Судья Чарикова И.В. дело № 72-1059/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 5 ноября 2020 года жалобу Семенова А.И. на решение судьи городского суда г. Лесного Свердловской области от 6 августа 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 апреля 2020 года № 066/04/14.55-1165/2020 директору общества с ограниченной ответственностью «Клевер» (далее - ООО «Клевер») Семенову А.И. по ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей.
Должностным лицом установлено, что Семенов А.И., являясь руководителем ООО «Клевер», 14 мая 2019 года по адресу: <адрес> нарушил положения п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и условия договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Решением судьи указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе Семенов А.И. просит об отмене состоявшихся решений, ссылаясь на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также о необоснованном неприменении положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора ( / / )4, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Указанные требования должностным лицом административного органа и судьей не выполнены.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении).
Формы участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении регламентированы ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 1 названной статьи определено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях определены ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из ч. 1 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Соответственно, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является актом прокурорского реагирования при осуществлении надзора.
Из взаимосвязанных положений п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 46 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что определение компетенции органов военной прокуратуры осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» разграничена компетенция территориальных, военных и других специализированных прокуратур при осуществлении надзора.
На основании п. 6 данного приказа на военных прокуроров возложен, в том числе надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (в части вопросов прохождения военной службы и финансового обеспечения государственного задания за счет средств федерального бюджета), Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (за исключением органов управления и подразделений, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), вневедомственную охрану, в том числе Центра специального назначения вневедомственной охраны; органов управления и подразделений Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, отрядов мобильных особого назначения, специальных отрядов быстрого реагирования территориальных органов Росгвардии; федерального государственного унитарного предприятия «Охрана»), Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, подразделений, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), органов управления и руководителями некоммерческих и коммерческих организаций, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляют полномочия учредителя, акционера (участника, члена), созданных этими организациями юридических лиц, страховых компаниях, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки исполнения законодательства о сохранности государственной собственности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в отношении ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области» военным прокурором 308 военной прокуратуры гарнизона в действиях директора ООО «Клевер» Семенова А.И. выявлены нарушения п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для возбуждения в отношении директора ООО «Клевер» Семенова А.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, ООО «Клевер» и ее директор Семенов А.И. к числу поднадзорных субъектов, указанных в п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», не относятся.
Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, Министерство обороны Российской Федерации учредителем или участником ООО «Клевер» не является. Доказательств того, что в данной организации предусмотрена военная служба, не имеется.
Анализ вышеприведенных правовых норм применительно к конкретным обстоятельствам данного дела позволяет сделать вывод о том, что военный прокурор 308 военной прокуратуры гарнизона не уполномочен на возбуждение данного дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Клевер».
Выявление нарушений законов со стороны гражданских лиц при проведении проверок в отношении поднадзорных субъектов не наделяет военного прокурора полномочиями по принятию в отношении правонарушителей мер прокурорского реагирования, не расширяет их компетенцию, четко определенную приказом Генерального прокурора Российской Федерации, поскольку иное толкование действующих нормативных актов позволяло бы и территориальным прокурорам принимать меры прокурорского реагирования в отношении лиц, связанных с военной службой.
Непосредственное обнаружение события правонарушения в действиях неподнадзорного субъекта не препятствовало военному прокурору передать материалы проверки территориальному прокурору для принятия мер прокурорского реагирования в отношении гражданского лица.
Наряду с этим, согласно п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Как усматривается из материалов дела, проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в отношении ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области» проведена на основании решения военного прокурора 308 военной прокуратуры гарнизона от 13 января 2020 года № 5/88.
Из указанного решения следует, что основанием для проведения проверки является информация о нарушениях закона.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении и представленных материалах проверки отсутствует какой-либо документ, подтверждающий наличие у военного прокурора информации о фактах нарушений законов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Таким образом, предусмотренных п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» оснований для принятия военным прокурором 308 военной прокуратуры гарнизона решения о проведении проверки и, соответственно, проведения проверки не имелось. Доказательства по настоящему делу об административном правонарушении были собраны с нарушениями положений Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», влекущими невозможность их использования для установления виновности должностного лица.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о недопустимости добытых по делу доказательств, как полученных с нарушением требований закона, в связи с чем постановление должностного лица и решение судьи городского суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых состоявшиеся решения были вынесены.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 апреля 2020 года № 066/04/14.55-1165/2020 и решение судьи городского суда г. Лесного Свердловской области от 6 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Семенова Андрея Ивановича отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых состоявшиеся решения были вынесены.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.О. Григорьев