Дело №2-4859/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.
при секретаре Благодатских А.Ж.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «<адрес>» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
<адрес> Республики обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, с иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно обязании Администрации МО «<адрес>» оборудовать тротуары на участке дороги от <адрес> до <адрес> в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до <дата>, также обязании Администрации МО «<адрес>» оборудовать на участке дороги от <адрес> до <адрес> пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника в соответствии с п.4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007, пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 в срок до <дата>.
В обоснование иска приведены доводы о том, что <дата> по обращению граждански МЕЮ в ходе проведённой прокуратурой совместно с должностными лицами Управления МВД России по <адрес> требований законодательства безопасности дорожного движения обследован участок дороги по <адрес> УР от <адрес> до <адрес>, в ходе которого в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения.
Так, в ходе проведенной проверки <дата> установлено, что указанная дорога от <адрес> до <адрес> не оборудована торотуарами и пешеходными перильными ограждениями.
<дата> около 07 час. 38 мин. на пересечении улиц Пойма-Самолетная <адрес> УР водитель автомобиля Фольксваген Каравелла совершил наезд на двух пешеходов: женщину 1966 года рождения и ее 12 летнюю дочь, переходившим проезжую часть дороги <адрес> перед близко идущим транспортным средством. В результате дорожно-транспортного происшествия женщина получила травмы, госпитализирована в больницу, девочка – от полученных травм скончалась на месте происшествия. Ранее на указанной улице также имели факты ДТП с участием пешеходов. Одной из причин ДТП явилось отсутствие на указанной улице тротуаров.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относятся мероприятия по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Таким образом, вопросами содержания дорог в границах Муниципального образования «<адрес>» занимается Администрация муниципального образования «<адрес>».
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в Государственный стандарт Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993г. №221 (далее – ГОСТ 50597-93).
Указанные требования в силу части 1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184 – ФЗ «О техническом регулировании», являются обязательными, так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.
Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Улицы должны быть оборудованы тротуарами и пешеходными перильными ограждениями.
Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В соответствии с п.4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 установлены правила применения дорожных ограждений.
В нарушение требований ст.ст.3,6,11,12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.46 ФЗ «О техническом регулировании» органами местного самоуправления <адрес> – Администрацией МО «<адрес>» своевременные меры по надлежащему содержанию проезжих частей указанной улицы не приняты.
Ненадлежащее содержание автомобильных дорог по указанным выше улицам не отвечает задачам обеспечения безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Автомобильная дорога по данной улице относится к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги, в случае, если пользованием такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является Администрация <адрес>.
Помощник прокурора НЗМ в судебном заседании исковые требования к Администрации муниципального образования «<адрес>» поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил обязать Администрацию МО «<адрес>» оборудовать тротуары на участке дороги от <адрес> до <адрес> в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до <дата>, также - обязать Администрацию МО «<адрес>» оборудовать на участке дороги от <адрес> до <адрес> пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника в соответствии с п.4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007, пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 в срок до <дата>.
Представитель третьего лица УМВД России по <адрес> УР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлял.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся третьего лица и ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 45ГПК РФ - прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на Администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность по оборудованию тротуаров, оборудовать пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника на участке дороги от <адрес> до <адрес> УР в срок до <дата>.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу положений ч.1 ст.12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст.2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики» муниципальное образование – городское поселение «<адрес>» наделено статусом городского округа.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной проверки должностными лицами прокуратуры <адрес> совместно с ОГИБДД УМВД России по <адрес> УР выявлен факт отсутствия тротуаров и пешеходных ограждений на участке <адрес> УР от <адрес> до <адрес>. Указанный участок дороги является травмоопасным для жизни и здоровья граждан, что подтверждается статистикой большого количества дорожно-транспортных происшествий. Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения относится к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, на ответчике в силу приведенных норм права лежит обязанность по содержанию и ремонту указанных автомобильных дорог.
Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии участников улично-дорожной сети <адрес> составлен государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по <адрес> с привлечением свидетелей.
Выводы, отраженные в Акте требованиям ГОСТ Р 52766-2007, сделаны уполномоченным лицом.
Оснований ставить под сомнение изложенные в акте сведения о выявленных недостатках, у суда нет.
Исходя из изложенного, суд находит исковые требования прокурора <адрес> УР к Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движенияобоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающегоответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленногосрока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливаетв решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (часть 2).
Срок заявленный прокурором в исковом заявлении, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, суд находит разумным и достаточным.
В связи с этим, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «<адрес>» удовлетворить в полном объеме.
ОбязатьАдминистрацию Муниципального учреждения «<адрес>» - оборудовать тротуары на участке дороги от <адрес> до <адрес> УР в соответствии с п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до <дата>.
Обязать Администрацию Муниципального учреждения «<адрес>» - оборудовать на участке дороги от <адрес> до <адрес> УР пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника в соответствии с п.4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007, пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Октябрьский районный суд УР в течение месяца со дня принятия.
Решение окончательной форме изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий судья: М.В. Шахтин