Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4859/2017 ~ М-3183/2017 от 09.06.2017

Дело №2-4859/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2017 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шахтина М.В.

при секретаре Благодатских А.Ж.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «<адрес>» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения,

у с т а н о в и л:

<адрес> Республики обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, с иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно обязании Администрации МО «<адрес>» оборудовать тротуары на участке дороги от <адрес> до <адрес> в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до <дата>, также обязании Администрации МО «<адрес>» оборудовать на участке дороги от <адрес> до <адрес> пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника в соответствии с п.4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007, пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 в срок до <дата>.

В обоснование иска приведены доводы о том, что <дата> по обращению граждански МЕЮ в ходе проведённой прокуратурой совместно с должностными лицами Управления МВД России по <адрес> требований законодательства безопасности дорожного движения обследован участок дороги по <адрес> УР от <адрес> до <адрес>, в ходе которого в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения.

Так, в ходе проведенной проверки <дата> установлено, что указанная дорога от <адрес> до <адрес> не оборудована торотуарами и пешеходными перильными ограждениями.

<дата> около 07 час. 38 мин. на пересечении улиц Пойма-Самолетная <адрес> УР водитель автомобиля Фольксваген Каравелла совершил наезд на двух пешеходов: женщину 1966 года рождения и ее 12 летнюю дочь, переходившим проезжую часть дороги <адрес> перед близко идущим транспортным средством. В результате дорожно-транспортного происшествия женщина получила травмы, госпитализирована в больницу, девочка – от полученных травм скончалась на месте происшествия. Ранее на указанной улице также имели факты ДТП с участием пешеходов. Одной из причин ДТП явилось отсутствие на указанной улице тротуаров.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относятся мероприятия по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Таким образом, вопросами содержания дорог в границах Муниципального образования «<адрес>» занимается Администрация муниципального образования «<адрес>».

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в Государственный стандарт Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993г. №221 (далее – ГОСТ 50597-93).

Указанные требования в силу части 1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184 – ФЗ «О техническом регулировании», являются обязательными, так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.

Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Улицы должны быть оборудованы тротуарами и пешеходными перильными ограждениями.

Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

В соответствии с п.4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.

Пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 установлены правила применения дорожных ограждений.

В нарушение требований ст.ст.3,6,11,12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.46 ФЗ «О техническом регулировании» органами местного самоуправления <адрес> – Администрацией МО «<адрес>» своевременные меры по надлежащему содержанию проезжих частей указанной улицы не приняты.

Ненадлежащее содержание автомобильных дорог по указанным выше улицам не отвечает задачам обеспечения безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Автомобильная дорога по данной улице относится к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги, в случае, если пользованием такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является Администрация <адрес>.

Помощник прокурора НЗМ в судебном заседании исковые требования к Администрации муниципального образования «<адрес>» поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил обязать Администрацию МО «<адрес>» оборудовать тротуары на участке дороги от <адрес> до <адрес> в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до <дата>, также - обязать Администрацию МО «<адрес>» оборудовать на участке дороги от <адрес> до <адрес> пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника в соответствии с п.4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007, пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 в срок до <дата>.

Представитель третьего лица УМВД России по <адрес> УР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлял.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся третьего лица и ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 45ГПК РФ - прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор, обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на Администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность по оборудованию тротуаров, оборудовать пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника на участке дороги от <адрес> до <адрес> УР в срок до <дата>.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу положений ч.1 ст.12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст.2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики» муниципальное образование – городское поселение «<адрес>» наделено статусом городского округа.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной проверки должностными лицами прокуратуры <адрес> совместно с ОГИБДД УМВД России по <адрес> УР выявлен факт отсутствия тротуаров и пешеходных ограждений на участке <адрес> УР от <адрес> до <адрес>. Указанный участок дороги является травмоопасным для жизни и здоровья граждан, что подтверждается статистикой большого количества дорожно-транспортных происшествий. Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения относится к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, на ответчике в силу приведенных норм права лежит обязанность по содержанию и ремонту указанных автомобильных дорог.

Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии участников улично-дорожной сети <адрес> составлен государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по <адрес> с привлечением свидетелей.

Выводы, отраженные в Акте требованиям ГОСТ Р 52766-2007, сделаны уполномоченным лицом.

Оснований ставить под сомнение изложенные в акте сведения о выявленных недостатках, у суда нет.

Исходя из изложенного, суд находит исковые требования прокурора <адрес> УР к Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движенияобоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающегоответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленногосрока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливаетв решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (часть 2).

Срок заявленный прокурором в исковом заявлении, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, суд находит разумным и достаточным.

В связи с этим, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «<адрес>» удовлетворить в полном объеме.

ОбязатьАдминистрацию Муниципального учреждения «<адрес>» - оборудовать тротуары на участке дороги от <адрес> до <адрес> УР в соответствии с п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до <дата>.

Обязать Администрацию Муниципального учреждения «<адрес>» - оборудовать на участке дороги от <адрес> до <адрес> УР пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника в соответствии с п.4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007, пунктом 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Октябрьский районный суд УР в течение месяца со дня принятия.

Решение окончательной форме изготовлено в совещательной комнате.

Председательствующий судья: М.В. Шахтин



2-4859/2017 ~ М-3183/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ленинского района г.Ижевска
Ответчики
Администрация МО "город Ижевск"
Другие
Управление МВД по г.Ижевску
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Шахтин Михаил Викторович
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
09.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2017Передача материалов судье
14.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017Судебное заседание
20.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018Дело оформлено
31.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее