Дело № 2-74/20
54RS0018-01-2019-002542-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года г. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
При секретаре Жариковой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой О. В. к администрации г. Искитима Новосибирской области о возложении обязанностей предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Михайлова О.В. обратилась с иском в последствии уточнив исковые требования к администрации г. Искитима Новосибирской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения вне очереди, возложении обязанности предоставить жилое помещение в виде отдельного жилого помещения по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную площадь в установленном законом размере в размере не менее 66 кв.м.
В обоснование указано, что истец была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущая. Однако еще имеет право на внеочередное получение жилого помещения, а также на дополнительную жилую площадь. Однако, ответчиком ей было отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди. Считает, что отказ не законный, так как документами представленными ответчику подтверждено её право на внеочередное получение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании истцом исковые требования поддержаны.
Представителем истца Зень Ю.П. в судебном заседании даны пояснения. Дополнено, что семья истца состоит из одного человека, эта она сама. С составом семьи один человек истица состоит в очереди как малоимущая на получение жилья, также с составом семьи один человек истица состоит на учете в КЦСО г. Искитима. Одной семьей со своими родителями, дочерью и внуками она не проживает, совместное хозяйство не ведет, общего бюджета также у них нет.
Представитель ответчика Богословская А.М. в судебном заседании исковые требования истца не признала. Поддержала возражения представленные суду ранее. Дополнила, что права на внеочередное получение жилого помещения у истца не имеется, так как она проживает одной семьей со своими кровными родственниками в одной квартире.
Третье лицо Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области извещено о времени и месте судебного заседания, представлены возражения по заявленным исковым требованиям, письменно заявлено о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их каждое по отдельности и в совокупности, признавая их допустимыми, относимыми, достоверными, достаточными для разрешения дела в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Согласно ст. 56 ГПКРФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч.ч.1, 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов граждан, проживающих с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, в одной квартире.
13.02.2019года на основании Постановления № 189 администрации города Искитима Новосибирской области Михайлова О.В. признана малоимущей в соответствии с приложением 1, в Приложении № 2, Михайлова О.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи из1-го человека ( л.д. 42-44).
Постановление от 13.02.2019 года № 189 не отменено, доказательствами оспаривания данного постановления суд не располагает.
Михайлова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.
Ответом от 18.03.2019 года Михайловой О.В. отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди, по мотиву того, что в квНомер дома № Номер <Адрес> проживает одна семья.
В отдельную категорию нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации выделяет граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 51). Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года N 187-О).
Письменными материалами дела в судебном заседании установлено, что истец Михайлова О.В. с семьей из 1-го человека, как указано выше и это признано ответчиком в постановлении от 13.02.2019года № 189, проживает в квартире Номер дома Номер <Адрес>. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Х, Х, которые каждый в отдельности были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, показания давать согласились после разъяснения каждому в отдельности положений ст. 51 Конституции РФ. Свидетели каждый в отдельности показали, что у каждого из них своя семья, свой семейный бюджет, Михайлову О.В. каждый из них членом своей семьи не считает. Показания свидетелей ответчиком не оспорены. Показания данных свидетелей также согласуются с письменными материалами дела: постановлением от 13.02.2019года № 189 администрации г. Искитима НСО, Справкой от 03.07.2019 года № 234 ( л.д.46) с указанием состава семьи 1 человек. Согласно Справки от 28 декабря 2018 года по адресу: г<Адрес> зарегистрированы по месту жительства собственники данной квартиры: Х, Х, Х, а также дети Х- Х, Х ( л.д.22-32). Поэтому, суд приходит к выводу, что семья истца состоит из одного человека, собственно самой истцы.
Истец Михайлова О.В. является инвалидом (данные скрыты) Дата была установлена бессрочно ( л.д.33). Согласно ответа полученного на запрос суда от ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области», основное заболевание, по которому определена группа инвалидности: Номер
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154) утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Заболевание с кодом Номер в данном Перечне содержится.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанным в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.
Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ, Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно п.2 данной статьи, Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решения Совета депутатов МО г. Искитима от 30.08.2005 года № 273 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ч.2 ст. 58 ЖК РФ, Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренномпунктом 4 части 1 статьи 51настоящего Кодекса перечне.
Органом, обязанным предоставить истцу жилое помещение, является администрация г. Искитима Новосибирской области. Поэтому, истец имеет право на получение вне очереди жилого благоустроенного помещения, в предоставлении которого истцу было отказано.
Согласно Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, который утвержден приказом от 30.11.2012 года № 991н Министерства здравоохранения Российской Федерации по коду заболевания истца по Номер в данном Перечне не содержится. Поэтому в удовлетворении требований истца о предоставлении ей дополнительной жилой площади следует отказать.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи39 КонституцииРоссийской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи72 КонституцииРоссийской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи26.3Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи17Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, в силу статьей12,130(части 1) и132(части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статьей14,50Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), статей14,19Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи135-138Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи55, статьи60и61Закона № 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи57Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи51Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи57Жилищного кодекса Российской Федерации).
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена на защиту указанной категории граждан, а потому согласуется с положениями статей40(часть 3) и41(часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи17Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей84,85Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации в лице его финансового органа, в данном случае Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Данная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации и изложена в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), а также определениях от 30.09.2015 № 309-ЭС15-5872, от 29.01.2016 № 303-ЭС15-12721.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Поэтому, истец Михайлова О.В. подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди администрацией г. Искитима Новосибирской области за счет средств бюджета Новосибирской области по договору социального найма на территории города Искитима общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (15 кв. м, общей площади), но не более, чем в два раза, в срок, не превышающий трех месяцев с даты вступления в силу решения суда.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Михайловой О. В. удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Искитима Новосибирской области после перечисления за счет бюджета Новосибирской области денежных средств для приобретения жилого помещения предоставить Михайловой О. В. по договору социального найма на территории города Искитима Новосибирской области благоустроенное жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (15 кв. м, общей площади), но не более, чем в два раза в срок не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований о предоставлении дополнительной жилой площади отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц через Искитимский районный суд.
Мотивированное решение будет изготовлено 05 марта 2020 года.
Председательствующий - (подпись) Л.Г.Мишкова