Дело № 2-340/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Октябрьский 11 октября 2019 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Демидкиной В.В., с участием истца Батурина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску Батурина В.Н. к ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» о признании незаконной постановку на диспансерный учет в ... кабинете и возложении обязанности снять с диспансерного учета,
установил:
Батурин В.Н. обратился в суд с иском к ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» о признании незаконным постановки на диспансерный учет в ... кабинете ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» и возложении обязанности снять его с диспансерного учета. В обоснование требований ссылается на то, что является водителем более 45 лет. В 2018 году проходил лечение в ... отделении ГБУЗ АО «...» в связи с отравлением. После лечения 15 мая 2018 г. был поставлен в группу учета в наркологическом кабинете ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ», о чем узнал в июле 2019 г. из искового заявления прокурора Устьянского района к нему о прекращении права управления транспортными средствами. Решением Устьянского районного суда Архангельской области было прекращено действие прав на управление транспортными средствами. Считает, что для постановки его на учет у ... не было никаких объективных данных: медицинского заключения, результатов анализа, клинико-диагностических исследований. Мотивированное решение о необходимости постановки его на диспансерный учет комиссией ... не принималось. В связи, с чем считает незаконной постановку его на ... учет.
В судебном заседании истец Батурин В.Н. настаивал на исковых требованиях, привел доводы, аналогичные, изложенным в иске.
Ответчик ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» в судебное заседание не явился, представитель ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» просит рассмотреть дело без участия их представителя. Согласно отзыву на иск и предоставленной информации, с исковыми требованиями не согласны. Указывают, что истец состоит в группе учета в ... кабинете с 15.05.2018, с момента выписки из наркологического отделения ГБУЗ АО «...» с диагнозом: ...». После выписки на прием к врачу ... не обратился, в то время как согласно выписке необходимо было явиться на прием к районному врачу ... в течение 2-х недель после выписки из отделения. Во время стационарного наркологического лечения одним из обязательных условий является добровольное информированное согласие на обследование, установление диагноза и назначение лечения. Далее сведения о прохождении стационарного лечения пациента передаются в амбулаторную ... сеть и соответственно в базу общего ... учета. Для того, чтобы сведения из данной базы были удалены, больному необходимо обратиться на прием, встать на диспансерное наблюдение и выполнять мероприятия, прописанные врачом .... Если больной отказывается от диспансерного наблюдения по письменному заявлению, он продолжает состоять в базе общего ... учета без ограничения сроков по времени. Батурин В.Н. во время обращения на прием 08.07.2019 дал добровольное информированное согласие на лечение и диспансерное наблюдение, с указанного времени состоит на диспансерном наблюдении.
Заслушав истца, свидетеля, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Статьей 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 2 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривает механизм правового регулирования и источники права в области психиатрии, как специфической медицинской деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.
Из выписного эпикриза медицинской карты стационарного больного ..., следует, что Батурин В.Н. находился на стационарном лечении в стационаре ... с 24.04.2018 по 15.05.2018 с диагнозом: ....
Согласно информации, предоставленной ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» Батурин В.Н. состоит в группе учета ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» с 15.05.2018 с момента выписки из ... отделения ГБУЗ АО ... с диагнозом: .... После выписки на прием не обращался. Обратился на прием 08.07.2019, с указанной даты состоит на диспансерном наблюдении, шифр по МКБ ...
Постановка истца на диспансерное наблюдение в наркологическом кабинете ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» послужила поводом для обращения прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц в Устьянский районный суд Архангельской области с иском к Батурину В.Н. о прекращении права управления транспортными средствами.
Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 26.07.2019 иск прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен, прекращено действие права Батурина В.Н. на управление транспортными средствами, подтвержденное водительским удостоверением.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний, для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 377 от 28.04.1993, «...» является хроническим и затяжным психическим расстройством, препятствующим управлению транспортными средствами.
Диспансерное наблюдение в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» является одним из видов амбулаторной психиатрической помощи (статья 26).
Вышеуказанный закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в статьях 26, 27 определяет основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения. Так, согласно части 1 статьи 27 данного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Хронический алкоголизм является заболеванием, характеризующимся совокупностью психических и соматических расстройств. Наркомания - это хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотиков. Токсикомания является одним из видов наркомании.
Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении согласно Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (часть 2 статья 27).
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (ч. 5 ст. 46 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 2 Приложения 2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н).
Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля, в период постановки Батурина В.Н. на учет, регламентировалась приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, утратившего силу с 13.12.2018 в связи с изданием приказа Минздрава России от 13.12.2018 № 877. Указанным приказом была утверждена инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания.
Указанная инструкция, как следует из преамбулы приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704, была издана в целях дальнейшего повышения эффективности работы лечебно-профилактических учреждений (подразделений), осуществляющих диспансерное наблюдение больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. Она определяла порядок диспансерного наблюдения лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, во время которого больные должны получать квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии.
Согласно абзацу первому раздела 1 Инструкции диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделения) подлежали все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключения составляли лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
Абзац четвертый раздела 1 Инструкции предусматривал порядок оформления медицинской документации на всех наркологических больных и лиц группы риска, осуществление диспансерного учета наркологических больных и профилактического наблюдения лиц группы риска по месту их жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).
Статья 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к медицинскому вмешательству относит выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Статьей 20 указанного выше Федерального закона определено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерному учету, то есть динамическому наблюдению, в том числе необходимому обследованию за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации подлежат больные наркоманией и иные лица, обратившиеся за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».
Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме. Согласие на медицинское вмешательство дается гражданином или его законным представителем. В частности, в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией согласие дает один из родителей или иной законный представитель (за исключением случаев эмансипации) (п. 2 ст. 54 Закона № 3-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 20 Закона № 323-ФЗ; п. 5 Приложения 2 к Приказу № 1034н).
В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
Установлено, что 08.07.2019 Батурин В.Н. обратился на прием к врачу-... ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ», ему установлен диагноз: ...
Из информированного добровольного согласия на лечение и наблюдение от 08.07.2019, содержащегося в медицинской карте амбулаторного наркологического больного Батурина В.Н., следует, что ему сообщено о характере наркологического расстройства, целях, продолжительности лечения, возможности применения других методов, а также побочных эффектах, возможном риске, болевых ощущениях и ожидаемых результатах лечения. При этом Батурин В.Н. дал согласие встать на диспансерное наблюдение, регулярно самостоятельно и по рекомендации врача обращаться на прием, либо в группу учета, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1034н, о чем имеется подпись Батурина В.Н. и врача психиатра-....
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно имеющееся в материалах дела добровольное согласие Батурина В.Н. на лечение и наблюдение от 08.07.2019, суд приходит к выводу о правомерности постановки Батурина В.Н, на диспансерный учет.
Учитывая вышеизложенное, доводы истца о необходимости для установления диспансерного наблюдения комиссионного заключения врачей-... со ссылкой на положения Закона № 3185-1 не имеют правового значения. Доказательств, опровергающих установленный диагноз, либо подтверждающих отсутствие данного заболевания, истцом суду не представлено.
Напротив, как пояснила в судебном заседании свидетель ФИО1, в связи с длительным употреблением на протяжении пяти лет её супругом Батуриным В.Н. ... она была вынуждена обращаться к врачу ... как в ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ», так и другие медицинские организации. В 2018 г. они взяли направление в ГБУЗ АО «...», где Батурин В.Н. прошел курс лечения в течение ... дня. После выписки из больницы он на прием к врачу ... не обратился, а через два месяца вновь начал употреблять .... Прекратил употребление ... летом 2019 г. из-за проблем со здоровьем.
Согласно пунктам 11, 12 Порядка диспансерного наблюдения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № 1034н решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации, при этом решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в частности, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости», в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из этих учреждений медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Доказательств, подтверждающих стойкую ремиссию в течение установленного законом срока у Батурина В.Н., как и доказательств того, что он не нуждается в дальнейшем диспансерном наблюдении, материалы дела не содержат и суду не предоставлены.
На основании изложенного, учитывая, что основания для постановки истца на диспансерный учет имелись, что подтверждается имеющимися по делу доказательствами в совокупности с показаниями свидетеля и добровольным информированным согласием Батурина В.Н. о постановке на диспансерное наблюдение, суд полагает исковые требования Батурина В.Н. о признании незаконной постановку на диспансерный учет в наркологическом кабинете и возложении обязанности снять с диспансерного учета не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Батурину В.Н. к ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» о признании незаконной постановку на диспансерный учет в ... кабинете ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» и возложении обязанности снять Батурина В.Н. с диспансерного учета в ... кабинете ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий И.А. Заостровцева.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2019 года.