Судья Бабанина О.М.
Дело №7-2100/2016 (21-1300/2016)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 12 декабря 2016 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации Усть-Качкинского сельского поселения Калинина С.Г. на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 18.10.2016 по делу по жалобе защитника Калинина С.Г. на постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30.08.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Усть-Качкинского сельского поселения,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30.08.2016 Администрация муниципального образования «Усть-Качкинское сельское поселение» (ИНН **) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Основанием для привлечения администрации Усть-Качкинского сельского поселения послужило освоение и использованию лесного участка без оформления надлежащим образом права аренды на данный земельный участок.
Решением судьи Пермского краевого суда Пермского края от 18.10.2016, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы защитника администрации Усть-Качкинского сельского поселения по доверенности Калинина С.Г., постановление от 30.08.2016 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Калинин С.Г. просит решение от 18.10.2016 отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием достаточных доказательств события административного правонарушения и виновности администрации Усть-Качкинского сельского поселения. Спорный земельный участок лесного фонда определен в связи с переносом кладбища в 50е годы, связанным со строительством курорта «Усть-Качка». На территории Усть-Качкинского сельского поселения официально не закреплено гражданское (общественное) кладбище, в связи с чем Администрация Усть-Качкинского сельского поселения не оказывает ритуальных услуг и не проводит захоронений, то есть законные основания для данного вида деятельности отсутствуют. Оказание ритуальных услуг на территории Усть-Качкинского сельского поселения проводится по индивидуальному формату при организации погребений. На территории кладбища размещен объект культурного населения местного значения (***), который является собственностью ЗАО «Курорт Усть-Качка», а также воинские захоронения в соответствии с Федеральным законом от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», проведенные Министерством Обороны СССР, а в дальнейшем РФ. Муниципальный контракт был заключен непосредственно на содержание указанных объектов, в связи с чем ссылка на наличие муниципального контракта на очистку мест захоронения является необоснованной. Администрацией Усть-Качкинского сельского поселения принимаются меры по соблюдению лесного законодательства. Кладбище было организовано в квартале ** выделе ** на площади 2,3 га в Государственном лесном фонде Култаевского (Усть-Качкинского) участкового лесничества», отмечено в лесоустройстве и используется для захоронения граждан. Данный земельный участок предоставлен до принятия постановления Совета Министров РСФСР от 03.06.1975 №349 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов республиканского значения «Усть-Качка» в Пермской области и «Краинка» в Тульской области», в связи с чем были образованы санитарные зоны, земельный участок с размещенным на нем кладбище оказался во второй санитарной зоне. Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 №64-п установлены границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, в связи с чем появилась особо охраняемая природная территория - охраняемый ландшафт «Усть-Качкинский», в состав которого вошел земельный участок лесного фонда, предоставленный для переноса кладбища, то есть последнее было образовано до введения ограничений. Администрация Усть-Качкинского сельского поселения не осваивала и не использует указанный земельный участок, так как не является ни его арендатором ни собственником. Администрация неоднократно обращалась в соответствующие органы и организации с предложением оформления данного земельного участка с целью выдела и постановки на кадастровый учет с дальнейшим оформлением для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории поселения, содействие в выделении и предоставлении третьим лицам для осуществления ритуальных услуг и содержания мест захоронения. По мнению заявителя, имеются также исключительные обстоятельства, позволяющие назначить административный штраф в размере ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.7.9 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Калинин С.Г. жалобу поддержал по ее доводам.
Заслушав Калинина С.Г., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч.3 названной нормы к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Статьей 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», действующего с 04.01.2015, вопрос местного значения - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения закреплен за сельскими поселениями Пермского края.
Согласно ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, расположенных на территории Усть-Качкинского сельского поселения, возложена именно на указанное сельское поселение в лице администрации Усть-Качкинского сельского поселения.
Статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в ходе проведенного 08.08.2016 осмотра лесного участка Култаевского (ранее Усть-Качкинское) лесничества в квартале ** выделы **, ** выявлен факт самовольного захвата земель лесного фонда площадью 2,9 га под кладбище (акт осмотра территории от 08.08.2016, таксационное описание, план лесонасаждения, съемка GPS, иные доказательства).
Осмотр произведен с участием директора ГКУ «Пермское лесничество» К., лесничего Култаевского участкового лесничества М., мастера леса Култаевского участкового лесничества Б., главы Усть-Качкинского сельского поселения Л., главного специалиста по имуществу сельского поселения П., ведущего специалиста по имуществу сельского поселения А. Акт осмотра подписан всеми участвовавшими в осмотре лицами, указанная площадь земельного участка, занимаемого самовольно под кладбище не оспаривается.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, администрация Усть-Качкинского сельского поселения в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка под кладбище не обращалась. Стороной защиты не представлено доказательств совершения администрацией Усть-Качкинского сельского поселения каких-либо действий по оформлению земельного участка до проведения проверки или на момент ее проведения, доказательств того, что администрацией Усть-Качкинского сельского поселения после отнесения вопросов организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения к компетенции сельских поселений приняты своевременные и необходимые меры в целях соблюдения требований лесного законодательства при осуществлении своих полномочий в рамках п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при фактическом занятии лесного участка под кладбище.
Относительно доводов о том, что лесной участок был занят под кладбище в результате его переноса при строительстве курорта в 50е годы прошлого века, имеется копия протокола заседания исполкома Усть-Качкинского Сельского Совета депутатов трудящихся, пригородной зоны г. Краснокамска Пермской области от 29.01.1960, то данное обстоятельство значения не имеет, поскольку, как установлено, территория кладбища занимает 5,2 га в выделах ** и ** квартала ** Култаевского лесничества. Самовольный захват лесного участка под кладбище площадью 2,3 га (старое кладбище в выделе **) администрации Усть-Качкинского сельского поселения не вменяется.
Доводы о том, что на территории кладбища расположен объект культурного наследия регионального значения (распоряжение Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения»), воинские захоронения, с учетом существа вмененного деяния, объекта правонарушения правового значения для данного дела не имеют.
Изложенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами о наличии вины администрации Усть-Качкинского сельского поселения в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, на правильные выводы о виновности Администрации в совершенном деянии, сделанные должностным лицом, а в дальнейшем судьей районного суда на основании представленных в дело доказательств, их оценки не влияют.
Процессуальные нарушения, которые бы повлекли незаконность привлечения администрации Усть-Качкинского сельского поселения к административной ответственности, не допущены.
Административное наказание назначено в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения данной категории в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.7.9 КоАП РФ.
Судьей районного суда оценены доводы законного представителя о возможности назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ. Выводы об отсутствии исключительных обстоятельств, которые бы повлекли снижение назначенного административного штрафа в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, изложены в решении от 18.10.2016, основания не согласиться с которыми, отсутствуют. Доказательства наличия таких исключительных обстоятельств не представлены.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения как решения от 18.10.2016, так и постановления от 30.08.2016 не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 18.10.2016 оставить без изменения, жалобу защитника Калинина С.Г. – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись