Дело № 2-10725/2018
24RS0048-01-2018-008313-81
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тасеевского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Артэкс» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тасеевского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Артэкс» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, просит: произвести очистку территории, расположенной по адресу: <адрес> от горючих отходов, мусора и сухой растительности; организовать временное хранение производственных отходов в соответствие с требованиями п. 3.7 Санитарных эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г.№ 80; организовать учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; составить паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ООО «Артэкс»; составить отчет по форме 2 ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год, направить его в уполномоченный орган; места, отведенные под штабели, очистить до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов; склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции обеспечить молниезащитой; склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции обеспечить необходимым запасом воды для целей наружного тушения пожара в любое время года; при размещении круглых лесоматериалов обеспечить 15 метровые разрывы до ограждения; при размещении отходов лесопиления обеспечить 15 метровые разрывы до ограждения; при размещении круглых лесоматериалов, готовой продукции и отходов лесопиления обеспечить противопожарные разрывы до зданий и сооружений на территории; по противопожарным разрывам и зонам между кварталами, участками и у внешних сторон кварталов и участков склада круглых лесоматериалов и пиломатериалов обустроить дороги с твердым покрытием облегченного типа шириной не менее 3 м для проезда и маневрирования основных и специальных пожарных машин; к зданиям и навесам обеспечить по всей их длине проезды и подъезды с твердым покрытием шириной не менее 3 м для передвижения и маневрирования основных и специальных пожарных машин; территорию открытого склада лесоматериалов обеспечить адресной электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями, установленными по противопожарным разрывам между отдельными группами штабелей и куч, кварталами и участками на расстоянии не более 100 м друг от друга, на негорючих опорах на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.); при размещении круглых лесоматериалов обеспечить 30 метровые разрывы до границы опилок; при размещении круглых лесоматериалов обеспечить разрывы до границы открытого складирования дров; при размещении круглых лесоматериалов обеспечить разрывы до границы открытых складов пиломатериалов; переместить штабеля круглого леса и пиломатериалов из - под воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем); территорию оборудовать пожарными щитами для размещения первичных средств пожаротушения; территорию открытого склада лесоматериалов обеспечить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; дымовую трубу котельной, работающей на твердом топливе, оборудовать искрогасителем; на территории открытого склада лесоматериалов демонтировать навесы и здания V степени огнестойкости. Требования мотивированы тем, что по результатам проверки исполнения ООО «Артэкс» требований законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности, о карантине растений при осуществлении производственной деятельности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, проведенной Прокуратурой Тасеевского района с участием представителей отделения НД и ПР по Тасеевскому и Дзержинскому районам, ОП № 2 МО МВД России «Абанский» Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Восточной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю установлено, что ООО «Артэкс» осуществляет накопление отходов лесопиления и иных отходов на почве земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без каких-либо емкостей, навесов, на необорудованной в соответствие с требованиями природоохранного законодательства РФ площадке. Также проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ООО «Артэкс» осуществляет деятельность в области обращения с отходами; учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов в 2017 году, истекшем периоде 2018 года не вело, отчет за 2017 год в уполномоченный орган не предоставляло. Помимо прочего, выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ, что ставит в незащищенное состояние жизнь, здоровье и имущество неопределенного круга лиц. Со ссылкой на изложенные обстоятельства, а также ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд за защитой прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Красноярска – Лукке Т.В. (по удостоверению) заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что указанная несанкционированная свалка до настоящего времени ответчиком не ликвидирована, нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Представитель ответчика ООО «Артэкс» в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом по известному суду адресу; согласно размещенного на официальном сайте «Почта России» отчета, корреспонденция возвращена в адрес суда в связи с истечением срока хранения; возражений по существу заявленных требований не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Согласно ч. 5 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.
Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд признает ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, так как ответчик не проявил должной осмотрительности и не обеспечил получение поступающей по его месту регистрации почтовой корреспонденции, поэтому на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения судебных извещений.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства в соответствие со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.
Согласно п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Законодательство об охране окружающей средств основано на следующих принципах. При осуществлении хозяйственной деятельности должно быть обеспечено соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; благоприятные условия жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований (нормативов) в области охраны окружающей среды, недопустимость негативного воздействия на окружающую среду сверх установленных законом нормативов (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
При этом под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Загрязняющим считается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Закона).
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны определения основных понятий, используемых в сфере обращения с отходами:
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов; при этом под хранением отходов понимается их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Согласно ст. 3 Закона № 89-ФЗ основными направления государственной политики в области обращения с отходами являются: сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
-временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
-поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
-поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); -по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружения в соответствии с техническими условиями; -поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сбор в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно ст. 12 Закона № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом в силу п.п. 7, 10 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Также запрещено применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
Кроме того, согласно ч.ч. 1,2 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», утвержден Порядок учета, согласно которому учету подлежат все виды отходов 1-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" определены сроки и форма предоставления отчета по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье гражданина защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. К числу способов защиты гражданских способов относится
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан, в том числе неопределенного круга лиц, и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что на основании решения прокурора Тасеевского района от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки, прокуратурой Тасеевского района с участием представителей отделения НД и ПР по Тасеевскому и Дзержинскому районам, ОП № 2 МО МВД России «Абанский» Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Восточной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю во исполнение задания прокуратуры Красноярского края «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления», п.п. 1,2 плана работы межведомственной рабочей группы по охране окружающей среды и
природопользования на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения
обществом с ограниченной ответственностью «Артэкс» требований законодательства об
отходах производства и потребления, пожарной безопасности, о карантине растений при
осуществлении производственной деятельности на земельном участке, расположенном
по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 37523 кв.м., предназначенный для эксплуатации производственной базы, а также здание, общей площадью 414, 1 кв.м., расположенное по этому же адресу, принадлежит на праве собственности ООО «Артэкс», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии № и № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.
Согласно акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности, о карантине растений ООО «Артэкс» при осуществлении производственной деятельности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, основным видом деятельности ООО «Артэкс» является производство пиломатериалов. Производственная деятельность осуществляется на земельном участке, общей площадью 37 523 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. В производственной деятельности используется ленточная пилорама, кромкообрезной станок. По состоянию на 12.04.2018 в ООО «Артэкс» на хранении находились лесоматериалы хвойных пород - 4213,748 куб.м. Лес круглый хвойных пород ООО «Артэкс» покупает в ООО «Каменское». На момент осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, лесопильное оборудование не эксплуатировалось, рядом с лесопильным оборудованием имелись опилки светло желтого цвета. В ходе осмотра также установлено, что места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов; производственная территория не очищена от горючих отходов, мусора и сухой растительности; склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции не имеет молниезащиты; склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции не имеет необходимого запаса воды для целей наружного тушения пожара в любое время года; при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены 15 метровые разрывы до ограждения; при размещении отходов лесопиления не предусмотрены 15 метровые разрывы до ограждения; при размещении круглых лесоматериалов, готовой продукции и отходов лесопиления не предусмотрены противопожарные разрывы до зданий и сооружений на территории; по противопожарным разрывам и зонам между кварталами, участками и у внешних сторон кварталов и участков склада круглых лесоматериалов и пиломатериалов отсутствуют дороги с твердым покрытием облегченного типа шириной не менее 3 м для проезда и маневрирования основных и специальных пожарных машин; к зданиям и навесам не предусмотрены по всей их длине проезды и подъезды с твердым покрытием шириной не менее 3 м; на территории открытого склада лесоматериалов отсутствует адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями; при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены 30 метровые разрывы до границы опилок; при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены разрывы до границы открытого складирования дров; при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены разрывы до границы открытых складов пиломатериалов; размещение штабелей круглого леса и пиломатериалов на территории осуществляется под воздушными линиями электропередачи; территория не оборудована пожарными щитами для размещения первичных средств пожаротушения; на территории открытого склада лесоматериалов отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; дымовая труба котельной, работающей на твердом топливе, не оборудована искрогасителями; на территории открытого склада лесоматериалов размещены навесы и здания V степени огнестойкости. На земельном участке в хаотичном порядке на почве размещены опилки, кора древесная, кора с примесью земли, горбыль, покрышки, шины отработанные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный и др. Площадка для временного накопления отходов отсутствует, накопление отходов осуществляется на почве. ООО «Артэкс», осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов в 2017 году, истекшем периоде 2018 года не вело, отчет по форме 2 ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2017 год в уполномоченный орган не предоставляло.
Паспорта на опасные отходы не составлены, в уполномоченный орган не направлены.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке (территория нижнего склада) ООО «Артэкс» осуществлялось хранение подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, при этом не обеспечено изолированное размещение такой продукции, а также хранение лесоматериалов осуществлялось без подштабельных оснований, тем самым нарушены правила хранения и использования подкарантинной продукции. Документы, подтверждающие проведение мероприятий по борьбе с карантийными объектами подкарантинных объектов и подкарантинной продукции (лесоматериалы), в ходе проверки не представлены.
По результатам проверки главным государственным инспектором Тасеевского и Дзержинского районов по пожарному надзору составлена справка-заключение о надзорно-профилактической работе, согласно которой по результатам проверки также выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее ППР), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закона), Свода правил СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21- 03-2003», принятого и введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/цр; Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного и введенного в действие приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов (пункт 360 ППР, пункт 4.10 СП 114.13330.2016);
производственная территория не очищена от горючих отходов, мусора и сухой растительности (пункт 77 ППР);
склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции не имеет молниезащиты (статья 6 Закона; пункт 4.24 СП 114.13330.2016);
склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции не имеет необходимого запаса воды для целей наружного тушения пожара в любое время года (статья 6 Закона; пункт 12.1, пункт 12.3, пункт 12.4 СП 114.13330.2016);
при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены 15 метровые разрывы до ограждения (статья 6 Закона; пункт 4.12 СП 114.13330.2016);
при размещении отходов лесопиления не предусмотрены 15 метровые разрывы до ограждения (статья 6 Закона; пункт 4.12 СП 114.13330.2016);
при размещении круглых лесоматериалов, готовой продукции и отходов лесопиления не предусмотрены противопожарные разрывы до зданий и сооружений на территории (статья 6 Закона; пункт 4.13 СП 114.13330.2016);
по противопожарным разрывам и зонам между кварталами, участками и у внешних сторон кварталов и участков склада круглых лесоматериалов и пиломатериалов отсутствуют дороги с твердым покрытием облегченного типа шириной не менее 3 м для проезда и маневрирования основных и специальных пожарных машин (статья 6 Закона; пункт 6.5, пункт 4.15 СП 114.13330.2016);
к зданиям и навесам не предусмотрены по всей их длине проезды и подъезды с твердым покрытием шириной не менее 3 м для передвижения и маневрирования основных и специальных пожарных машин (статья 6 Закона; пункт 6.5, пункт 4.15 СП 114.13330.2016);
на территории открытого склада лесоматериалов отсутствует адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями, установленными по противопожарным разрывам между отдельными группами штабелей и куч, кварталами и участками на расстоянии не более 100 м друг от друга, на негорючих опорах на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п. (статья 6 Закона; пункт 11.1, пункт 11.2 СП 114.13330.2016).
при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены 30 метровые разрывы до границы опилок (статья 6 Закона; Приложение А (обязательное) Таблица А.1, пункт 19 СП 114.13330.2016);
при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены разрывы до границы открытого складирования дров (статья 6 Закона; Приложение А (обязательное) Таблица А.1, пункт 18 СП 114.13330.2016);
при размещении круглых лесоматериалов не предусмотрены разрывы до границы открытых складов пиломатериалов (статья 6 Закона; Приложение А (обязательное) Таблица А.1, пункт 17 СП 114.13330.2016);
размещение штабелей круглого леса и пиломатериалов на территории осуществляется под воздушными линиями электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) (пункт 41 ППР);
территория не оборудована пожарными щитами для размещения первичных средств пожаротушения (пункт 481 ППР);
на территории открытого склада лесоматериалов отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (статься 6 Закона; пункт 4.23, пункт 11.5 СП 114.13330.2016);
дымовая труба котельной, работающей на твердом топливе, не оборудована искрогасителями (пункт 83 ППР);
на территории открытого склада лесоматериалов размещены навесы и здания V степени огнестойкости (статья 6 Закона, пункт 5.3 СП 114.13330.2016).
Аналогичные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о пожарной безопасности были выявлены в деятельности ООО «Артэкс» в 2017 году, в связи с чем по инициативе прокуратуры Тасеевского района ООО «Артэкс» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2, ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, что подтверждается представленным в материалы дела постановлением Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Артэкс» назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. Кроме того, в отношении ООО «Артэкс» прокуратурой Тасеевского района было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения вышеуказанного законодательства ООО «Артэкс» не устранены.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства, представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд, находя установленным факт осуществления ООО «Артэкс» деятельности с нарушением требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ, до настоящего времени выявленные Прокуратурой Тасеевского района Красноярского края нарушения ответчиком не устранены, неопровержимых доказательств обратного, в силу ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела ООО «Артэкс» не представлено; учитывая вышеуказанные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также то, что действия ответчика создают угрозу для неопределенного круга лиц – граждан, и могут повлечь неблагоприятное для их жизни и здоровья воздействие, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
При этом суд полагает необходимым установить срок для исполнения судебного решения – два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп.19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6000 руб. (на основании пп.3 п. 1 ст. 333.19).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Тасеевского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Артэкс» - удовлетворить.
Обязать ООО «Артэкс» в срок 2 (два) месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- произвести очистку территории, расположенной по адресу: <адрес> от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
- организовать временное хранение производственных отходов в соответствие с требованиями п. 3.7 Санитарных эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г.№ 80;
- организовать учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
- составить паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ООО «Артэкс»;
- составить отчет по форме 2 ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год, направить его в уполномоченный орган;
- места, отведенные под штабели, очистить до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов;
- склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции обеспечить молниезащитой;
- склад открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции обеспечить необходимым запасом воды для целей наружного тушения пожара в любое время года;
- при размещении круглых лесоматериалов обеспечить 15 метровые разрывы до ограждения;
- при размещении отходов лесопиления обеспечить 15 метровые разрывы до ограждения;
- при размещении круглых лесоматериалов, готовой продукции и отходов лесопиления обеспечить противопожарные разрывы до зданий и сооружений на территории;
- по противопожарным разрывам и зонам между кварталами, участками и у внешних сторон кварталов и участков склада круглых лесоматериалов и пиломатериалов обустроить дороги с твердым покрытием облегченного типа шириной не менее 3 м для проезда и маневрирования основных и специальных пожарных машин;
- к зданиям и навесам обеспечить по всей их длине проезды и подъезды с твердым покрытием шириной не менее 3 м для передвижения и маневрирования основных и специальных пожарных машин;
- территорию открытого склада лесоматериалов обеспечить адресной электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями, установленными по противопожарным разрывам между отдельными группами штабелей и куч, кварталами и участками на расстоянии не более 100 м друг от друга, на негорючих опорах на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.);
- при размещении круглых лесоматериалов обеспечить 30 метровые разрывы до границы опилок;
- при размещении круглых лесоматериалов обеспечить разрывы до границы открытого складирования дров;
- при размещении круглых лесоматериалов обеспечить разрывы до границы открытых складов пиломатериалов;
- переместить штабеля круглого леса и пиломатериалов из - под воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем);
- территорию оборудовать пожарными щитами для размещения первичных средств пожаротушения;
- территорию открытого склада лесоматериалов обеспечить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- дымовую трубу котельной, работающей на твердом топливе, оборудовать искрогасителем;
- на территории открытого склада лесоматериалов демонтировать навесы и здания V степени огнестойкости.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Артэкс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий ЕВ. Татарникова
Текст мотивированного решения изготовлен 30.10.2018