕСВ у истца возникло с момента признания нуждающимся в её предоставлении и постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ и с этого момента его «обеспеченность жильём свыше 15 кв.м.» не менялась, право на какое-либо жильё на условиях соц. найма, либо право собственности (в т.ч. как члена семьи нанимателя или собственника) у истца с ДД.ММ.ГГГГ до момента приятия решения Комиссией не возникало.
Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику, при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.1 ч.2); либо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2.ч.2).
На момент признания истца нуждающимся в предоставлении ЕСВ и постановки на учёт для получения данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ он являлся собственником <адрес> площадью № кв.м. (менее № кв.м.), в которой состоял на регистрационном учёте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Продав в № года указанную комнату по личным обстоятельствам, истец остался без единственного жилья, в котором имел правовые основания проживать и состоять на регистрационном учете учёте.
Войдя в трудное положение истца, из-за отсутствия регистрации, женщина, с которой истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года состоял в близких отношениях, фио2, будучи беременной от истца, согласилась зарегистрировать истца в квартире по вышеуказанному адресу (<адрес>).
Однако, в указанное жилое помещение истец не вселялся, супругой истца, фио2 не являлась и не стала до настоящего времени, поэтому указание истца в решении Комиссии в качестве «гражданского мужа» фио2 суд считает не основанном на законе.
В законодательстве понятие "гражданский брак" отсутствует, признается только брак, зарегистрированный в установленном порядке в органах ЗАГС.
Даже совместное проживание одной семьей без такой регистрации к зарегистрированному браку не приравнивается в соответствии с п. 2 ст. 1, ст. 10 Семейного кодекса (СК) РФ), согласно которой: права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Т.е. «гражданский муж» это мужчина- гражданин России, брак с которым у женщины не зарегистрирован в указанном порядке.
При вселении и совместном проживании с супругой такой мужчина признаётся членом её семьи по смыслу ч.1 ст.31 СК РФ, согласно которой: к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец поддерживал и поддерживает с фио2 дружеские отношения, иногда приходил в гости, т.к. стал биологическим отцом её ребёнка и по просьбе истца она поставила его на регистрационный учёт, чтобы у него была нижегородская регистрация.
Членом семьи фио2, имеющим какие-либо правовые основания проживать в ее квартире, истец не стал (не являлся); сама по себе регистрация или отсутствие таковой является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и в соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 (в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» её наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Соответственно, никакой «обеспеченности жилым помещением» ни до рождения дочери у фио2 от истца, как биологического отца, ни после у него не возникло.
Основания утраты сотрудником права для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрены п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1223.
Согласно п.19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо предоставления в установленном порядке сотруднику органом государственной власти иной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты;
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно п.24 Правил утрата оснований для получения сотрудником единовременной выплаты влечет принятие комиссией решения о снятии сотрудника с учета. Перечень оснований, по которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В выписке из решения ответчик указывает, что никаких документов, «подтверждающих факт совместного проживания с дочерью сотрудник не представил». Несовершеннолетняя дочь истца после рождения проживает с матерью, фио2, одной семьёй. Она действительно, является членом её семьи по смыслу ч.1 ст.31 СК РФ.
Истец претендует на обеспечение его ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек, как одинокий мужчина.
Будучи сотрудником Управления на транспорте ОВД истец сообщал о рождении дочери, впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ году письменно подал заявление в Управление Росгвардии. Истец не скрывал данного факта все годы с момента её рождения, получал новогодние подарки для ребёнка, но совместно с матерью его дочери не проживал и общее хозяйство не вел.
На момент постановки истца на учёт в Управлении Росгвардии по Нижегородской области на получение единовременной социальной выплаты (ЕСВ) ДД.ММ.ГГГГ с даты принятия на учёт по прежнему месту службы- ДД.ММ.ГГГГ, истец предоставлял в Управление выписку из лицевого счёта № от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которой очевидно следовало, что истец состоял на регистрационном учёте с ДД.ММ.ГГГГ в квартире фио2, а с ДД.ММ.ГГГГ там же была зарегистрирована рождённая ею дочь, однако, вопроса о том, что как «гражданский муж» матери ребёнка истца, он утратил право состоять на учёте на получение ЕСВ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Комиссии не возникало. Истец был поставлен на учёт нуждающихся в получении ЕСВ в Росгвардии с даты первичной постановки на учёт в ОВД - с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем решение ответчика в 2021 году изменить истцу дату признания за ним права на ЕСВ и постановки на учёт нуждающихся в получении данной выплаты считает не основанным на законе по вышеуказанным причинам, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств законности принятого решения.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на регистрационном учёте в квартире, находящейся в собственности его родителей (выписки из ЕГРН и домовой книги прилагаю), которых уговорил оформить ему Нижегородскую регистрацию, по адресу: <адрес>. Квартира малогабаритная, площадью № кв.м., где постоянно проживает брат фио4 и племянник фио5
С учётом количества зарегистрированных лиц (3 человека) обеспеченность истца жильём на момент вынесения решения Комиссией от ДД.ММ.ГГГГ. и до настоящего времени составляет № кв.м. (менее учётной нормы по смыслу п.2 ч.2 ст. 4 №247-ФЗ), что ответчиком не оспаривается.
Истец полагает, что он приобрёл право на получение ЕСВ с момента первичной постановки на учёт на получение данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ и эту дату надлежит считать датой постановки его на учёт нуждающихся в получении ЕСВ, внести изменения в его учётное дело.
По ходатайству истца в судебном заседании были допрошены свидетели.
Так, свидетель фио7 в судебном заседании пояснил, что является коллегой фио9, ему известно, что он проживал с ним по соседству, в квартире, находящейся в первом блоке <адрес>, но на другом этаже, в ДД.ММ.ГГГГ году фио9 квартиру продал.
Свидетель фио8 в судебном заседании пояснила, что фио9 ее сын, ей известно, что ранее он проживал в комнате, потом у него возникли трудности и он ее продал. Сын просил поставить его на регистрационный учет в их квартире, т.к. у него не было регистрации в г. Н. Новгороде
Допрошенные в судебном заседании свидетели, также подтверждают обстоятельства того, что у фио9 собственного жилья на территории г. Н. Новгорода не имеется.
Представитель ответчика в своих возражениях, не соглашаясь с требованиями истца, ссылается также на положения закона о пропуске срока на обращение в суд, предусмотренные ч.4 ст.72 ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Часть 5 данной статьи предусматривает, что в случае пропуска по уважительным причинам этих сроков руководитель ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу. Разумеется, суд также вправе продлить (точнее говоря, восстановить) пропущенный срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Суд полагает возможным восстановить указанный пропущенный срок.
Принимая во внимание совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что исковые требования фио9 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Решил:
Исковые требования фио9 к Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Нижегородской области, Управлению Росгвардии по Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Управления Росгвардии по Нижегородской области (протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ) о внесении изменений в учётное дело майора полиции фио9 по дате признания нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения: изменении даты постановки на учёт с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за майором полиции фио9 право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (состоять на учёте нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты в Управлении Росгвардии по Нижегородской области) с даты постановки (принятия) на учёт в Управлении на транспорте МВД России по ПФО - с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Управления Росгвардии по Нижегородской области внести изменения в учётное дело майора полиции фио9 по дате признания нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно, изменить дату постановки на учёт на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Е. Рябов