Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-78/2019 ~ М-42/2019 от 28.01.2019

Дело №2-78/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2019 года                                                                                                            г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                              Яшковой И.С.,

при секретаре                                                                                                               Бахур Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой И.В. к администрации Кемского муниципального района, Правительству Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения, обязании совершить определённые действия,

установил:

Иск мотивирован тем, что Богданова И.В. проживает в квартире по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Кемского муниципального района (далее Администрация) от 30.11.2017 №910 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Истец неоднократно обращалась в Администрацию с заявлениями о предоставлении жилого помещения. 11.01.2018 Администрацией предложено жилое помещение маневренного фонда, от которого истец отказалась. Письмом от 17.01.2018 №11-13/14 Администрация сообщила, что Богданова И.В. не состоит на учёте нуждающихся в жилье, ей предложили предоставить документы для решения вопроса о постановке на указанный учёт. Истец является ветераном Великой Отечественной войны, родной брат истца С. был призван на фронт 05.01.1943, сведений о его судьбе нет. С 14.11.2001 Богданова И.В. проживала в квартире дочери по адресу: <адрес>, однако сейчас дочь квартиру продаёт. На основании изложенного истец просит обязать администрацию Кемского муниципального района восстановить её в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях; обязать администрацию Кемского муниципального района и Правительство Республики Карелия предоставить ей благоустроенное жильё на 1 или 2 этаже в жилом фонде г. Кеми либо г. Петрозаводска в натуре или в виде единовременной денежной субсидии (чтобы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия включило истца в единый по Республике Карелия список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета).

Впоследствии исковые требования были уточнены – истец просит восстановить её в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях; обязать администрацию Кемского муниципального района и Правительство Республики Карелия предоставить ей благоустроенное жильё на 1 или 2 этаже в жилом фонде г. Кеми либо Петрозаводска, в натуре в связи с проживанием в жилом доме, признанном непригодным для проживания; обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия включить её в единый список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны и члена семьи участника Великой Отечественной войны.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

В судебное заседание Богданова И.В. не явилась, уведомлена надлежащим образом. Представитель истца Никитин А.С., действующий на основании ордера, уточнённые исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и уточнении иска. Пояснил, что с 2017 года и по настоящее время Богданова И.В. проживает в платном пансионате в г. Петрозаводске. Второй собственник жилого помещения по адресу: <адрес>, З. в квартире давно не проживает. Ш. – собственник квартиры по адресу: <адрес>, в которой Богданова И.В. была зарегистрирована с 2001 года по 2017 год, длительное время проживает в Швейцарии, в настоящее время ищет покупателя на жилое помещение.

Ответчик Администрация Кемского муниципального района представителя в судебное заседание не направила, уведомлена надлежащим образом. В представленных возражениях указывает, что основания для получения жилого помещения в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР у истца отпали 14.11.2001 (регистрация в благоустроенном жилом помещении по адресу: <адрес>).

Ответчик Правительство Республики Карелия представителя в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом, в отзыве просит в иске к Правительству Республики Карелия отказать.

Ответчик Министерство социальной защиты Республики Карелия представителя в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом. В представленном отзыве выражает несогласие с заявленным иском. Указывает, что Богданова И.В. является тружеником тыла, данной категории граждан меры социальной поддержки по обеспечению жильём не предоставляются. Согласно сведениям, которыми располагает Министерство социальной защиты Республики Карелия, статуса члена семьи погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, истец не имеет, удостоверение в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» Богдановой И.В. не выдавалось.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Республики Карелия, З. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Богданова И.В., З. являются собственниками (доля каждого в праве 1/2) жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 39,1 кв.м.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации Кемского городского поселения от 30.11.2017 и на основании постановления администрации Кемского городского поселения от 30.11.2017 № 910 многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу, предписано расселение в 2028 году.

Постановлением Правительства Республики Карелия №136-П от 28.03.2019 утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. В соответствии с условиями Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в указанную Программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года.

Жилой <адрес> в г. Кеми в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда не включен.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправлению) о выкупе жилого помещения. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Судом установлено, что жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не достигнуто.

Из материалов дела следует, что ответчиком не принималось решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и жилых помещений данного дома, в адрес истца не направлялись проект соглашения об изъятии недвижимости, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации и документы, перечисленные в пункте 4 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, следует, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Поскольку соблюдение соответствующей предварительной процедуры, установленной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательной, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на администрацию Кемского муниципального района обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма.

Относительно исковых требований о включении в единый список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны и члена семьи участника Великой Отечественной войны, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Богданова И.В. является ветераном Великой Отечественной войны в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР (далее - труженик тыла) и имеет права и льготы, установленные труженикам тыла статьей 20 Федерального закона «О ветеранах» (удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серия ВВ № 2558628).

В силу ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны установлены ст. 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 17.12.2004 №827 – ЗРК.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, имеющих статус тружеников тыла, в перечень мер социальной поддержки, установленных ст. 3 Закона Республики Карелия №827-ЗРК, не входит.

Таким образом, в удовлетворении иска на основании того, что истец является ветераном Великой Отечественной войны в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона, с учётом указанных положений закона надлежит отказать.

Кроме того, судом установлено, что 21.03.2019 Богданова И.В. обратилась в Министерство социальной защиты Республики Карелия с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) учасника Великой Отечественной войны и включении в Единый по Республике Карелия Список ветеранов, инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета. В заявлении указано, что Богданова И.В. является родной сестрой С., который пропал без вести.

Рядовой С., 1921 года рождения, призван в Советскую армию Кемским райвоенкоматом 05.01.1943.

Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 11.07.2018 №11/17164 следует, что С. призван 05.01.1943 Кемским РВК, пропал без вести в июле 1943 года. Мать – А. проживала по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении Богдановой И.В. её матерью являлась А.

Письмом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 12.04.2019 №3175/11-24/МСЗ-о истцу отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», в связи с тем, что сёстры погибших (умерших), пропавших без вести в данной статье не поименованы.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам в качестве меры социальной поддержки предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

Таким образом, приведенными нормативными положениями пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 5-ФЗ установлено общее правило, согласно которому для реализации членами семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны права на получение мер социальной поддержки необходимо наличие следующих обязательных условий: нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нахождения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на иждивении погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и получения членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

Что касается положений пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона, то они устанавливают исключение из общего правила и предусматривают возможность предоставления мер социальной поддержки родителям и супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Согласно п. 1 названной Инструкции удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.

Таким образом, основанием возникновения права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», является наделение гражданина уполномоченным государственным органом определенным статусом, в том числе члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, путем выдачи соответствующего удостоверения.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14. 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Приказом Министерства здравоохранения социального развития Республики Карелия от 18.09.2013 № 1929 утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В соответствии с п. 2 указанного Административного регламента государственная услуга предоставляется проживающим на территории Республики Карелия гражданам Российской Федерации:

а) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение):

детям, братьям, сестрам и внукам, не достигшим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящим обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста (братья, сестры и внуки считаются нетрудоспособными членами семьи при отсутствии у них трудоспособных родителей);

отцу, матери и супругу, если они достигли возраста: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет, либо являются инвалидами;

супругу или одному из родителей либо деду, бабушке, брату или сестре независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

деду и бабушке – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать;

б) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

в) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

г) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

д) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

е) членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;

ж) членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Исходя из толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, суд приходит к выводу о том, что истец не относится к лицам, названным в пунктах 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах».

Богдановой И.В. также заявлено требование о восстановлении её в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Эта же норма Федерального закона предусматривает, что указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в ней положений.

В силу ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

По смыслу приведенных выше норм права, для граждан, принятых на учет до 01 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством.

Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учёт до 01.03.2005, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления, которая должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

Установлено, что решением исполнительного комитета Кемского городского Совета депутатов трудящихся от 15.07.1977 №75 утверждено решение жилищной комиссии о постановке Богдановой И.В., состав семьи 1 человек, проживающей по адресу: <адрес>, на учёт для получения жилья.

Согласно спискам очередников с 1979 года Богданова И.В. состоит на учёте по месту проживания: <адрес>, состав семьи – 1 человек, с 1988 года – по адресу: <адрес>, состав семьи – 4 человека.

Из письма мэрии г. Кеми от 06.04.1993, адресованного Богдановой И.В., следует, что семья Богдановой И.В. состоит в списках очерёдности на улучшение жилищных условий с июля 1977 года. Учётный номер – 212.

На основании постановления администрации Кемского городского поселения от 10.04.2007 №13 Богданова И.В. снята с учёта нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в связи с обеспеченностью жилым помещением.

На дату снятия истца с учёта в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 39,1 кв.м, были зарегистрированы: З. (дочь), Г. (отец), умерший ДД.ММ.ГГГГ. Данная квартира на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственности от 09.11.1993 принадлежала на праве собственности Ш.

В период с 14.11.2001 по 03.08.2017 Богданова И.В. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение, площадью 40,8 кв.м, с 12.11.2001 на праве собственности принадлежало З., с 20.05.2004 на основании договора дарения принадлежала Ш.

Ш. в период с 22.05.1998 по 28.09.2009 была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>. Сведения о правовых основаниях пользования указанным жилым помещением в материалы дела не представлены.

Таким образом, на дату снятия семьи Богдановой И.В. с учёта нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма уровень жилищной обеспеченности на каждого члена семьи составлял 19,97 кв.м ((39,1 + 40,8)/4).

Решением Кемского городского Совета самоуправления от 02.06.2005 № 3/21-184 утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м на каждого члена семьи и учётная норма общей площади жилых помещений в размере 9,3 кв.м и менее на каждого члена семьи. В настоящее время норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет 16 кв.м., учётная норма – 11,3 кв.м (решения Совета Кемского городского поселения от 27.11.2008 №30-1/147 и 22.05.2008 №24-1/120).

Поскольку уровень обеспеченности семьи Богдановой И.В. достиг уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, установленной действующим законодательством и законодательством на дату снятия с учёта, основания для удовлетворения исковых требований о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Богдановой И.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                   И.С. Яшкова

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2019 года.

2-78/2019 ~ М-42/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Богданова Ираида Викторовна
Ответчики
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Администрация Кемского муниципального района
Правительство Республики Карелия
Другие
Министерство здравоохранения Республики Карелия
Никитин Алексей Сергеевич
Грасс Зоя Григорьевна
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Яшкова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
28.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2019Передача материалов судье
31.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.02.2019Предварительное судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
11.04.2019Судебное заседание
12.04.2019Судебное заседание
25.04.2019Судебное заседание
26.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2019Дело оформлено
12.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее