Дело № 2-264/2016
Решение
Именем Российской Федерации
(заочное)
г. Канск Красноярского края 30 мая 2016 года
Канский районный суд Красноярского краяв составе председательствующего - судьи Конищевой И.И.,
при секретаре Манухиной С.И., с участием истца Морозова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова <данные изъяты> к НАО «Мокрушенское» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
установил:
Морозов С.Г. обратился в суд с иском к НАО «Мокрушенское», в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля 2015 года по октябрь 2015 года в размере 10358 рублей, обязать ответчика выплатить с января 2016 года заработную плату в размере не ниже МРОТ, установленного на территории Красноярского края - 9926 рублей, с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера до внесения изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Требования мотивированы тем, что истец с 01.08.2006 в должности тракториста осуществляет свою трудовую деятельность в НАО «Мокрушенское», трудовой договор не заключался. За выполнение трудовых обязанностей истцу начислялась и выплачивалась заработная плата: сдельно или повременно, премиальная оплата, стажевые. Также ему начисляются и выплачиваются районный коэффициент в размере 30 % к заработной плате, процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 30 %.
Статьей 1 Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда, который с 1 июня 2015 года составляет 9544 рубля в месяц.
Истцу в июле 2015 года начислено - 8336 рублей, в августе - 6458 рублей, в сентябре - 5647 рублей, в октябре - 7377 рублей. Таким образом, за июль 2015 года истцу недоначисленна заработная плата в размере 1208 рублей, в августе - 3086 рублей, в сентябре - 3897 рублей, в октябре - 2167 рублей.
В судебном заседании истец Морозов С.Г. поддержал исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 10358 рублей. Требования об обязании ответчика выплатить с января 2016 года заработную плату в размере не ниже МРОТ не поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, дважды извещался судебной повесткой. Суд считает возможным с согласия истца рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Морозов С.Г. работал в НАО «Мокрушенское» трактористом с 01.08.2006 по 18.02.2016. Размер заработной платы с учетом повышающих коэффициентов при полном отработанном месяце составил в июле 2015 года - 8336 рублей, в августе 2015 года - 6458 рублей, в сентябре 2015 года - 5647 рублей, в октябре 2015 года - 7377 рублей. То есть размер заработной платы при отработанной норме рабочего времени в месяце с учетом районного коэффициента и северной надбавки составил менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федеральным законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ) с 1 января 2015 года равен 5 965 рублей в месяц.
В соответствии с Региональным соглашением N 3 о минимальной заработной плате в Красноярском крае, зарегистрированном в министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края 16.02.2015 N 25, на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работников организаций установлен с 1 июня 2015 года по 1 февраля 2016 года в размере 9544 рубля.
Согласно п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районного Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районная Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом, согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя производить работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,130,132,135,146,148,315,316,317 Трудового кодекса РФ, в том числе правила об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы Трудового кодекса РФ, устанавливающие особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в местностях, приравненных к Крайнему Северу, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению с остальными категориями работников оплаты труда не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ.
В силу главы 50 ТК РФ, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии о ст.ст.315,136,317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентами и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местности.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Принятым в его исполнение постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. ст. 148, 315 - 317 ТК ТФ в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и порядок его применения устанавливается Правительством РФ, в то же время органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Указанным Постановлением администрации Красноярского края повышенный районный коэффициент 1,3 установлен, в том числе, в Канском районе.
Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления N 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы (который исчисляется с 01.11.1989 г.), с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. N 255. Данные акты не отменены и не изменены.
Также, согласно Разъяснений от 11.09.1995 года № 3, утвержденных Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля 2015 года по октябрь 2015 года в размере 10358 рублей, из расчета:
июль 2015 года - 9544 рубля - 8336 рублей = 1208 рублей;
август 2015 года - 9544 рубля - 6458 рублей = 3086 рублей;
сентябрь 2015 года - 9544 рубля - 5647 рублей = 3897 рублей;
октябрь 2015 года - 9544 рубля - 7377 рублей = 2167 рублей.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФиздержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 414,32 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Морозова <данные изъяты> удовлетворить.
Взыскать с НАО «Мокрушенское» в пользу Морозова <данные изъяты> недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 10358 (десять тысяч триста пятьдесят восемь) рублей 00 копеек.
Взыскать с НАО «Мокрушенское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 414 рублей 32 копеек.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Канский районный суд в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком такого заявления, а в случае, когда такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.И. Конищева