Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
г. Жердевка Тамбовской области 22 января 2019 года
Жердевский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Татарникова Л.А.,
при секретаре Жуковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белолипецкой Веры Павловны к администрации Жердевского района Тамбовской области о признании права собственности на нежилые помещения,
установил:
Белолипецкая В.П. обратилась с данным иском в суд, указывая, что 11 ноября 2002 года между ней и <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи нежилого помещения склада общей площадью 2960,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Она пользуется этим помещением более 15 лет, несет бремя его содержания, но не является собственником данного объекта. На основании ст. 234 ГК РФ полагает, что приобрела право собственности на данное имущество в силу приобретательной давности.
В 2018 году истцом было завершено строительство нежилого помещения, одноэтажного, арочного типа: ангара общей площадью 1155,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Перед началом строительства было получено разрешение, земельный участок выделен, заключен договор аренды с администрацией района. При завершении строительства были утверждены новые правила застройки и расстояние между складами не отвечает правилам землепользования. Они находятся на одном земельном участке площадью 4351 кв.м., данный факт мешает оформить право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке, истец не может получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Признать право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости возможно только в судебном порядке.
Просит суд признать за ней право собственности на нежилые помещения: одноэтажный металлический склад общей площадью 2960,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и одноэтажный металлический ангар общей площадью 1155,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Белолипецкая В.П. не явилась, о явке в суд извещена надлежащим образом (л.д.108), поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, иск просит удовлетворить (л.д.113).
Представитель ответчика администрации Жердевского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация Жердевского района Тамбовской области не возражает против признания права собственности Белолипецкой В.П. на объекты недвижимости: нежилое помещение одноэтажный металлический склад общей площадью 2960,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и нежилое помещение одноэтажный металлический ангар общей площадью 1155,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Просят суд рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации района (л.д.105).
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, супруг истца Белолипецкий А.В., в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен (л.д.115).
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом, на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Как следует из представленных материалов дела, 11.11.2002 года Белолипецкая В.П. приобрела у <данные изъяты> крытый ток (л.д.7).
Согласно техническому плану здания от 14.08.2018г., на земельном участке с кадастровым номером № расположено нежилое здание склад металлический по адресу: <адрес>, площадью 2960,6 кв.м., год завершения строительства объекта 1990, вид разрешенного использования объекта недвижимости: склады (л.д.8-20).
По данным из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4351 кв.м. расположен по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: склады (л.д.83).
Согласно техническому заключению, выданному <данные изъяты> конструктивные и объемно-планировочные решения здания нежилого соответствуют строительным, противопожарным и санитарным нормам, требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Дальнейшая эксплуатация здания нежилого, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), по своему функциональному назначению возможна. Технические характеристики строения нежилого соответствуют капитальному строению. Здание имеет прочную связь с землей и относится к недвижимому имуществу (л.д.35-48).
Судом установлено, что Белолипецкая В.П. с 11.11.2002 года постоянно владеет нежилым зданием складом металлическим, расположенным по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), который был куплен ею у <данные изъяты> но при этом право собственности на склад не было зарегистрировано в установленном законом порядке. В течение более пятнадцати лет истец пользуется складом, владеет им открыто и добросовестно, поддерживает его в надлежащем состоянии, несёт расходы по его содержанию.
Ответчик против удовлетворения иска не возражает, спора о праве нет.
Оценив в совокупности доказательства, изложенные выше, суд приходит к выводу о том, что истец, не являющийся собственником недвижимого имущества – склада металлического, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным более пятнадцати лет. При таких обстоятельствах суд считает, что требования Белолипецкой В.П. о признании права собственности на нежилое здание склад металлический, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), в порядке приобретательной давности являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований,разрешенийили с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 2 ст. 222 ГПК РФ предусмотрено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренныхпунктом 3настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может бытьпризнаносудом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В соответствии с п. 3.2 ст. 222 ГК РФ лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывается, что если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Материалами дела установлено, что 10.12.2016 года между администрацией Сукмановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области и Белолипецкой В.П. был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому истцу был предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок из земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый №, для использования в целях: складские территории (л.д.84-91).
Белолипецкой В.П. на вышеуказанном земельном участке было построено нежилое здание – ангар металлический. Как следует из искового заявления перед началом строительства было получено разрешение, выделен земельный участок, заключен договор аренды, строительство было завершено в 2018 году, однако оформить право собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке не представляется возможным, в связи с изменением правил застройки, и истец не может получить разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно техническому плану здания от 23.08.2018г., на земельном участке с кадастровыми номерами № и № расположено нежилое здание ангар по адресу: <адрес>, площадью 1155,1 кв.м., год завершения строительства объекта 2018, вид разрешенного использования объекта недвижимости: склады (л.д.21-34).
В соответствии с планом границ земельного участка для размещения склада КК № по адресу: <адрес> был образован земельный участок, площадью 4351 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона: КС 1 – коммунально-складская зона, цель предоставления участка: склады, ограничения в пользовании: разрешить по части участка проход (проезд) к земельному участку с К№, обременений правами других лиц нет (л.д.81-82). Данному земельному участку присвоен кадастровый № (л.д.83) и на нем расположен склад металлический, на который судом за Белолипецкой В.П. признано право собственности.
Согласно техническому заключению, выданному <данные изъяты> конструктивные и объемно-планировочные решения строения нежилого соответствуют строительным, противопожарным и санитарным нормам, требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Дальнейшая эксплуатация строения нежилого, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельных участков №, №), по своему функциональному назначению возможна. Технические характеристики строения нежилого соответствуют капитальному строению. Строение имеет прочную связь с землей и относится к недвижимому имуществу (л.д.49-58).
Администрацией Жердевского района Тамбовской области на заявление Белолипецкой В.П. о предоставлении ей в аренду земельного участка, площадью 4351 кв.м. с разрешенным использованием: склады, расположенного по адресу: <адрес>, был дан ответ о необходимости предоставления документа о праве собственности на здание складское помещение (л.д.92).
Таким образом, судом установлено, что нежилое строение расположено на земельном участке, который может быть предоставлен истцу для размещения складского помещения.
Представленные истцом доказательства свидетельствуют о том, что сохранение нежилого здания ангара не нарушает прав и охраняемых законом интересов иных лиц и не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, нарушения строительных и градостроительных норм и правил не имеется.
Ответчик против удовлетворения исковых требований не возражает, требований о сносе самовольного строения, иных претензий к истцу не заявлено.
Поскольку единственными признаками самовольной постройки в настоящем случае являются отсутствие разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых истец предпринимал необходимые меры, учитывая также, что иной возможности юридически оформить право собственности на данное нежилое строение истец не имеет, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Белолипецкой Веры Павловны удовлетворить.
Признать за Белолипецкой Верой Павловной право собственности на нежилое здание склад металлический, площадью 2960,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
Признать за Белолипецкой Верой Павловной право собственности на нежилое здание ангар, площадью 1155,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровыми номерами №, №
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Жердевский районный суд.
Мотивированное решение составлено 25.01.2019 года.
Председательствующий Л.А. Татарников