Дело № 2-552/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2018 года город Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А, с участием прокурора Карчевской Р.М., представителя ответчика администрации МР «Сосногорск» Стрыковой А.В., представителя третьего лица УЖКХ АМО МР «Сосногорск» Балодис С.А., представителя третьего лица ГУ РК «Сосногорское лесничество» Калдышева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сосногорск» об обязании совершить определенные действия,
установил:
И.о. прокурора города Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сосногорск», с учетом уточнения просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ: ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на общей площади до 1,0 га, расположенную в <адрес> произвести инвентаризацию нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель; разработать проект рекультивации нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель; сдать рекультивированные земли в пст. Ираёль Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Сосногорска проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона на территории <адрес> в настоящее время складируются бытовые отходы (малоопасные отходы IV класса опасности, практически неопасные отходы V класса опасности), т.е. организована несанкционированная свалка.
Прокурор в суде на уточненных исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МР «Сосногорск» Стрыкова А.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась, о чем представила письменное заявление, указав на разъяснение положений ст.ст.39, 173 ГПК РФ.
Представитель третьего лица УЖКХ АМО МР «Сосногорск» Балодис С.А. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась.
Представитель третьего лица ГУ РК «Сосногорское лесничество» Калдышев С.В. в судебном заседании требования прокурора поддержал, находя чрезмерно длительным срок выполнения решения суда до 2020 года.
Представители третьих лиц Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды, Минприроды РК будучи извещены, в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования и.о. прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, в силу требований статьи 4 названного Закона, являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе: хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (ч.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение (захоронение, сброс) отходов в границах населенных пунктов, сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с ч.ч.6, 7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу положений ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Как следует из положений ст.28 Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в состав муниципального образования на территории поселения Сосногорск входят город республиканского значения Сосногорск, поселки сельского типа, в том числе пст. Ираёль.
В соответствии с Решением Совета МО муниципального района «Сосногорск» от 28.02.2018 № XXV-201 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования муниципального района «Сосногорск» пст. Ираёль входит в территорию города республиканского значения Сосногорска.
Согласно п.31, пп.31 ст.32 Устава МО МР «Сосногорск» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального района «Сосногорск» (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми, исполняет полномочия администрации городского поселения «Сосногорск».
В соответствии с п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенному Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Примечанием к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, именно на администрацию МР «Сосногорск» возложена обязанность по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов и ликвидации несанкционированных свалок на подчиненных территориях, в том числе пст. Ираёль.
Проведенной прокуратурой города Сосногорска проверкой исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона на территории <адрес> складируются бытовые отходы (малоопасные отходы IV класса опасности, практически неопасные отходы V класса опасности), т.е. организована несанкционированная свалка площадью 1,0 га, что подтверждается актом осмотра и обследования территорий размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ. На территории населенного пункта пст. Ираёль отсутствует специально оборудованный объект временного складирования отходов. Однако указанная свалка не может быть признана объектом размещения отходов, поскольку не внесена в Государственный реестр объектов размещения отходов и не обеспечивает изоляцию размещенных отходов от компонентов окружающей среды. Захоронение отходов на указанной территории может повлечь загрязнение подземных водных горизонтов продуктами распада отходов, способствует распространению инфекционных заболеваний, а также может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории пст. Ираёль.
Согласно ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Как установлено п.5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте (п.7 Основных положений, утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995).
В соответствии с п.6 названных Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Согласно п.14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В целях организации приемки-передачи рекультивированных земель и решения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, сохранения плодородия почв и своевременного вовлечения земель в оборот на территории муниципального образования муниципального района «Сосногорск» постановлением главы муниципального района «Сосногорск» - руководителя администрации района от 25.12.2009 № 1656 «Об утверждении постоянной комиссии и положения о постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района «Сосногорск» создана Постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального поселения «Сосногорск».
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска и возложения на администрацию МР «Сосногорск» обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки и проведению последующих мероприятий, направленных на рекультивацию земель, признание иска представителем ответчика следует принять.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление и.о. прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сосногорск» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие действия:
ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на общей площади до 1,0 га, расположенную в <адрес>
произвести инвентаризацию нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель;
разработать проект рекультивации нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель;
сдать рекультивированные земли в пст. Ираёль Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Дудина О.С.
Копия верна: судья Дудина О.С.