Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск Самарской области 24 апреля 2018 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда административное дело № 2а-325/2018 по административному исковому заявлению Администрации г.о. Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области, судебному приставу-исполнителю ОСП г. Чапаевск УФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.о. Чапаевск Самарской области обратилась в суд к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области с административным исковым заявление об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование требований на то, что является должником по исполнительному производству от 22.11.2016 № <Номер обезличен>, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № <Номер обезличен> от 09.11.2016, выданного Чапаевским городским судом, о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров, в пользу Исаева Михаила Игоревича. 12.12.2016г. Ответчиком вынесено постановление № <Номер обезличен> о взыскании с Истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. После вынесения судом решения о предоставлении жилого помещения Исаеву М.И. администрация городского округа Чапаевск обращалась с письмами о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе для исполнения решения суда в отношении Исаева М.И., поскольку выделенных денежных средств из бюджета Самарской области оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией городского округа Чапаевск переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. После вручения постановления о возбуждении исполнительного производства, администрация городского округа Чапаевск обращалась в суд заявлением об отсрочке исполнения решения суда, которое определением Чапаевского городского суда оставлено без удовлетворения. Перечисленные в 2017 году субвенции на приобретение жилых помещений израсходованы в полном объеме (предоставлены 19 жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа). Доведенных лимитов финансирования средств на 2017 год недостаточно для закупки квартиры для Исаева М.И., поскольку является не единственным в списке вынесенных решений по данной категории лиц. Ссылаясь на отсутствие виновного противоправного бездействия администрации городского округа Чапаевск в неисполнении решения суда в установленный срок, просили суд освободить администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 12.12.2016 г. N <Номер обезличен>, полностью в размере 50 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП г. Чапаевск Гришина Т.В.
В судебное заседание представитель администрации г.о. Чапаевск не явился, извещены надлежащим образом,
Представители административных ответчиков – Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, судебный пристав - исполнитель ОСП г. Чапаевск Гришина Т.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Судебный пристав - исполнитель ОСП г. Чапаевск Гришина Т.В. УФССП России по Самарской области просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – ОСП г. Чапаевск УФССП России по Самарской области – в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исаев М.И. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Прокурор г.о. Чапаевск в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Ознакомившись с административным иском, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст. 6 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст. 105 данного закона, В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст. 30 данного закона судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании ч.7 ст.47 ФЗ, одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Из положений ч. ч. 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из положений п. 75 Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. ст. 112 ФЗ Об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГКРФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были исполнены в полном объеме им сразу после истечения срока для добровольного исполнения.
Из содержания приведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что администрация г.о. Чапаевск является должником по исполнительному производству от 22.11.2016 № <Номер обезличен>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № <Номер обезличен> от 09.11.2016, выданного Чапаевским городским судом, о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров, в пользу Исаева Михаила Игоревича.
12.12.2016г. Ответчиком вынесено постановление № <Номер обезличен> о взыскании с Истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Часть 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ
Согласно ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Закона № 229-ФЗ постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Частью 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный приставом, администрация г.о. Чапаевск указывает на то, что ими предпринимались все зависящие от них меры для надлежащего исполнения обязательства.
После вынесения судом решения о предоставлении жилого помещения Исаеву М.И. администрация городского округа Чапаевск обращалась с письмами о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе для исполнения решения суда в отношении Исаева М.И., поскольку выделенных денежных средств из бюджета Самарской области оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией городского округа Чапаевск переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. После вручения постановления о возбуждении исполнительного производства, администрация городского округа Чапаевск обращалась в суд заявлением об отсрочке исполнения решения суда, которое определением Чапаевского городского суда оставлено без удовлетворения. Перечисленные в 2017 году субвенции на приобретение жилых помещений израсходованы в полном объеме (предоставлены 19 жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа). Доведенных лимитов финансирования средств на 2017 год недостаточно для закупки квартиры для Исаева М.И., поскольку является не единственным в списке вынесенных решений по данной категории лиц.
Также между Администрацией г.о. Чапаевск и министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области заключен договор на 2016, 2017 год «О предоставлении и расходовании субвенций из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе формируемой за счет средств федерального бюджета» в соответствие с которым Министерство предоставляет бюджету г.о. Чапаевск субвенцию из областного бюджета, в том числе формируемую за счет средств федерального бюджета, на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений, а муниципальный район обязуется принять указанную субвенцию, использовать ее по целевому назначению.
Исходя из данной нормы закона, ответственными за обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, то есть приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ.
В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагается обязанность по содержанию этих помещений и управлению ими.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат и соблюдения требований закона по порядку приобретения жилья.
На основании изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г.Чапаевск Самарской области специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда, невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Принимая во внимание, что финансирование администрации г.о. Чапаевск осуществляется за счет средств областного бюджета Самарской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решений суда, суд приходит в выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При таких обстоятельствах, с учетом характера правонарушения, степени вины правонарушителя, наличия существенных обстоятельства для неисполнения в срок исполнительного документа, суд считает, что требования администрации г.о. Чапаевск об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава- исполнителя от 16.16.2016 года по исполнительному производству №-<Номер обезличен> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судФРФ
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП г. Чапаевск от 16.16.2016 г. N <Номер обезличен>, полностью в размере 50 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов