Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1044/2019 ~ М-929/2019 от 30.04.2019

Дело № 2-1044/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2019 годаЛенинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Лысых Е.Н.,

при секретаре Сукач Е.В., с участием

помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г.,

представителя администрации г. Томска Кокунина Р.О.,

представителя ответчика Зорина Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Томска к Егорову Д.В. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации, встречное исковое заявление Егорова Д.В. к администрации г. Томска об определении и взыскании выкупной цены недвижимого имущества,

установил:

Администрация г. Томска обратилась в суд с иском к Егорову Д.В. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации, указав, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2014 г. <номер обезличен> Егоров Д.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> общей площадью 23,4 кв.м. Как следует из постановления администрации г. Томска от 24.05.2016 № 447 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска» дом <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации г. Томска № 79 от 05.02.2018 земельный участок и жилое помещение, находящееся в собственности у ответчика, подлежит изъятию для муниципальных нужд. В соответствии с требованием № 1849/14 от 08.08.2016 г. ответчику совместно с другими собственниками предложено произвести снос многоквартирного жилого дома по <адрес обезличен> в течение 6 месяцев с момента получения требования. Указанное требование было получено ответчиком 13.06.2017 г. Как следует из отчета о рыночной стоимости квартиры <номер обезличен> общей площадью 23,4 кв.м., выполненного ООО «Комплексное сопровождение тендеров» от 14.08.2018, рыночная стоимость жилого помещения составляет 514000 руб. 27.08.2018 Егоров Д.В. написал заявление о том, что ознакомлен с отчетом, с оценкой не согласен, от выплаты возмещения отказывается в связи с недостаточностью средств для покупки нового жилья. В п.п 2.1 Соглашения от 01.10.2018 выкупная цена составляет 514000 руб. и включает в себя рыночную стоимость спорного жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

02.11.2018 г. ответчику направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

27.08.2018 г. ответчик с заявлением о выплате возмещения за изымаемое недвижимое имущество в администрацию Ленинского района г. Томска не обращался. Таким образом, ответчик Егоров Д.В. фактически отказавшись от заключения соглашения, нарушает права администрации г. Томска, которая в силу закона обязана изъять жилое помещение путем выкупа, но не может реализовать установленную обязанность.

Ссылаясь на ст.ст. 35, 235, 279 ГК РФ, администрация г. Томска просит прекратить путем выкупа право собственности Егорова Д.В. на жилое помещение <номер обезличен> по <адрес обезличен>, общей площадью 23,4 кв.м., и установить подлежащую уплате денежную компенсацию в размере 514000 руб.; указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр на недвижимое имущество.

Не согласившись с исковыми требованиями администрации г. Томска, Егорову Д.В. обратился со встречным иском, в котором просил установить и взыскать с администрации г. Томска размер денежной компенсации за жилое помещение <номер обезличен> по <адрес обезличен> общей площадью 23.4 кв.м. в размере 1656450 руб.., установленной заключением эксперта ООО «Бюро оценки «ТОККО». Данную сумму составляет стоимость жилого помещения в размере 407000 руб., стоимость доли в предполагаемом праве аренды земельного участка – 564000 руб., размер убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества – 33450 руб., стоимость доли в компенсации за не произведенный капитальный ремонт – 652000 руб.

Представитель администрации г. Томска Кокунин Р.О, действующий на основании доверенности № 6937 от 31.10.2018 г., выданной на срок 1 год без права передоверия, в судебном заседании поддержал исковые требования администрации г. Томска по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении. Просил отказать в удовлетворении исковых требований Егорова Д.В. с учетом позиции, изложенной в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Егоров Д.В. в судебное заседание не явился, будучи должным образом уведомленным о его времени и месте.

Представитель Егорова Д.В. – Зорин Е.Ю., действующий на основании доверенности <номер обезличен> от 01.09.2018 г., настаивал на полном удовлетворении встречных исковых требований своего доверителя.

Представитель третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие Егорова Д.В. и представителя третьего лица.

Заслушав представителя администрации г. Томска, представителя Егорова Д.В. – Зорина Е.Ю., заключение помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); 3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; 9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Статьей 239 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 - 286 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ). Обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальных нужд и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), возлагается на истца.

Согласно п.п. «г» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

В силу статей 279, 281-282 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как следует из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным в ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Как следует из материалов дела, Егорову Д.В. на праве собственности принадлежит жило помещение общей площадью 23.4 кв.м., расположена по адресу: <адрес обезличен>., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер обезличен> от 20.06.2014. Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 05.06.2014 г.

Согласно постановлению администрации г. Томска № 447 от 24.05.2016 г. многоквартирный жилой дом по <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска № 79 от 05.02.2018 г. принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения по <адрес обезличен>.

Администрацией Ленинского района г. Томска в адрес собственника жилого помещения – Егорова Д.В. было направлено требование № 1849/04 от 08.08.2016 о добровольном сносе многоквартирного жилого дома по <адрес обезличен> в течение 6 месяцев с момента получения указанного требования.

Требование было получено Егоровым Д.В.13.06.2017 г., о чем на требовании имеется соответствующая отметка и подпись Егорова Д.В.

02.11.2018 г. Егорову д.В. был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд от 01.10.2018 г.

19.11.2018 г. Егоров Д.В. лично получил данное Соглашение, что подтверждается его подписью в уведомлении о вручении.

В соответствии с п.п 2.1 указанного Соглашения выкупная цена изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> площадью 23.4 кв.м., определена на основании отчета ООО «Комплексное сопровождение тендеров» от 14.08.2018 г. № 456-18/О и составила 514000 рублей, включая в себя рыночную стоимость жилого помещения и убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием в соответствии с п. 7 ст. 32 ЖК РФ.

В представленном в администрацию Ленинского района г. Томска заявлении от 27.08.2018 г. Егоров Д.В. отказался от выплаты возмещения, размер которого определен в отчете № 456-18/О, в связи с недостаточностью средств для покупки нового жилья.

До настоящего времени требование администрации Ленинского района г. Томска о добровольном сносе многоквартирного жилого дома Егоровым Д.В. не исполнено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно представленному в материалы дела отчету № 456-18/О от 14.08.2018 г., составленному ООО «Комплексное сопровождение тендеров», рыночная стоимость квартиры по <адрес обезличен> площадью 23.4 кв.м. составляет 514000 рублей.

Поскольку в судебном заседании ответчик по первоначальному иску Егоров Д.В. не согласился с данной оценкой рыночной стоимости, определением Ленинского районного суда г. Томска от 25.06.2019 была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Бюро оценки «ТОККО».

Согласно выводам поступившего в суд заключения эксперта № 386-Э/2019 от 18.07.2019 г. итоговая рыночная стоимость недвижимого имущества – жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в целом составляет 1656450 рублей, в том числе: 407000 руб. – стоимость жилого помещения, 564000 руб. – стоимость доли в предполагаемом праве аренды на земельный участок, 33450 руб. – размер убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества, 652000 руб. – стоимость доли в компенсации за не произведенный капитальный ремонт дома.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о прекращении права собственности Егорова Д.В. на спорное жилое помещение путем выкупа и выплаты денежной компенсации, установленной судебной экспертизой, при проведении которой эксперт предупреждался об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Вместе с тем, определяя размер подлежащей взысканию денежной компенсации, суд считает необходимым исключить из нее сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт в размере 652000 рублей, исходя из следующего.

Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Статья.16 Закона «О приватизации» связывает обязанность проведения капитального ремонта бывшего наймодателя (органа государственной власти и органа местного самоуправления) при неисполнении на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения.

Как следует из материалов дела, основанием для регистрации за Егоровым Д.В. права собственности на спорное жилое помещение по <адрес обезличен> явился договор купли-продажи от 05.06.2014 г., т.е не связано с приобретением его в собственность в порядке приватизации. Следовательно, истец - администрация г. Томска по отношению к ответчику Егорову Д.В. не являлась наймодателем и обязанности по выполнению работ, вытекающих их договора социального найма жилого помещения, в том числе по проведению капитального ремонта, не имела. Соответственно, Егоров Д.В. не вправе претендовать на предоставление ему компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Доводы представителя администрации г. Томска о незаконности включения в сумму компенсации убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества, в размере 33450 рублей суд находит необоснованными.

Из приведенного заключения эксперта № 386-Э/2019 от 18.07.2019 г. следует, что в сумму убытков в размере 33450 рублей входит: стоимость затрат по поиску другого жилого помещения для приобретения его в собственность, т.е услуги риэлтора на сумму 29130 рублей, затраты по оформлению права собственности на другое помещение и земельный участок в сумме 2000 рублей, расходы на переезд в размере 2320 рублей.

Суд полагает данные расходы объективно подтвержденными, они подлежат включению в состав денежной компенсации. Другого размера убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества у Егорова Д.В., представителем администрации г. Томска не представлено.

В размер подлежащей выплате ответчику компенсации также следует включить сумму предполагаемого права аренды на земельный участок в размере 564000 рублей.

Согласно регламенту подготовки решения об изъятии земельных участков жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), для муниципальных нужд, являющемуся приложением к распоряжению администрации г. Томска № р1525 от 14.12.2009, при подготовке соответствующего решения и проведении мероприятий органы и должностные лица администрации г. Томска обеспечивают решение задач, в том числе Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска определяет земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и подлежащий изъятию для муниципальных нужд (в срок не более 20 рабочих дней с даты получения муниципального правового акта администрации Города Томска, указанного в абзаце втором подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Регламента) и направляет информацию о земельном участке в администрацию района по месту нахождения многоквартирного дома для организации последующей работы по его изъятию; - в случае если многоквартирный дом расположен на земельном участке, который не сформирован, выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка (в срок не более 2 месяцев дней с даты получения муниципального правового акта администрации Города Томска, указанного в абзаце втором подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Регламента); - выступает заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению (в срок не более 2 месяцев с даты получения муниципального правового акта администрации Города Томска, указанного в абзаце втором подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Регламента); - обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков (в срок не более 3 месяцев с даты получения муниципального правового акта администрации Города Томска, указанного в абзаце втором подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Регламента).

Бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска по исполнению требований вышеуказанного регламента, а именно: невыполнение обязанности по формированию земельного участка и не постановка его на кадастровый учет на момент принятия решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд не должно влиять на права и законные интересы Егорова Д.В. и не может являться основанием для отказа ему в выплате компенсации с учетом суммы предполагаемого права аренды земельного участка.

Таким образом, размер подлежащей взысканию с администрации г. Томска в пользу Егорова Д.В. денежной компенсации составит 1004 450 рублей, из них: 407000 рублей - стоимость жилого помещения, 564000 рублей - стоимость доли в предполагаемом праве аренды на земельный участок, 33450 рублей - убытки, связанные с изъятием недвижимого имущества.

Разрешая требования представителя Егорова Д.В. о взыскании с администрации г. Томска расходов на оплату судебной экспертизы в размере 15000 рублей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы за счет другой стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснено в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для возмещения понесенных Егоровым Д.В. расходов на оплату судебной экспертизы, поскольку удовлетворение исковых требований не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, в связи с чем, требования о взыскании судебных расходов на оплату судебной экспертизы удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление администрации г. Томска к Егорову Д.В. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации и встречное исковое заявление Егорова Д.В. к администрации г. Томска об определении и взыскании выкупной цены недвижимого имущества удовлетворить частично.

Прекратить путем выкупа администрацией г. Томска право собственности Егорова Д.В. на жилое помещение – квартиру <адрес обезличен>, общей площадью 23,4 кв.м.

Установить размер подлежащей уплате Егорову Д.В. денежной компенсации в размере 1004450 (Один миллион четыре тысячи четыреста пятьдесят) рублей.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Н. Лысых

2-1044/2019 ~ М-929/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация г. Томска
Ответчики
Егоров Дмитрий Викторович
Другие
Прокурор Ленинского района г. Томска
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Лысых Е. Н.
Дело на странице суда
leninsky--tms.sudrf.ru
30.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2019Передача материалов судье
05.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2019Подготовка дела (собеседование)
18.06.2019Подготовка дела (собеседование)
18.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2019Судебное заседание
30.07.2019Производство по делу возобновлено
30.07.2019Судебное заседание
02.08.2019Подготовка дела (собеседование)
02.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2019Судебное заседание
09.08.2019Судебное заседание
14.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2019Дело оформлено
06.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее