Решение по делу № 33-3562/2020 от 27.04.2020

Судья Пименов И.И. Дело

2-519/2019

64RS0046-01-2020-000132-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2020 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Сугробовой К.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Понизяйкиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Саратов от 11 февраля 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Сугробовой К.Н., объяснения представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) – Поповой Э.Р., возражавшей против отмены решения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (межрайонное)) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заявленные требования мотивированы тем, что решением ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (межрайонное) №327284/19 от 04 октября 2019 года ФИО1 отказано во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2008 года в должности начальника караула 43 пожарной части г. Красноармейска «4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области», с 15 марта 2004 года по 29 марта 2004 года период, поскольку постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не подтверждена сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; с 06 сентября 2010 года по 07 сентября 2010 года – период нахождения в командировке. С решением пенсионного органа он не согласен, считает его необоснованным, поскольку, работая в должности начальника караула 43 пожарной части г. Красноармейска «4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области» в спорные периоды, его трудовые и функциональные обязанности не изменялись. Учрежденное Главным управлением МЧС России по Саратовской области Государственное учреждение «4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области» входит в организационную структуру территориального органа МЧС России по Саратовской области, и следовательно, в структуру федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России. Особый характер работы истца в 2004 году, в частности с 15 марта 2004 года по 29 марта 2004 года, подтверждается его трудовой книжкой. Также указывает, что направление его в служебную командировку связано с исполнением им его же должностных обязанностей, но вне места его работы, предусмотренного трудовым договором.

Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд, который просил обязать ответчика включить ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2008 года в должности начальника караула 43 пожарной части г. Красноармейска «4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области», с 15 марта 2004 года по 29 марта 2004 года, когда постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не подтверждена сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, с 06 сентября 2010 года по 07 сентября 2010 года – период нахождения в командировке.

Решением Ленинского районного суда г. Саратов от 11 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отменить как незаконное и необоснованное, и вынести по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Полагает, что спорные периоды его работы в должности начальника караула подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку ГУ МЧС России по Саратовской области и созданное им ГУ «4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области» структурно относятся к МЧС России. Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 11 июля 2019 года ФИО1 обратился в ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (межрайонное) № 327284/19 от 04 октября 2019 года ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого стажа работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно. При этом, страховой стаж ФИО1 на момент обращения в пенсионный орган составлял 31 год 07 месяцев 7 дней, стаж на соответствующих видах работ - 22 года 11 месяцев 26 дней.

В специальный стаж ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) не включены, в том числе, следующие периоды:

- с 01 июля 2006 года по 30 сентября 2007 года в должности начальника караула областного государственного учреждения «Отряд противопожарной службы Саратовской области»;

- с 01 октября 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности начальника караула 43-й пожарной части г. Красноармейска «4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области» областного государственного учреждения «Отряд противопожарной службы Саратовской области»;

- с 15 марта 2004 года по 29 марта 2004 года, поскольку сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых учитываются периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, не подтверждается постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение;

- с 06 сентября 2010 года по 07 сентября 2010 года – период командировки, так как включение указанных периодов не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды работа истца проходила в учреждениях, не входящих в федеральную противопожарную службу Российской Федерации, учреждения не являлись структурными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения содержались и в подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из вышеизложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лишь лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как следует из ответа ГУ МЧС России по Саратовской области от 06 июля 2020 года, ПСЧ-43 входила в федеральную противопожарную службу с 2009 года.

Кроме того, согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из пенсионного дела, ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован с 27 ноября 1998 года.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, спорные периоды работы с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2008 года, с 15 марта 2004 года по 29 марта 2004 года, с 06 сентября 2010 года по 07 сентября 2010 года (командировка) указаны без кода льгот.

Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Вместе с тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, период нахождения истца в командировке с 06 сентября 2010 года по 07 сентября 2010 года также указан без кода льгот.

На основании изложенного, учитывая, что, предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в связи с чем включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, не предусмотрено действующим законодательством, а также принимая во внимание, что доказательств постоянной занятости истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, его участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ во время нахождения в командировке, не представлено, судебная коллегия согласна с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период нахождения в командировке с 06 сентября 2010 года по 07 сентября 2010 года

Иных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда первой инстанции основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки которых у судебной коллегии не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3562/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев Александр Анатольевич
Ответчики
ГУ УПФ в Ленинском районе г.Саратова (межрайонный)
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Сугробова К.Н.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
27.04.2020Передача дела судье
29.04.2020Производство по делу приостановлено
17.06.2020Производство по делу возобновлено
18.06.2020Судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2020Передано в экспедицию
09.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее