Федерации
24 апреля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Васильевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1685/2019 по иску Мастерова В.А. к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях с 19.05.1999 года,
установил:
Мастеров В.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Тольятти, в котором просил восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» с 1999 года.
В обоснование исковые требований указано, что истец состоял в списке нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 1999 года. В 2018 году истец был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях по тем основаниям, что с 2004 по 2006 год истец имел в собственности жилье в г. Нефтекамске Башкортостана общей площадью 30 кв.м. и жилой площадью 16,2 кв.м. Между тем, указанное жилое помещение находится в собственности двух человек: истца и его матери, имеющей психическое заболевание, в связи с чем, совместное проживание с ней невозможно. Истец никогда в г. Нефтекамстке не проживал, данное жилое помещение было им приобретено по наследству. Истец с семьей с 1992 года по настоящее время проживает в г. Тольятти.
В судебном заседании истец Мастеров В.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что в 1999 году он выехал из районов Крайнего Севера в г. Тольятти. В связи с отсутствием жилого помещения в 1999 году был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях. В Башкортостане проживали родители истца. В 2002 году отец истца умер и оставил истцу по договору дарения квартиру в г. Нефтекамске, <адрес>, площадью 30 кв.м. Право на данную квартиру истец оформил в 2004 году. В 2006 году указанную квартиру он оформил на мать, которая имеет <данные изъяты> заболевание, в связи с чем, совместное проживание с ней невозможно. Об указанных обстоятельствах истец в Администрацию г.о. Тольятти не сообщил. В настоящее время он проживает по договору социального найма по адресу г. Тольятти, <адрес>, в комнате вместе с другим мужчиной, который не является членом его семьи. На истца приходится 5 кв.м. площади. Таким образом, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Просит признать незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти № 3879-р/5 от 16.05.2018 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения и обязать принять на учет нуждающихся в жилых помещениях с 19.05.1999 года
Представитель Администрации г.о. Тольятти Лыскина Т.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Мастеров В.А. обоснованно был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в период с 05.07.2004 по 25.02.2006 год он был обеспечен жилым помещением по норме: имел в собственности квартиру, общей площадью 30 кв.м., по адресу: г. Нефтекамск, <адрес>. Однако истец указанные сведения в администрацию не сообщил, продолжал стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в очереди на получение жилищного сертификата как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и не имеющий жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, хотя Республика Башкортостан к районам Крайнего Севера не приравнена. Таким образом, истец не исполнил свою обязанность по предоставлению достоверных сведений, на основании которых он в 2004 году был бы снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и имел бы право на постановку на данный учет в 2011 году. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается органом местного самоуправления (п. 5 ст. 50 ЖК РФ).
Согласно постановлению мэра г.Тольятти от 05.10.2005 года № 141-1/п, на территории городского округа Тольятти установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях - менее 12,0 кв.м. обшей площади жилого помещения на человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
В целях совершенствования деятельности но реализации данного Федерального закона, Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879.
В соответствии с п.п. "в" и "д" п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, либо приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Согласно п. 17(1) вышеуказанного Положения (введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2017 N 893) в случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление в произвольной форме с приложением документов, указанных в подпункте "д" пункта 9 настоящего Положения.
Пунктом 22 Положения предусмотрено, что снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
По смыслу вышеуказанных положений закона граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Их материалов дела следует, что Постановлением главы администрации Центрального района г. Тольятти от 21.05.1999 года № 1261 Мастеров Валерий Ананьевич принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, с составом семьи 1 человек, в качестве гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, с 19 мая 1999 года.
Кроме того, Мастеров В.А. с 03.04.2007 года, как выехавший из районов Крайнего Севера, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015.
Из имеющихся в материалах дела сведений из ЕГРН по состоянию на 03.05.2018 года следует, что Мастеров Валерий Ананьевич на основании договора дарения от 09.06.2004 года приобрел в собственность жилое помещение, общей площадью 30 кв.м. по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, <адрес>, право собственности зарегистрировано 05.07.2004 года. 25.02.2006 года зарегистрировано прекращение права собственности Мастерова В.А. на объект недвижимости.
Таким образом, в период с 05.07.2004 года по 25.02.2006 года Мастеров В.А. был обеспечен жильем по норме: имел в собственности квартиру, общей площадью 30,0 кв.м., расположенную за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
К таким основаниям относится, в том числе утрата статуса нуждающихся в жилых помещениях, например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения.
Между тем, об изменении своих жилищных условий, в нарушение вышеуказанных норм закона, Мастеров В.А. в орган местного самоуправления не сообщил, что истцом в судебном заседании оспорено не было.
Таким образом, истец в период с 05.07.2004 года по 25.02.2006 года стоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в очереди на получение жилищного сертификата, имея в собственности жилое помещение площадью, превышающей учетную норму, при этом в администрацию указанные сведения не сообщил, то есть не исполнил свою обязанность по предоставлению регистрирующим органам достоверных сведений, и продолжал состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что в свою очередь лишило органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за истцом права состоять на учете в соответствующей очереди с 19.05.1999 года.
В соответствии с распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 16.05.2018 года № 3879-р/5 Мастеров В.А. с составом семьи 1 человек снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма: в период с 05.07.2004 года по 25.02.2006 года Мастеров В.А. был обеспечен жильем по норме: имел в собственности квартиру, общей площадью 30,0 кв.м. по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, <адрес>.
Поскольку, в соответствии с вышеуказанным законодательством, учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере менее 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека, а истец имел в собственности жилое помещение в период с 05.07.2004 года по 25.02.2006 года, у него в указанный период отсутствовали основания для нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда.
Бездействие истца, выразившееся в непредставлении ответчику достоверных сведений относительно приобретения жилого помещения в собственность, противоречит требованиям п. 17(1) Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, и не может быть признано добросовестным поведением, поскольку право Мастерова В.А. состоять на соответствующем учете должно быть оценено органом местного самоуправления вновь, на общих основаниях в силу п. 22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Иное означало бы нарушение прав других граждан, состоящих в списках очередности и предоставивших о себе достоверную информацию.
Доводы истца о приобретении квартиры в г. Нефтекамске по наследству, а также об отказе от принятия наследства, противоречат материалам дела, из которых видно, что жилое помещение приобретено Мастеровым В.А. по договору дарения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Мастерова Валерия Ананьевича.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года.
Председательствующий: