Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фефиловой О.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием помощника прокурора <адрес> УР ФИО6,
истца ФИО1,
представителя ответчика – Администрации МО «<адрес>» УР - ведущего специалиста – эксперта-юрисконсульта Совета депутатов МО «<адрес>» ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 1 год),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах ФИО1 к Администрации Муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> УР обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации Муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к предоставлению ФИО1 жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди на территории Муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв. м., указав, что прокурорской проверкой обращения ФИО1 установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно решению Красногорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО1 – ФИО2 и ФИО3 лишены в отношении сына ФИО1 родительских прав. В соответствии с Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включен в отдельный список детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 является выпускником БОУ НПО «Профессиональное училище №», завершил обучение ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
В ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.15 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ за детьми названной категории закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, данное право закреплено в п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.п. 2, 2.1 ст. 4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма. Предоставляемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также на одно лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с требованиями п.1 ст.4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянным местом жительства ФИО1 является <адрес>.
Между тем, вопреки действующему законодательству, ФИО1 по окончанию пребывания в БОУ НПО «Профессиональное училище №» жилое помещение по договору социального найма вне очереди Администрацией МО «<адрес>» не предоставлено, чем нарушено его право на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «<адрес>», которое выразилось в неисполнении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма ФИО1 благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес> УР, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 квадратных метров, и обязать Администрацию МО «<адрес>» предоставить вне очереди по договору социального найма ФИО1 благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес> УР, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 квадратных метров.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> УР ФИО6 поддержал заявленные требования в полном объеме, приведя доводы, указанные в исковом заявлении,. Поскольку жилье, которое было закреплено за ФИО1, на сегодняшний день не пригодно для проживания, просит обязать Администрацию МО «<адрес>» предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди на территории Муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв. м.
Истец ФИО1 заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что когда он вернулся после обучения домой, то обнаружил, что дом, где он прописан, непригоден для проживания. Иного жилья на праве собственности и по договору социального найма не имеет. Сейчас ему приходится жить у знакомого. Просит обязать Администрацию МО «<адрес>» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв. м.
Представитель ответчика - Администрации МО «<адрес>» УР - ведущего специалист – эксперт-юрисконсульт Совета депутатов МО «<адрес>» ФИО5 исковые требования прокурора <адрес> УР не признал, так как Администрация не бездействует, с их стороны сделано все от них зависящее. ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, неоднократно подавались объявления в районную газету «Победа» о том, что Администрация купит жилье, однако в <адрес> жилья, отвечающего требованиям, в продаже нет.
Свидетель ФИО7 - начальник сектора опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» показал, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав. В соответствии с Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включен в отдельный список детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 является выпускником БОУ НПО «Профессиональное училище №», завершил обучение ДД.ММ.ГГГГ После окончания училища ФИО1 обратился к ним с просьбой предоставить ему жилье. ФИО9 было разъяснено, что жилье ему будет предоставлено, но позже, поскольку жилья, которое бы подходило по техническим характеристикам в <адрес>, трудно найти. В настоящее время ведутся переговоры с собственником жилого дома и в ближайшее время жилье ФИО9 приобретено будет. Денежные средства из бюджета для приобретения жилья поступили.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.
Статьями 15, 16 указанного Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование «Красногорский район».
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно свидетельству о рождении серии IV-НИ №, выданному Красногорским р/о ЗАГС УР, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> Удмуртской Республики, в графе родители указаны отец – ФИО2, мать – ФИО3.
Решением Красногорского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 – ФИО3 и отец – ФИО2 лишены родительских прав в отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из постановления главы Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что ФИО1, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, и включен в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Паспортными данными установлено, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> Удмуртской Республики по <адрес>.
Постановлением главы Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № за ФИО1 закреплено право проживания в доме, где он зарегистрирован и проживал с родителями по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному межведомственной комиссией, квартира в двухквартирном доме по адресу: <адрес> Удмуртской Республики по <адрес>, – находится в ветхом состоянии, дальнейшая эксплуатация возможна при проведении капитального ремонта.
В соответствии заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с дефектами, выявленными в результате обследования, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, квартира в двухквартирном жилом доме, расположенная по адресу: <адрес>, - признается ветхой и подлежащей капитальному ремонту.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует.
Из справки, выданной главой Администрации МО «<адрес>» следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилье по договору социального найма в <адрес> не предоставлялось.
Постановлением главы Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>, которая составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно диплому регистрационный номер 420 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ окончил Бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования УР «Профессиональное училище №».
По делу установлено, что в настоящее время ФИО1 проживает у своего знакомого по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Довод представителя ответчика - Администрации МО «<адрес>» УР - ведущего специалиста – эксперта-юрисконсульта Совета депутатов МО «<адрес>» ФИО5 о том, что Администрация не бездействует, с их стороны сделано все от них зависящее, несостоятелен, поскольку до настоящего времени жилье ФИО1 не предоставлено, фактически ФИО1 не имеет постоянного места жительства, проживает у своего знакомого, следовательно, меры, принимаемые Администрацией МО «<адрес>», недостаточны и неэффективны.
Суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что требования прокурора <адрес> УР, предъявленные в интересах ФИО1, подлежат удовлетворению. До настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма истцу ФИО1, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено, чем нарушено его право на жилище. Каких-либо помещений на праве собственности либо по договору социального найма ФИО1 не имеет. За ФИО1 было закреплено жилое помещение, однако в настоящее время оно признано непригодным для проживания. Таким образом, ФИО1 вправе претендовать на жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> УР в интересах ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанность предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «<адрес>», которое выразилось в неисполнении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма ФИО1 благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес> УР, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать Администрацию МО «<адрес>» предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес> Удмуртской Республики, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Юкаменский районный суд УР.
Председательствующий: О.В. Фефилова