Судья Чернобай Н.Л. |
№ 33–1739/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Ивановой Н.Е., Душнюк Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Губиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2485/2020 по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2020 года по иску Кухаревой В.И. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Детская Республиканская больница» об отмене дисциплинарного взыскания, обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истица состоит с ответчиком в трудовых отношениях, замещает должность (...). Приказом № от 16.09.2019 истица привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания в связи с нарушением правил хранения лекарственных средств- вскрытый флакон раствора (...) хранился в медицинском шкафу, в то время как в течение 60 дней после вскрытия должен храниться в холодильнике. Холодильника для хранения термолабильных лекарственных средств, закрывающегося на ключ, у ответчика нет. С 13.05.2019 указанное лекарственное средств в отделении никто не получал, когда оно появилось в шкафу, и когда флакон с ним был вскрыт, истица не знает. По мнению истицы, к дисциплинарной ответственности она привлечена неправомерно, между ней и работодателем имеются конфликтные отношения, поскольку ранее она была по судебному решению восстановлена на работе. С приказом о применении дисциплинарного взыскания истица не согласна, просила его признать незаконным и отменить, обязать ответчика выдать ей дубликат ее трудовой книжки с исключенными из нее ошибочными записями о ее увольнении, выдать личную медицинскую книжку.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласна истица, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Полагает, что не было установлено ее вины в нарушении хранения лекарственного препарата (...). До момента предъявления ей К. во время проверки передачи смены указанного препарата, истица его не видела. В ходе рассмотрения дела Д. пояснила, что убирала вскрытый препарат (...) для хранения в холодильник процедурного кабинета, однако в нем нет полочки с надпись «внутреннее». Кроме того, на коробке с флаконом даты и времени его вскрытия не было проставлено. Ответственность за хранение лекарственных препаратов в отделении стационара несет заведующий отделением, а непосредственным исполнителем является старшая медицинская сестра отделения, однако никого к ответственности не привлекли. Работодателем не созданы необходимые условия для хранения спорного лекарственного препарата, не ведется необходимая учетная документация в отношении лекарственных средств. С приказом № от 31.08.2016 о правилах хранения медицинских препаратов в стационаре под роспись работники были ознакомлены только 27.02.2010. Кухарева В.В. полагает, что со стороны ответчика к ней имеет место предвзятое отношение. Личную медицинскую книжку истица в конце августа 2019 передала старшей медицинской сестре отделения Д. перед ее выходом в отпуск, после чего никто ее найти не может, в то время как без указанной книжки допуск к работе истицы, обслуживающей население в учреждении здравоохранения, строго запрещен. Истица за свои личные средства приобретала медицинскую книжку и проходила необходимые обследования.
Ответчик в письменных возражениях полагал доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение суда – законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика Шакшин И.А, действующий на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, материалы гражданского дела №2-2831/2019, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно положений ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Таким образом, вышеприведенные положения законодательства устанавливают, что применение дисциплинарного взыскания будет являться законным тогда, когда имеются для этого основания и соблюден предусмотренный законом порядок его применения.
Судом установлено, что истица с 05.11.2014 состоит в трудовых отношениях с ответчиком, замещает должность (...).
Трудовым договором и должностной инструкцией на истицу возложена обязанность соблюдать трудовую дисциплину.
Согласно трудовому договору от 05.11.2014 в редакции дополнительного соглашения от 18.07.2016 Кухарева В.В. обеспечивает безопасную среду для пациентов (п.8), правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов (п.15), обязана исполнять нормативно-правовые акты профессиональной деятельности (п.28).
Из должностной инструкции медицинской сестры палатной от 12.01.2009, с которой Кухарева В.В. ознакомлена под роспись, следует, что палатная медицинская сестра должна теоретически знать группы лекарственных препаратов, порядок их хранения, использования и списания в журналах учета, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Приказом № от 16.09.2019 Кухарева В.В. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Согласно данному приказу в нарушение п.18, п.28 раздела «трудовая функция работника», предусмотренного трудовым договором и требований п.32 и п.42 Приказа от 23.08.2010 №, Кухарева В.В. при осуществлении дежурства с 08.30 час. 30.07.2019 до 08.30 час. 31.07.2019 хранила с нарушением установленных требований вскрытый флакон лекарственного средства «(...)» для приема внутрь 300 мг/мл 100 мл с нарушением температурного режима, в шкафу с лекарственными средствами, вне холодильника, чем ненадлежащим образом исполнила свои трудовые обязанности, что поставило под угрозу здоровье детей, находящихся на лечении в отделении Центра.
Основанием для привлечения к ответственности указаны: акт проверки сдачи смены медицинскими сестрами отделения Центра от 31.07.2019, фотографии к нему, объяснительная Кухаревой В.В., датированная 12.09.2019, поступившая ответчику 11.09.2019, объяснительная старшей медицинской сестра Центра Д.. от 13.09.2019, графики сменности Центра за июль-сентябрь 2019.
Согласно Акту проверки сдачи смены от 31.07.2019 в шкафу с лекарственными средствами находится раствор для приема внутрь (...) 300 мг/мл 100мл, подлежащий после вскрытия хранению в холодильнике в течение 2 месяцев, раствор хранится при комнатной температуре +22.
В объяснениях от 11.09.2019 Кухарева В.В. не отрицала нахождение в шкафу для хранения лекарстве, ключ от которого хранился в смену с 30.07.2019 на 31.07.2019 у нее, вскрытой упаковки препарата (...), указывая, что он был в шкафу еще в январе 2019, несмотря на ее просьбы старшая медицинская сестра его не забрала, затем данный препарат применялся для лечения ребенка и вновь оказался в шкафу.
В пояснительной записке от 13.09.2019 старшей медицинской сестры Центра Д. указано, что раствор (...) был выдан на пост 19.04.2019 по заявке, ответственными за его хранение на посту являются медицинские сестры палатные, которые имеют ключ от шкафа с медикаментами, при проверки передачи смены 31.07.2019 Кухаревой В.В. вскрытый флакон раствора (...) без указания даты его вскрытия был обнаружен в шкафу с лекарственными средствами, в то время как должен храниться в холодильнике.
При даче пояснений в судебном заседании 29.01.2020 истица указала, что после восстановления 13.05.2019 на работе видела препарат (...) в шкафу с лекарственными средствами, однако на нем не было сведений о вскрытии, она данное обстоятельство не проверяла.
В ходе рассмотрения дела истица не отрицала, что знала о необходимости хранения раствора (...) в холодильнике, данный холодильник имеется в процедурном кабинете, о практике хранения в нем указанного препарата истице известно.
Согласно ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона Российской Федерации «Об обращении лекарственных средств» хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 706н от 23.08.2010 утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее Правила), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются в том числе на аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Пунктом 32 Правил предусмотрено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Согласно п.40 Правил, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав. В соответствии с п.42 Правил организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
Из материалов дела следует, что раствор «Элькар» необходимо хранить в защищенном от света и недоступном для детей месте при температуре не выше 25 градусов С, после вскрытия – в холодильнике в течение 2 месяцев.
Материалами дела подтверждается допущенное истицей в период с 08.30 час. 30.07.2019 до 08.30 час. 31.07.2019 нарушение правил хранения лекарственного препарата раствор (...).
Разрешая спор в части дисциплинарного взыскания, наложенного на истицу в соответствии с приказом от № от 16.09.2019, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком соблюден установленный Трудовым кодексом Российской Федерации порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В настоящем случае взыскание в виде замечания соответствует тяжести проступка, оно наложено в течение установленного законом срока.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют представленным доказательствам.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что работодателем не были созданы условия для надлежащего хранения лекарственного препарата, учета выдачи. Эти доводы в судебном заседании заявлялись, судом исследовались и оценивались.
Отклоняются судебной коллегией также доводы жалобы в части показаний свидетеля Д., поскольку они направлены на переоценку истицей доказательств по делу.
Несостоятельными служебная коллегия признает и доводы жалобы о том, что кроме истицы никто не был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение правил хранении лекарственных препаратов, поскольку указанное юридически значимым для разрешения настоящего спора не является. По этим же основаниям не принимаются доводы жалобы о предвзятом отношении ответчика к истице.
Также правомерно судом отказано в иске о понуждении ответчика к выдаче истице ее медицинской книжки, поскольку доказательств того, что истица после восстановления ее на работе передавала работодателю медицинскую книжку суду не представлено. Судом в совокупности исследованы доказательства в указанной части, в том числе, дана оценка показаниям свидетеля Д..
Учитывая изложенное, не подтверждаются материалами дела доводы апелляционной жалобы о неверном установлении судом обстоятельств дела и необъективной оценке доказательств.
Решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи