Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года. п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием пом.прокурора Октябрьского района Пермского края Винниковой К.А.,
ответчика - представителя администрации Октябрьского городского округа Пермского края Кинас Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в защиту интересов Комаровой ФИО12, Комарова ФИО13, Комарова ФИО14 ФИО15 Комарова ФИО16, Комарова ФИО17 к администрации Октябрьского городского округа Пермского края об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры,УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с учетом уточненного иска в защиту интересов Комаровой О.Н., Комарова Н.В., Комарова П.Н., Комарова Д.Н., Комарова А.Н. к администрации Октябрьского городского округа Пермского края об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района на основании обращения Комаровой О.Н. проведена проверка исполнения администрацией Октябрьского городского округа Пермского края законодательства о предоставлении земельных участков многодетным семьям. В ходе проверки установлено, что распоряжением Управления ресурсами и развития инфраструктуры Октябрьского муниципального района Пермского края от 16.05.2013 № 100 семья Комаровой О.Н. поставлена на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Комарова О.Н. имеет несовершеннолетних детей: Комаров П.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Комаров Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Комаров А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № семье Комаровой О.Н. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 59:27:0011004:668, площадью 1485 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок передан в общую долевую собственность членов семьи согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень № земельных участков, расположенных на территории Октябрьского муниципального района Пермского края, предназначенных для дальнейшего предоставления многодетным семьям, в который входит в том числе земельный участок по адресу: <адрес>.
Проверкой установлено, что указанный земельный участок не имеет необходимой инженерной инфраструктуры, а именно: не обеспечен сетями газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Просят обязать администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обеспечить земельный участок с кадастровым номером № расположенный по <адрес>, Октябрьский городской округ, Пермский край, объектами инженерной инфраструктуры, а именно тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, применительно к условиям Октябрьского городского округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Винникова К.А. на уточненных исковых требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Истцы Комарова О.Н. и Комаров Н.В., действующие в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Комарова П.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Комарова Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Комарова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживают, просят удовлетворить.
Ответчик – представитель администрации Октябрьского городского округа Пермского края Кинас Т.П. просила в исковых требованиях отказать и пояснила, что Муниципальной программой «Комплексное развитие систем жизнеобеспечения в Октябрьском городском округе Пермского края», утвержденной постановлением Администрации Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена разработка проектно-сметной документации по объекту «Строительство водопроводных сетей по <адрес> в <адрес>». Начало и окончание реализации проекта запланировано на 2020 г. После разработки проектно-сметной документации запланировано строительство водопроводных сетей (2021-2022 год). В соответствии с постановлением Администрации Октябрьского муниципального района от 31.10.2019г. № «О степени благоустройства жилых помещений» благоустроенными жилыми помещениями признаны применительно к условиям Октябрьского городского округа Пермского края квартиры, жилые дома, имеющие инженерные системы и оборудование, обеспечивающие предоставление следующих услуг: - водоснабжение (центральное или скважина и каптаж, или колодец для питья воды); водоотведение (централизованное или люфт-клозет, или дворовые уборные с выгребом); отопление (централизованное либо автономное (в том числе газовые, электрические и угольные котлы или печное отопление); газоснабжение (централизованное или сжиженный газ в баллонах); электроснабжение. В соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, в поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.
К муниципальным канализационным сетям подключение земельного участка невозможно, в связи с их отсутствием вблизи земельного участка. При отсутствии централизованного водоотведения имеется возможность оборудовать септик или выгребную яму в соответствии с нормами установленными п. 2.3. Сбор жидких отходов, Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ №). Муниципальной программой «Комплексное развитие систем жизнеобеспечения в Октябрьском городском округе Пермского края», утвержденной постановлением Администрации Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена разработка проектно-сметной документации по объекту «Строительство газопровода высокого давления и ГРАШ в <адрес>». Начало и окончание реализации проекта запланировано на 2020 <адрес> разработки проектно-сметной документации запланировано строительство газопровода высокого давления и ГРАШ в <адрес> на 2021 год, в результате чего будет возможность обеспечения земельного участка с кадастровым номером 59:27:0011004:668, расположенного по адресу: <адрес>, газоснабжением. Также имеется возможность приобретать газовые баллоны по <адрес>, в р.<адрес>, поставщик ООО «Завгаз» (возле автозаправочной станции «Лукойл»). В деле имеется письменный отзыв по делу (л.д.117-118).
Заслушав пояснения прокурора, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Пермском крае указанные вопросы регламентированы Законом Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» (далее - Закон № 871-ПК). Согласно статье 1 указанного закона земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность: бесплатно; без торгов и предварительного согласования места размещения объекта; для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, садоводства, огородничества, животноводства.
В соответствии с ч.ч.1,3 статьи 3 Закона № 871-ПК земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, исполнительным органом государственной власти Пермского края (далее - уполномоченный орган), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи.
Решение о предоставлении земельного участка многодетным семьям в собственность бесплатно принимается органами местного самоуправления Пермского края в случае включения земельного участка, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в перечень (далее - Перечень) или включения земельного участка, предусмотренного частью 5 статьи 2 настоящего Закона, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в альтернативный перечень (далее - Альтернативный перечень).
В Перечне и Альтернативном перечне содержатся характеристики земельных участков, включая их местоположение, кадастровые номера, площадь и вид разрешенного использования. Земельные участки, подлежащие включению в Перечень и Альтернативный перечень, должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, подлежащие включению в Перечень, должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования. При отсутствии инженерной инфраструктуры земельные участки для индивидуального жилищного строительства включаются в Перечень, если: 1) определено разрешенное использование соответствующего земельного участка; 2) утвержден проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок; 3) подключение земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения предусмотрено программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов; 4) соответствующий земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Порядок формирования Перечня и Альтернативного перечня определяется органами местного самоуправления Пермского края.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Так, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.9 ст. 7 данного Закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципальных районов, городских округов вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела:
Распоряжением управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № многодетная семья, состоящая из Комаровой О.Н., Комарова Н.В., Комарова П.Н., Комарова Д.Н. и Комарова А.Н. поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12).
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от 05.09.2013 № 641 утвержден Перечень № 4 земельных участков, расположенных на территории Октябрьского муниципального района Пермского края, предназначенных для дальнейшего предоставления многодетным семьям, в который входит в том числе земельный участок по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (л.д. 15-16).
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Комаровой О.Н., Комарову Н.В., Комарову П.Н., Комарову Д.Н. и Комарову А.Н. предоставлен бесплатно земельный участок с кадастровым номером 59:27:0011004:668, площадью 1485 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок принят на основании акта приема-передачи (л.д. 13,14).
Согласно Выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 59:27:0011004:668 расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит Комаровой О.Н., Комарову Н.В., Комарову П.Н., Комарову Д.Н. и Комарову А.Н. (доля в праве 1/5). Данный факт также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58-61,62, 65-69).
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от 01.03.2012 № 113 утверждено Положение о порядке учета многодетных семей на территории Октябрьского муниципального района в целях предоставления бесплатно земельных участков и Положения «О порядке формирования перечня земельных участков, расположенных на территории Октябрьского муниципального района, предназначенных для предоставления многодетным семьям» (л.д.89-93).
Согласно п.1.4 Положения «О порядке формирования перечня земельных участков, расположенных на территории Октябрьского муниципального района, предназначенных для предоставления многодетным семьям» земельные участки, подлежащие включению в перечень, должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации, предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленных Законом. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, подлежащие включению в Перечень, должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства включаются в перечень, если определено разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
На основании заявления Комаровой О.Н. прокуратурой Октябрьского района Пермского края была проведена проверка земельного участка, в ходе которой установлено, что указанный земельный участок не имеет необходимой инженерной инфраструктуры, что подтверждается следующим:
из информации, предоставленной АО «Газпром газораспределение Пермь», газоснабжение объекта, расположенного по адресу: <адрес>, возможно от двух точек подключения от газопровода высокого давления, расстояние до которых составляет 380 и 605 метров. Договор о подключении объекта по указанному адресу к сетям газораспределения между АО «Газпром газораспределение Пермь» и Комаровой О.Н. не заключался. Возможность подключения объекта к сетям газораспределения без дополнительной установки газорегуляторного пункта отсутствует (л.д. 19, 70-71);
из информации, предоставленной МУП «Терра» следует, что централизованное водоснабжение по адресу: <адрес>, отсутствует. Ближайшая точка с возможностью подключения расположена на расстоянии 663 метра от объекта по данному адресу. Договор между МУП «Терра» и Комаровой О.Н. на осуществление водоснабжения не заключался (л.д. 20,21,22).
Согласно постановления администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 № 906-266-01-05 «О степени благоустройства жилых помещений» благоустроенными жилыми помещениями применительно к условиям Октябрьского городского округа Пермского края признаны квартиры, жилые дома, имеющие инженерные системы и оборудование, обеспечивающие предоставление следующих услуг: водоснабжение (централизованное или скважина и каптаж, или колодец для питья воды); водоотведение (централизованное или люфт-клозет, или дворовые уборные с выгребом); отопление (централизованное либо автономное (в том числе газовые, электрические и угольные котлы или печное отопление); газоснабжение (централизованное или сжиженный газ в баллонах); электроснабжение (л.д.136).
Из представленных выше доказательств установлено, что администрацией Октябрьского городского поселения (правопреемник администрация Октябрьского городского округа) утверждены перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам на территории Октябрьского городского поселения, в числе которых указан земельный участок предоставленный семье Комаровой О.Н. На сформированном земельном участке и предоставленного истцам отсутствуют теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Устава Октябрьского городского округа Пермского края, к вопросам местного значения Октябрьского городского округа относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.120-124).
Таким образом, организация тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в границах Октябрьского городского округа относится к вопросам местного значения и к компетенции органа местного самоуправления.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от 17.12.2019 № 1048-266-01-05 утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие систем жизнеобеспечения в Октябрьском городском округе Пермского края». В перечень мероприятий муниципальный программы на 2020-2022 годы включено в п. 3.2.2. направление расходов «Разработка проектно-сметной документации по объекту «Строительство водопроводных сетей по <адрес>, <адрес> <адрес>, срок начала реализации 2020 год, окончание -2020 год (л.д.137-146).
Довод представителя ответчика о том, что муниципальной программой предусмотрено разработка проектно-сметной документации по строительству водопроводных сетей по <адрес> в <адрес> на 2020 г., а также предусмотрена на 2020 г. разработка проектно-сметной документации по объекту «Строительство газопровода высокого давления и ГРАШ в <адрес>», в результате чего будет возможность обеспечения земельного участка по <адрес> газоснабжением суд находит не состоятельным, поскольку разработка проектно-сметной документации не свидетельствует о безусловном исполнении требования об организации водоснабжения и газоснабжения спорного земельного участка, поскольку мероприятий по строительству на данный момент не запланировано, сроки его строительства не определены.
Кроме того, отсутствие финансирования не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом полномочий.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанным прокурором срок для исполнения решения суда до 31.12.2021 является разумным, направлено на защиту законных прав и интересов граждан.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворить.
Обязать администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обеспечить земельный участок с кадастровым номером № расположенный по <адрес>, Октябрьский городской округ, Пермский край, объектами инженерной инфраструктуры, а именно: тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, применительно к условиям Октябрьского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 03 июля 2020 года.Председательствующий подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-225/2020