Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4492/2014 ~ М-3632/2014 от 23.04.2014

Дело № 2-4492\23 за 2014 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2014 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В, при секретаре Шаталовой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «Экогаз» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к указанным ответчикам о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в районе гаражно-строительного кооператива по <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером , а также на прилегающей к нему территории общего пользования расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Согласно информации, представленной органом местного самоуправления, земельный участок с кадастровым номером находится в пользовании по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Экогаз». Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит суд: обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, прилегающей к границам земельного участка с кадастровым номером ; обязать ООО «Экогаз» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании старший помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонов П.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ООО «Экогаз» в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве, указав, что при осуществлении своей деятельности Общество не имеет отходов производства и потребления в виде твердых бытовых отходов, не оспаривает, что часть свалки находится на арендуемом земельном участке, однако, отходы являются результатом небрежного отношения собственников гаражей, расположенных рядом, возможность контролировать выбросы отходов гражданами Общество не имеет возможности.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв, согласно которому считают Администрацию ненадлежащим ответчиком по тем основаниям, что к вопросам местного значения относится организация сбора, вызова, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа. Данные полномочия реализуются посредством создания, функционирования и деятельности ФИО7 с которым хозяйствующие субъекты могут заключать договоры на сбор, вывоз и утилизацию отходов. Отходы являются объектами права собственности и собственники их должны принять все меры, направленные на вывоз и утилизацию отходов специализированной организацией на специально отведенные участки. Неисполнение хозяйствующими субъектами своих обязанностей по утилизации отходов при наличии и создании органами местного самоуправления условий для этого не может определять действие или бездействие Администрации как незаконное; кроме того указывают, что не представлено доказательств нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, наличия непосредственного неблагоприятного воздействия на саму окружающую среду. Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть 2 данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).

Кроме того, Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 года) принят Межгосударственный стандарт «классификация, идентификация и кодирование отходов». Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года № 607-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30775-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 года.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Из материалов дела следует, что в целях выявления и обследования несанкционированных свалок на территории Петрозаводского городского округа по запросу Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе начальника и ведущего специалиста отдела экологии управления городского хозяйства и транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа провела обследование территории Петрозаводского городского округа в районе ГСК по <адрес>, в результате которого выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов: частично в границах земельного участка с кадастровым номером , а также частично на прилегающей к нему территории общего пользования; объем размещенных отходов составляет куб.м.; земельный участок с кадастровым номером находится в пользовании по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Экогаз».

Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года, схемой, фотоматериалами, договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, схематической картой уборки территории (Приложение к Договору аренды), актом приема передачи земельного участка (Приложение к Договору аренды), дополнительными соглашениями к договору, не оспаривается представителем ООО «Экогаз».

Согласно заключенному между Министерством природных ресурсов Республики Карелия и ООО «Экогаз» ДД.ММ.ГГГГ Договору аренды земельного участка № <данные изъяты>, ООО «Экогаз» приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала , согласно кадастровому паспорту, являющемуся приложением к Договору. Участок предоставлен из земель населенных пунктов для строительства автоматической газонаполнительной компрессорной станции. Передача указанного земельного участка арендатору подтверждается актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, являющегося Приложением к Договору.

Пунктом 4.2.14, 4.2.15 Договора аренды предусмотрена обязанность арендатора содержать арендуемый земельный участок и прилегающую территорию в нормальном санитарном состоянии, производить уборку мусора,…, проводить уход за газонами (перекопка, посев трав), в том числе на прилегающей территории, обозначенной на плане земельного участка; не допускать на арендуемом земельном участке действий, которые могут повлечь ухудшение экологической обстановки или нанести ущерб архитектурно-планировочным решениям Арендодателя и привести к снижению ценности арендуемой территории.

В соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденными решением Петрозаводского городского округа от 27.04.2010 № 26/41-813, обязанность по уборке прилегающей к арендованному земельному участку территории (тридцатиметровой зоны) возложена на арендатора участка.

Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована; соответствующих доказательств суду не представлено.

Согласно п.1 ст.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч.3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.

Статья 6.1 Правил устанавливает, что не допускается несанкционированный сброс и складирование бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега, изделий, устройств, конструкций, приборов, потерявших потребительские качества, кроме случаев, установленных настоящими Правилами.

Пунктом 2 ст. 5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.

В соответствии с п. 17 ст.5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним тридцатиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий, строений, сооружений), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель. В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что обнаруженная в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства образованная несанкционированная свалка располагается на территории Петрозаводского городского округа - частично на территории общего пользования, частично на территории земельного участка, находящегося в аренде у ООО «Экогаз». Ответчиками доказательств принадлежности свалки каким-либо юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, либо иным лицам суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении ответчиков к ликвидации несанкционированной свалки подлежащими удовлетворению.

Изложенные в отзыве на иск доводы о том, что Администрация Петрозаводского городского округа свои обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петрозаводского городского округа выполнила, создав ФИО7 выполняющее функции по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории Петрозаводского городского округа, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для освобождения Администрации Петрозаводского городского округа от исполнения возложенных на орган местного самоуправления функций по организации ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, прилегающей к границам земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экогаз» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером и прилегающей территории, согласно схематической карте уборки территории, являющейся приложением к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.

Судья: О.В.Витухина

Мотивированное решение

изготовлено 19 мая 2014 года.

2-4492/2014 ~ М-3632/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация ПГО
ООО "Экогаз"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Витухина О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2014Передача материалов судье
25.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2014Судебное заседание
19.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2014Дело оформлено
26.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее