Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-82/2015
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 22 июля 2015 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.
при секретаре Михайлове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой О.С. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе об установлении права на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в Минусинский городской суд с иском, уточенным в порядке ст. 39 ГПК РФ к УПФ РФ в г. Минусинске и Минусинском районе, отказавшему ей в назначении пенсии, в связи, с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, мотивируя свои требования тем, что в декабре 2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако 17 декабря 2013 года ответчик отказал ей в этом, исключив из специального стажа периоды: с 01.08.1983 года по 01.08.1984 года - работа врачом интерном в Красноярской городской больнице; с 18.08.1984 года по 27.08.1987 года - работа врачом инфекционных заболеваний больнично-поликлинического объединения УВД Красноярского крайисполкома; с 01.09.1987 года по 31.08.1989 года - обучение в клинической ординатуре Красноярского медицинского института; с 21.04.1990 года по 31.01.1993 года - работа в должности заведующей профилактическим отделом в Краевом центре по профилактике и борьбе со СПИД; с 09.05.2005 года по 11.06.2005 года и с 11.01.2009 года по 12.02.2009 года - работа в должности заведующей отделением – врач-инфекционист во взрослом инфекционном отделении в КГБУЗ «Минусинская МБ». С данным отказом она не согласна, так как Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П разъяснил, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, указано, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список, Правила).
Согласно п. 4 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 года засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В разделе "Наименование должностей" Списка поименованы врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей - статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. В пунктах 17, 18 раздела "Наименование учреждений" данного Списка указаны: больницы всех наименований. Кроме того, на основании Положения о первичной годичной послевузовской подготовке (интернатура) выпускников медицинских и фармацевтических высших учебных заведений и медицинских факультетов государственных университетов, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 217 от 24 июля 1997 года, время обучения в интернатуре входит в общий и специальный трудовой стаж. На интернов оформляется трудовая книжка (п. 4). В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей и провизоров соответствующих специальностей (п.25). Заработная плата интернам, проходящим интернатуру в базовых учреждениях здравоохранения, выплачивается за счёт этих учреждений по должностям интернов и в соответствии с Единой тарифной сеткой (п.27). В связи с чем истица просила установить ее право на досрочное назначение пенсии со включением в специальный стаж указанных периодов.
В судебном заседании истица Петрова О.С. и её представитель по доверенности Щапов С.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений.
Представитель ответчика по доверенности Дмитриева М.В. в судебном заседании исковые требования Петровой О.С. не признала, суду пояснила, что в соответствии действующим в настоящее время законодательством - Постановлениями Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений…..» и от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на льготную пенсию возникает только у лиц, работавшим в указанном «Списке» учреждениям. В спорный период истица работала в «болнично-поликлиническом объедении УВД», которое не поименовано в соответствующем «Списке…». Кроме того, истицей не представлены документы о том, что в период прохождения интернатуры она была зачислена на штатную должность, а также отсутствует подтверждение осуществления врачебной деятельности при работе заведующей профилактическим отделом в Краевом центре СПИД.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе порядка исчисления, сроков, с которых назначаются пенсии, правил и сроков их перерасчета к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39). Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий, в настоящее время регулируются Законом N 173-ФЗ.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из представленной копии трудовой книжки Петрова О.С. (л.д. 8) видно, что 01.08.1983 г. она принята на должность врача-интерна во 2 инфекционное отделение Красноярской горбольницы скорой медицинской помощи и уволена 01.08.1984 года, в связи, с окончанием интернатуры.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
До введения в действие указанного постановления досрочная трудовая пенсия по старости (пенсия за выслугу лет) назначалась по Правилам и Спискам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды после 01 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, должность врач-интерн была выделена как самостоятельная должность (Перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов, утвержденный приказом Минздрава России от 27 августа 1999 г. N 337). Должность врача-интерна в Номенклатуре от 27 августа 1999 г. прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
На основании Положения о первичной годичной послевузовской подготовке (интернатура) выпускников медицинских и фармацевтических высших учебных заведений и медицинских факультетов государственных университетов, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ N 217 от 24 июля 1997 г., время обучения в интернатуре входит в общий и специальный трудовой стаж. На интернов оформляется трудовая книжка. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей и провизоров соответствующих специальностей. Заработная плата интернам, проходящим интернатуру в базовых учреждениях здравоохранения, выплачивается за счет этих учреждений по должностям интернов и в соответствии с Единой тарифной сеткой.
Кроме того, приказом Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)..." установлено, что врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры.
На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.
В соответствии с Положением "Об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов", утв. Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" выпускники медицинских институтов и медицинских факультетов университетов проходят интернатуру в соответствии с назначением комиссии по персональному распределению молодых специалистов на основе Положения о межреспубликанском, межведомственном и персональном распределении.
Направление в интернатуру осуществляется приказом ректора медицинского института (декана медицинского факультета университета) с указанием специальности, профиля подготовки в субординатуре и места прохождения интернатуры.
Основанием для допуска к прохождению интернатуры являются выписка из приказа о направлении в интернатуру и диплом врача, предъявляемые врачом-выпускником органу здравоохранения (министерству здравоохранения автономной республики, краевому, областному отделу здравоохранения, территориальному подразделению медицинской службы министерства, ведомства и т.п.).
Орган здравоохранения, на основании полученных документов, приказом направляет молодого специалиста в интернатуру в одно из учреждений здравоохранения, утвержденных в установленном порядке в качестве базы интернатуры.
Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности.
После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста.
Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном Инструкцией "О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 г. N 669.
Таким образом законодателем определен порядок прохождения интернатуры выпускниками медицинских высших учебных учреждений, согласно которому выпускника зачисляют в соответствующее медицинское учреждение в качестве врача-интерна по соответствующей специальности, ему производится оплата труда и выдается трудовая книжка, врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждения здравоохранения, а при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе.
Из приказа по городской больницы скорой медицинской помощи от 22/IV-76г. №38 следует, что на врачей интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка; права и льготы, установленные для медицинских работников больницы скорой медицинской помощи; рабочая нагрузка для интернов по каждой специальности устанавливается на основании типовых планов (л.д 37). Приказом горздравотдела г. Красноярска №99-к&18 от 01.08.1983г. врач выпускник Петрова О.С. направлена в распоряжение главного врача Минусинского района для работы в должности врача-инфекциониста с 01.08.1984г. с прохождение интернатуры с 01.08.1983г., оплату труда производить за счет БСМП (л.д. 44). На основании приказа городской больницы скорой медицинской помощи от 11.08.83г. №403 Петрова О.С. принята на должность врача-интерна во 2 инфекционное отделение (л.д. 39). Согласно должностной инструкции врача-интерна, он осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия, а также соблюдает правила внутреннего трудового распорядка (л.д 42). Также, справкой МБУЗ «ГКБСМП им. Н.С. Карповича» от 16.09.2013г. за №681 подтверждается, что интерн Петрова О.С. работала полный рабочий день.
С учетом представленных сторонами доказательств в их совокупности и требований закона суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный стаж Петровой О.С, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода прохождения истцом интернатуры, поскольку в данный период она осуществляла функциональные обязанности врача, за исполнение которых получала заработную плату врача. При этом из заработной платы, производились отчисления в пенсионный фонд.
Также, из трудовой книжки Петровой О.С. следует, что с 18.08.1984г. она была принята врачом инфекционных заболеваний больнично-поликлинического объединения УВД Красноярского крайисполкома и уволена 27.08.1987 года, в связи, с поступлением в ординатуру, откуда была отчислена 31.08.1989года, в связи, с окончанием срока обучения (л.д. 9-10).
Разрешая требования истицы в части включения в льготный стаж периода работы в должности врача инфекционных заболеваний больнично-поликлинического объединения УВД Красноярского крайисполкома, суд приходит к выводу о том, что в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работы, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона.
Доводы ответчика, отказавшего во включении спорного периода истицы в льготный стаж сводятся к тому, что ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает при оценке пенсионных прав применять порядок подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона ( то есть до 31 декабря 2001 года).
До 31 декабря 2001 года действовали Список профессий, утвержденный Постановлением СМ РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, и Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, которыми наименование структурного подразделения «больнично-поликлинического объединения» предусмотрена не была.
С данным доводом ответчика суд считает возможным не согласиться, так как он основан на неверном толковании законодательства, противоречит Конституции РФ.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает, что Конституция РФ имеет прямое действие.
В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования ( независимо от того, выработан ли им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Как обоснованно указывает истица, в спорный период ее работы действовало Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым также утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке зачисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Оно было принято в соответствие с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 года. В разделе "Наименование должностей" Списка поименованы врачи. В разделе "Наименование учреждений" данного Списка указаны: Больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе клиники и клинические части, госпитали, лепрозории, психиатрические колонии, Амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие. Согласно п. 2 Примечания (Приказ Минздрава СССР от 23.10.1978 N 1000 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения") Лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), а также специализированные отделения, входящие в их состав, используемые с целью преподавания высшими медицинскими учебными заведениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научно-исследовательскими учреждениями не менее чем на 50%, называются клиническими учреждениями (отделениями).
То есть по сравнению с действующим законодательством, нормативно-правовые документы, регулировавшие вопросы назначения пенсии врачам за выслугу лет позволяли считать льготными периоды работы в методических кабинетах областных органов здравоохранения. Этот порядок был действующим в период работы истицы в названной должности.
Таким образом, Петрова О.С. в указанный период осуществляла лечебную и профилактическую работу по охране здоровья населения в должности врача инфекционных заболеваний в больнично-поликлиническом объедении, который относится к санитарно-профилактическим учреждениям.
Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года, в связи, с изданием Постановления Правительства РФ № 953 от 22 сентября 1993 года.
Указанное обстоятельство не может препятствовать реализации пенсионных прав истцом, так как, работая в спорный период, она обоснованно полагала, что он подлежит включению в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном порядке.
Поэтому, суд считает, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
В противном случае, истица будет поставлена в неравные права с теми гражданами, осуществлявшими методическую работу до принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года, и выполнявшими с нею идентичные должностные обязанности, но получившими право на пенсионное обеспечение с включением таких периодов в льготный стаж. Допущение судом такого неравенства граждан противоречило бы ст. 55 Конституции РФ.
Таким образом, при поступлении Петрова О.С. на работу 18 августа 1984 года, такая деятельность подлежала включению в специальный стаж работы, которая давала право на пенсию за выслугу лет как работникам здравоохранения, поэтому суд приходит к выводу о том, что отказ Пенсионного фонда о включении истицы в льготный стаж периода работы до 1 октября 1993 года, нельзя признать правильным.
Законом N 173-ФЗ регламентированы основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В силу статьи 10 названного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 173-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно данной правовой норме время учебы в клинической ординатуре не засчитывается в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В соответствии со статьями 114 - 115 Конституции Российской Федерации и 12 - 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме Постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Названными Правилами не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периода обучения в клинической ординатуре.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, которые перечислены в Списке. Учеба в клинической ординатуре в Списке не предусмотрена (пункт 3 Правил).
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшим в период обучения истицы в клинической ординатуре, также не было предусмотрено включение этого периода в специальный стаж.
Ссылка истицы и её представителя на ранее действовавшее законодательство, предусматривающее возможность включения в специальный стаж периода обучения в клинической ординатуре суд считает основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Статьей 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с Положением о клинической ординатуре, утвержденной Приказом Минздрава СССР N 362 от 19.05.1971, клиническая ординатура является высшей формой повышения квалификации врачей, которая осуществляется с отрывом от производства, то есть трудовые отношения с работодателем не сохраняются, практическая работа ординатора в это время являлась обязательной частью учебной нагрузки.
Порядок зачисления и обучения в клинической ординатуре, который был урегулирован Положением о клинической ординатуре, утвержденным Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1993 N 23 также устанавливал, что обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы в течение 2 (5) лет. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия (п. 16 Положения).
Из трудовой книжки Петровой О.С., следует, что она 27.08.1987г. была уволена по статье 31 КЗоТ РСФСР, по собственному желанию, в связи, с поступлением в ординатуру.
Таким образом, место работы (должность) за Петровой О.С. не сохранялось и выплаты, предусмотренные законодательством, ей не производились. Как обучающейся, истице выплачивалась стипендия в установленных размерах, и предоставлялись каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска соответствующих врачей-специалистов. Страховые взносы за периоды обучения в клинической ординатуре в Пенсионный фонд не уплачивались.
Разрешая требования истицы о включении в льготный стаж периода работы с 21.04.1990 года по 31.01.1993 года, в должности заведующей профилактическим отделом в Краевом центре по профилактике и борьбе со СПИД, суд соглашается с доводами ответчика и считает необходимым в удовлетворении данной части исковых требований отказать, так как достоверных доказательств того, что Петрова О.С. работая заведующей отделом одновременно осуществляла врачебную деятельность, последней суду не предоставлено.
Суд считает обоснованными требования истицы о включении в стаж работы периода её нахождения на курсах повышения квалификации с 09.05.2005 года по 11.06.2005 года и с 11.01.2009 года по 12.02.2009 года и подлежащими удовлетворению.
Стороной ответчика сам факт нахождения истицы на указанных курсах в указанное время не оспаривается.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ответчик на дату обращения истицы за досрочным назначением пенсии в бесспорном порядке установил ее специальный стаж как 21 год 8 месяцев 14 дней, что с учетом включения вышеуказанных периодов составляет по состоянию на 30 сентября 2014 года 25 лет 10 месяцев 30 дней.
В силу ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения назначается при выслуге не менее 30 лет.
Таким образом, ответчик обоснованно отказал в досрочном назначении пенсии на дату 30 сентября 2014 года, в связи, с чем оснований для признания данного решения незаконным, удовлетворения требований истицы о понуждении ответчика назначить пенсию с момента обращения в суд не имеется.
Данное обстоятельство не лишает истицу права повторного обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Петровой О.С. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения период ее работы с 01.08.1983 года по 01.08.1984 года врачом интерном в Красноярской городской больнице; с 18.08.1984 года по 27.08.1987 года врачом инфекционных заболеваний больнично-поликлинического объединения УВД Красноярского крайисполкома; с 09.05.2005 года по 11.06.2005 года и с 11.01.2009 года по 12.02.2009 года заведующей отделением – врач-инфекционист во взрослом инфекционном отделении в КГБУЗ «Минусинская МБ», в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца, с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение изготовлено 28 августа 2015 года