Решение
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Тагирова Т.Б., при секретаре судебного заседания Нурмагомедовой Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-216/2018 по исковому заявлению военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона) <данные изъяты> Самойлова М.С., поданному в защиту интересов Российской Федерации в лице войсковой части <данные изъяты> к бывшему военнослужащему этой же воинской части <данные изъяты> запаса Исаеву Хабибу Гаджияевичу о возмещении материального ущерба, причиненного государству,
установил:
военный прокурор 53 военной прокуратуры (гарнизона) <данные изъяты> Самойлов М.С. (далее – прокурор) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Исаева Х.Г. в пользу Российской Федерации в лице войсковой части <данные изъяты> денежные средства в размере 15702 рублей 90 копеек.
В обосновании исковых требований прокурор указал, что Исаев Х.Г. в период прохождения военной службы в войсковой части <данные изъяты> в соответствии с нормой № 3 снабжения вещевым имуществом личного пользования офицеров и прапорщиков, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» был обеспечен вещевым имуществом. На момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части сроки носки части предметов вещевого имущества не истекли. В соответствии с п. 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, подлежит возврату. При увольнении с военной службы Исаев Х.Г. вещевое имущество и предметы личного пользования, срок носки которых не истек, в войсковую часть <данные изъяты> не возвратил, в связи с чем, на день исключения из списков личного состава воинской части, за Исаевым образовалась задолженность за недонос вещевого имущества в размере 15702 рублей 90 копеек.
Представитель истца – войсковой части № Лучко И.А., прокурор и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд неявились, что в силу требований ст. 167 ГПК РФ неявляется препятствием для рассмотрения настоящего искового заявления.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Исаев Х.Г. с 6 декабря 2010 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в воинском звании старшего прапорщика и был досрочно уволен в запас приказом командующего Северо-Западного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 10 июня 2017 г. № 87 л/с на основании подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «в» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, в связи с невыполнением условий контракта, с 28 июня 2017 г. исключен из списков личного состава воинской части. Во время прохождения военной службы ответчиком на складе вещевого имущества войсковой части <данные изъяты> было получено инвентарное вещевое имущество и предметы личного пользования. При увольнении с военной службы Исаев Х.Г. не сдал на вещевой склад воинской части предметы вещевого имущества, переданные ему во временное пользование, забрал их с собой и распорядился ими по своему усмотрению.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из приказов командира войсковой части <данные изъяты> от 6 декабря 2010 г. № № и от 28 июня 2017 г. № № с/ч, копиями накладных на выдачу вещевого имущества в 2014 и 2015 годах, раздаточной ведомости на вещевое имущество № 000000257 от 5 октября 2016 г., требования-накладной № 000000138, рапорта Исаева Х.Г., справкой помощника командира войсковой части № по финансово-экономической работе – главного бухгалтера объединенной бухгалтерии от 9 август 2017 г. №.
Согласно справке № 349 расчета стоимости вещевого имущества на удержание денежных средств с Исаева Х.Г. удержанию подлежит денежная сумма в размере 15702 рублей 90 копеек.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» возврату подлежит вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» - «з» пункта 1 и подпунктами «в» - «е(2)» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1422).
Вещевое имущество личного пользования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок носки которого не истек, не пригодное к дальнейшему использованию по прямому назначению, возврату не подлежит.
Вещевое имущество личного пользования, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, переходит в их собственность по окончании срока его носки.
Согласно действующему законодательству контракт о прохождении военной службы заключается гражданином (военнослужащим) с федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба письменно по типовой форме, в которой закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу на указанный в контракте срок,
в течение которого военнослужащий обязуется проходить ее, а также подтверждаются условия контрактной службы, которые включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять свои обязанности.
Составление каких-либо договоров или иных обязательств, в том числе и имущественного характера, с гражданином (военнослужащим) при поступлении
на военную службу не предусмотрено.
Поскольку государство через федеральный орган исполнительной власти,
в котором федеральным законом предусмотрена военная служба обеспечивает гражданина (военнослужащего) на период несения им военной службы вещевым имуществом бесплатно, оно вправе рассчитывать, что военнослужащий по условиям контракта в период прохождения службы будет добросовестно исполнять общие, дополнительные и специальные обязанности, установленные для него законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В то же время, в случае досрочного увольнения военнослужащего с военной службы за невыполнение им условий контракта, когда военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям, государство вправе предусмотреть положение, согласно которому с такого лица подлежит взысканию стоимость бесплатно выданного ему вещевого имущества, сроки носки которого не истекли, в сумме, исчисляемой пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки этого имущества. Такая норма закреплена в вышеприведенном Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390, так в пункте 25 указаны правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом. Данный пункт Правил не противоречит части 1 статьи 235 ГК РФ, предусматривающей основания прекращения права собственности на имущество.
В силу указанных выше обстоятельств суд приходит к выводу о том, что поскольку Исаеву Х.Г. под отчет было передано вещевое имущество для пользования, которое при увольнении с военной службы он не сдал на вещевой склад войсковой части 6717, то им причинен материальный ущерб указанной воинской части в сумме 15702 рублей 90 копеек, в связи с чем, заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона) подполковника юстиции Самойлова М.С., поданное в защиту интересов Российской Федерации в лице войсковой части <данные изъяты> о взыскании с бывшего военнослужащего этой же воинской части <данные изъяты> запаса Исаева Хабиба Гаджияевича денежных средств, в счет возмещения причиненного им материального ущерба в размере 15702 рублей 90 копеек, удовлетворить.
Взыскать с Исаева Хабиба Гаджияевича в пользу войсковой части № денежные средства в размере 15702 (пятнадцати тысяч семисот двух) рублей 90 копеек в счет возмещения материального ущерба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий