Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-35014/2018 от 07.11.2018

Судья Милушов М.М.                                                        Дело № 33-35014/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Крупновой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 декабря 2018 года апелляционную жалобу Исаковой М.В. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 10 мая 2018 года по делу по иску Исаковой М.В. к Люберецкому управлению социальной защиты Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной семьи,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

объяснения представителя истца,

УСТАНОВИЛА:

Исакова М.В. обратилась в суд с административным иском к Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи и выдаче удостоверение многодетной семьи.

Требования мотивировала тем, что состоит в браке с Исаковым Д.А.

В браке родились трое детей <данные изъяты>.

Вся её семья проживает по адресу: <данные изъяты> Квартира находится в их с мужем собственности. Она и дети зарегистрированы в указанной квартире постоянно. Муж зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты> Отсутствие у мужа постоянной регистрации по месту жительства послужило причиной отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи.

Суд рассмотрел дело в порядке ГПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица Министерство социального развития Московской области.

Ответчик - Люберецкое управление социальной защиты населения иск не признал.

Полномочный представитель Министерства социального развития Московской области просил отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо Исаков Д.А. просил рассмотреть спор в своё отсутствие, иск поддержал.

Решением Люберецкого городского суда от 10 мая 2018 года в удовлетворении иска Исаковой М.В. к Люберецкому управлению социальной защиты населения отказано.

Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

Согласно п.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 4 августа 2015 года №642/29, установлено, что Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п.4).

Люберецкое управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.

По правилам ст.41, абзаца 4 ст.148 и п.4 ч.1 ст.150 ГПК РФ одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле. При подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соответчиков и разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика. Суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Суд в процессе рассмотрения спора не предложил истцу заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего, вынес решение, отказав в иске к органу, не являющемуся юридическим лицом. Решение суда является незаконным и подлежит отмене.

Судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Предложила истцу произвести замену ненадлежащего ответчика - Люберецкое управление социальной защиты населения - на надлежащего - Министерство социального развития Московской области. Полномочный представитель истца согласился, полномочный представитель Министерства социального развития Московской области – не возражал, замена произведена.

В заседании судебной коллегии представитель истца поддержал требования иска, не настаивал на удовлетворении требований о признании незаконным отказа в присвоении статуса многодетной семьи.

Министерство социального развития Московской области просило рассмотреть спор в отсутствие своего представителя и отказать в иске по причине отсутствия у мужа Исаковой М.В. регистрации по месту жительства в Московской области.

Разрешая спор, судебная коллегия исходит из следующего.

На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее Закон Московской области №1/2006-ОЗ).

Согласно положениям ст.2 Закона Московской области №1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (абзац 5 ст.2 Закона Московской области №1/2006-ОЗ).

Согласно ч.4 ст.21 Закона Московской области №1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление №178/7 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) и образец бланка «Удостоверение многодетной семьи».

Согласно п.2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с п.3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе, предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

По смыслу понятия «многодетная семья», определение которой дано в ст.2 Закона Московской области №1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.

Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует ст.1 Закона Московской области №1/2006-ОЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области.

Понятие места жительства гражданина дано в ст.20 ГК РФ. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5442-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» конкретизирует содержание понятия «место жительства», устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Законе №5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно ст.3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от 24 ноября 1995 года №14-П, от                    4 апреля 1996 года №9-П, от 2 февраля 1998 года №4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года №185-О, от 5 октября 2000 года №199-О, от                         6 октября 2008 года №619-О-П, от 13 октября 2009 года №1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Как усматривается из текста пункта 3 Порядка, при обращении не требуется предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Положением предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.

Из материалов дела усматривается, что все члены семьи              Исаковой М.В., за исключением мужа Исакова Д.А., имеют регистрацию по месту жительства в Московской области: <данные изъяты>

Исаков Д.А. зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты>

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора установлен факт постоянного проживания многодетной семьи истца, в том числе и         Исакова Д.А. в Московской области, что подтверждается проведенной проверкой УУП Томилинского ОП МУ МВД России «Люберецкое».

При таких обстоятельствах отказ ответчика в выдаче Исаковой М.В. удостоверения многодетной семьи не основан на законе.

В заседании судебной коллегии представитель истца пояснил, что требования о присвоении семьи статуса многодетной не поддерживает, однако письменного заявления от этой части иска не представил.

По смыслу закона, статус многодетной семьи подтверждается удостоверением многодетной семьи. Никаких специальных решений о присвоении семьи статуса многодетной органом социальной защиты не выносится. Соответственно, само по себе такое требование является излишним.

Учитывая изложенное в настоящем определении, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, разрешает спор по существу и обязывает Министерство социального развития Московской области выдать семье Исаковых удостоверение многодетной семьи.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Люберецкого городского суда Московской области от                          10 мая 2018 года отменить.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать семье Исаковых удостоверение многодетной семьи, указав членами семьи: мать Исакову М.В.; отцом Исакова Д.А. <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований Исаковой Марии Владимировны о присвоении статуса многодетной семьи отказать.

Председательствующий

          Судьи

33-35014/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Исакова М.В.
Ответчики
Люберецкое управление социальной защиты населения Министерства социального развития МО
Другие
Исаков Д.А.
Мнистерство социального развития МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
14.11.2018[Гр.] Судебное заседание
14.11.2018[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
05.12.2018[Гр.] Судебное заседание
11.02.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее