Дело 5- 230/2019
73RS0002-01-2019-002888-28
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ульяновск 3 июля 2019 года
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Тазетдинова З.А.,
с участием старшего специалиста 1 разряда Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Сахаровой Г.Н.,
представителя на основании доверенности ООО «Центр Экологических Технологий» Ботя И.В.
при секретаре Щегердюковой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении № от 07 мая 2019 года, составленный старшим специалистом 1 разряда Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Сахаровой Г.Н. в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий», расположенного по адресу: г. Ульяновск ул. Урицкого, д.96а, ул. Московское шоссе 6 Е, ОГРН 1037300989692 от 25 июня 2003 года, ИНН 7325042140, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 22 марта 2019 года в рамках Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора была проведена плановая выездная ООО «Центр Экологических Технологий», расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Урицкого, д.96а, ул. Московское шоссе 6 Е, осуществляющего фактическую деятельность по адресу: г. Ульяновск, севернее села Баратаевка, улица не имеет наименования, номер дома отсутствует (полигон ТБО).
09 апреля 2019 года в 10 час. 00 мин. ООО «Центр Экологических Технологий» по адресу: г. Ульяновск севернее села Баратаевка, улица не имеет наименования, номер дома отсутствует (полигон ТБО) допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно:
в нарушение требований п. 6.6, п.6.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» не проводится контроль состояния подземных и поверхностных вод в зоне возможного влияния полигона ТБО ООО «Центрэкотех» на гельминтологические и бактериологические показатели, а именно: испытания природных вод из наблюдательных скважин полигона ТБО ООО «Центрэкотех» и из реки Сельдь выше и ниже 500 м полигона ТБО ООО «Центрэкотех» согласно протоколам лабораторных испытаний природных вод из наблюдательных скважин полигона ТБО ООО «Центрэкотех» №№ от 07 марта 2018года, № от 09 июня 2018года, № от 09 июля 2018года,№ от 15 октября 2018года, № от 18 марта 2019года; из реки Сельдь выше и ниже 500 м полигона ТКО ООО «Центрэкотех» № от 18 марта 2019года, № от 07 марта 2018года, № от 09 июня 2018года, № от 09 июля 2018 года № от 15 октября 2018года ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проводятся только на санитарно-химические показатели;
в нарушение требований п. 6.5. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» по результатам лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» (аттестат аккредитации № № от 25 июня 2015года, выданный Федеральной службой по аккредитации аттестат аккредитации № № от 20 октября 2015 года, выданный Федеральной службой аккредитации) пробы воды из наблюдательных скважин № 1 (верхняя по потоку) и № 2 (нижняя по потоку) ООО «Центрэкотех» по адресу: г. Ульяновск, севернее села Баратаевка, улица не имеет наименования, номер дома отсутствует (полигон ТБО), (протоколы лабораторных исследований № от 19 апреля 2019 года; № от 22 апреля 2019года) в объеме проведенных испытаний не соответствуют требованиям ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно питьевого и культурно-бытового водопользования», а именно: наблюдательная скважина №1 по показателю Железо 0,53±0,13 мг/дм3 при величине допустимого уровня не более 0,3 мг/дм3; наблюдательная скважина № 2 по показателям: Аммиак и аммоний-ион (по азоту) 6,7±0,9 мг/дм3 при величине допустимого норме не более 1,5 мг/дм3; Железо более 2 мг/дм3 при величине допустимого уровня не более 0,3 мг/дм3; Литий 0,130±0,026 мг/дм3 при величине допустимого уровня не более 0,03 мг/дм3 (экспертное заключение № от 25 апреля 2019 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области»), (в соответствии с п. 6.5.СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах);
В соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В пункте 16 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», приведены сведения, которые должны быть отражены в проекте санитарно-защитной зоны.
В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно- защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В нарушение требований п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ООО «Центрэкотех» по адресу: г. Ульяновск, севернее села Баратаевка, улица не имеет наименования, номер дома (полигон ТБО) не проведены исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и не представлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, в срок до 15 марта 2019 года. Отсутствует проект санитарно-защитной зоны, содержащий сведения в соответствии с п. 16 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
В нарушение указанных требований п. 7.1 СП 3.1/3.2.3146-13«Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» и п. 19 Приложения № 3 Приказа МЗ и CP РФ от 12 апреля 2011года № 302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении, которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследований) и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» поименные списки на лиц, работающих в структурных подразделениях ООО «Центрэкотех», подлежащих периодическому медицинскому осмотру с указанием, шифров профвредности не представлены (в соответствии п. 7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 и п. 19 Приложения № 3 Приказа МЗ и CPРФ от 12 апреля 2011года № 302Н. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным, осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ).
В судебном заседании представитель ООО «Центр Экологических Технологий» Ботя И.В. с протоколом об административном правонарушении согласилась частично и показала, что для устранения нарушений, указанных в п. 6.6.,6.7 СанПин 2.1.7.1038-01 Обществом заключен договор на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому будут проведены лабораторные исследования.
Бртя И.В. показала, что Общество не согласно с вменением в нарушение требований п. 6.6., 6.7, СанПин 2..1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», о том, что не проводился контроль состояния подземных и поверхностных вод в зоне возможного влияния полигона ТБО на гельминтологические и бактериологические показатели. В пункте 1.2. Гигиенических нормативов ГН 2.1.5.1315-03 « Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" указано, что настоящие Нормативы действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают предельные допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Настоящие нормативы распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, а также питьевую воду и воду в системах горячего водоснабжения (п. 1.3). Наблюдательные скважины ООО «Центр Экологических Технологий» не являются водными объектами хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования. Кроме того, согласно ответу № от 17.10.2018 УМУП «Ульяновскводоканал» в месте расположения объекта размещения отходов, расположенного по адресу: г. Ульяновск совхоз «Карлинский» территория Баратаевского карьера песка зоны санитарной охраны 1-го, 2-го, 3-го пояса водозабора <адрес> отсутствуют. Более того, величина допустимого уровня для наблюдательной скважины не нормируется, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № от 28.05.2018г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области.
Ботя И.В. показала, что также не согласны с вменением в нарушение требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", где Обществом не проведены исследования и не предоставлено заявление об установлении санитарно-защитной зоны в срок до 15.03.2019г., отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, содержащие сведения по пункту 16.
Обществом разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны в 2017 году, на который получено эпидемиологическое заключение № 19.06.2017г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области. В марте 2019 года получили лицензию на сбор, утилизацию и обработку твердых отходов, следовательно, Общество приступило к реализации данного объекта только после 06 марта 2019 года., поэтому Общество должно провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, а также подать заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, в том числе проекта санитарно-защитной зоны, соответствующий пункту 16 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" не до 15.03.2019, а до 06.03.2020г.
По вмененному в нарушение требований п. 7.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» и п. 19 Приложения № 3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н ) не представлены поименные списки на лиц работающих в структурных подразделения Общества, подлежащих периодическому медицинскому осмотру Ботя И.В. пояснила, что в соответствии с п. 19. Приказа N 302н периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки) с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 согласованной с медицинской организацией датой начала периодического осмотра направляются работодателем в медицинскую организацию (пункт 23 Приказа N 302н ). Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за l4 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (пункт 25 Приказа N 302н По окончании прохождения работником осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 настоящего Порядка (пункт 31 Приказа N 302н), и не позднее чем через 30 дней составляет заключительный акт /пункт 42 Пpиказа N 302н/.
Представитель Общества предоставила в суд протоколы лабораторных испытаний от 18, 19 июня 2019 года о соответствии норме воды, почвы.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав мнение сторон, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В суде установлено, что в ходе проверки ООО «Центр Экологических Технологий» по адресу г. Ульяновск, севернее села Баратаевка, улица не имеет наименования, номер дома (полигон ТБО) были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что вина ООО «Центр Экологических Технологий» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ нашла свое подтверждение актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключениями по результатам лабораторных испытаний, протоколом об административном правонарушении.
Из пояснений в суде старшего специалиста 1 разряда Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Сахаровой Г.Н. следует, что на основании Распоряжения №-РП от 22 марта 2019 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО « Центр Экологических Технологий». В пункте 13 Распоряжения указан перечень документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо, а именно проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов предельно – допустимых выбросов в атмосферу. В ходе проверки выявили, что по результатам лабораторных исследований пробы воды из наблюдательных скважин № 1 (верхняя по потоку) и № 2 (нижняя по потоку) ООО «Центрэкотех» по адресу: г. Ульяновск, севернее села Баратаевка полигон ТБО, в объеме проведенных испытаний не соответствуют требованиям ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно питьевого и культурно-бытового водопользования», а именно: наблюдательная скважина №1 по показателю Железо 0,53±0,13 мг/дм3 при величине допустимого уровня не более 0,3 мг/дм3, не исключает, что из-за ржавчины трубы, однако наблюдательная скважина № 2 по показателям: Аммиак и аммоний-ион (по азоту) 6,7±0,9 мг/дм3 при величине допустимого норме не более 1,5 мг/дм3; Железо более 2 мг/дм3 при величине допустимого уровня не более 0,3 мг/дм3; Литий 0,130±0,026 мг/дм3 при величине допустимого уровня не более 0,03 мг/дм3, тогда как в соответствии с п. 6.5.СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. В данном случае она руководствовалась требованиями ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно питьевого и культурно-бытового водопользования», так как загрязнение вод от полигона ТБО аммиаком, литием представляет угрозу жизни и здоровью населения.
Сахарова Г.Н. показала также, что в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов. Граница объекта определена кадастровым номером, за границей объекта расположена санитарно- защитная зона. ООО « ЦЭТ» имеется санитарно- эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ года, так называемое предварительное. Не согласна с доводами представителя Ботя И.В., поскольку в соответствии с постановлением правительства № ООО « ЦЭТ», как объект 1 класса опасности, вне зависимости от вида деятельности, должно было провести исследование / измерения/ атмосферного воздуха и т.п., согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и предоставить в Роспотребнадзор с разработанным проектом расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны в 2017 году, на который получено эпидемиологическое заключение № 19.06.2017г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области. Указанные действия должны были быть совершены Обществом для определения в дальнейшем необходимости санитарно – защитной зоны.
Сахарова Г.Н. по нарушению п. 7.1 показала, что в ходе проверки ей не были предоставлены поименные списки на лиц, работающих в структурных подразделениях Общества, подлежащих периодическому медицинскому осмотру с указанием шифров профвредности, утвержденных руководителем, поименный список, с указанием личных данных работников, то есть ФИО, возраст, место работы, с указанием вредных опасных производственных факторов. Ей был представлен заключительный акт, однако на основании заключительного акта она не может выявить учтены ли в отношении конкретного работника Общества, подлежащего периодическому и предварительному осмотру с указанием вредных опасных производственных факторов, вид работы в соответствии с перечнем факторов и работ.
Таким образом, вопреки доводам представителя Ботя И.В., в суде установлено, что Обществом было нарушено законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Обнаруженные в ходе проверки нарушения требований санитарных правил и гигиенических нормативов суд находит существенными, поскольку представляют угрозу здоровью населения.
Выявленные в ходе проверки негативные воздействия ООО « ЦЭТ» на окружающую природную среду направлены на их устранение в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности, а несвоевременное выявление заболеваний у работников, занятых на вредных производствах, может также привести к тяжким последствиям.
При решении вопроса о назначении наказания суд принимает во внимание общественную опасность содеянного.
В качестве смягчающего наказание обстоятельства суд учитывает частичное признание вины, принятие частично мер по устранению выявленных нарушений.
Суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения, посягающего на охрану условий труда работников, охрану окружающей среды малозначительным, учитывая особую значимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Перечисленные выше нормы санитарного законодательства направлены на защиту здоровья работников, на защиту окружающей среды, охрану здоровья граждан. Допущенное ООО «Центр Экологических Технологий» правонарушение имеет формальный состав, не требующий обязательного наступления вреда.
С учетом характера содеянного, судом не усматривается оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
Вместе с тем, судом не усматривается оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности ООО «Центр Экологических Технологий», так как наказание в виде штрафа сможет обеспечить цели административного наказания.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий», расположенное по адресу: г. Ульяновск ул. Урицкого д.96а, ул. Московское шоссе 6 Е фактически осуществляющего деятельность по адресу: г. Ульяновск, севернее села Баратаевка, улица не имеет наименования, номер дома (полигон ТБО), виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Штраф перечислить по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), ИНН 7325052734, КПП 732501001, Р\с № 40101810100000010003 Отделение Ульяновск, г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 14111628000016000140, наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный законом срок (не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки уплаты штрафа) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления заинтересованными лицами ООО « ЦЭТ».
Судья З.А. Тазетдинова