Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-864/2018 (2-7625/2017;) ~ М-8369/2017 от 15.12.2017

Решение

Именем Российской федерации

06 апреля 2018 года

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.

при секретаре Климовой Т.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-864 по иску Гагариной И. И. к <...> области о признании незаконным приказа, об изменении формулировки основания увольнения, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда,

У с т а н о в и л:

Гагарина И.И. обратилась в суд с уточненным иском, которым просила признать незаконным приказ <номер>к от <дата> об увольнении с федеральной государственной гражданской службы с <дата> в связи с утратой доверия, восстановить ее в должности судебного пристава-исполнителя <...> с <дата>; взыскать с <...> средний заработок за дни вынужденного прогула за период с <дата> по день вынесения решения суда, а также компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. (л.дю.140-147).

В обоснование иска ссылается на то, что занимала должность <...> с <дата>. На основании приказа от <дата> <номер>к она была освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной службы <дата> по инициативе представителя нанимателя (в связи с утратой доверия, подпункт 1.1 части 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Приказ был ей вручен <дата>. Как следует из приказа об увольнении, основанием увольнения явился протокол заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов <...> от <дата> <номер>. С указанным протоколом она ознакомлена не была. В период <дата> она неоднократно вызывалась на заседания Комиссии по соблюдению требований к служебном поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов <...> по вопросу сокрытия при поступлении на службу информации о возбужденном в отношении нее исполнительном производстве в <...> по исполнительному производству <номер> от <дата>, по исполнительному листу от <дата> <номер>, выданному <...> городским судом, взыскатель АО «<...>». Она давала пояснения, что указанная информация никогда не скрывалась. При заключении с ней служебного контракта на замещение должности федеральной гражданской службы ею была представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с <дата> по <дата> по утвержденной форме. Кредитная задолженность в ней была отражена, принадлежащее ей имущество мной было задекларировано. Исполнительное производство <номер>-ИП от <дата> в ее производстве никогда не находилось, с момента возбуждения до момента моего увольнения оно было в производстве ее непосредственного начальника, в связи с чем оказывать какое-либо влияние на его ход она не могла. Считает, что исполнительное производство <номер>-ИП не могло влиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), личной заинтересованности у нее также не было. Кроме того, <...> - ее непосредственным начальник, в производстве которого находилось указанное исполнительное производство, не мог не знать о том, что в отношении его подчиненного имеется исполнительное производство. При указанных обстоятельствах, а именно, сообщении ею полной информации о принадлежащем ей имуществе, имеющихся обязательствах, информирование начальника об имеющимся в отношении нее исполнительном производстве, считает свое увольнение в связи с утратой доверия, подпункт 1.1. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным (л.д.3-5).

В судебном заседании <дата> истец Гагарина И.И. отказалась от исковых требований о восстановлении ее в должности судебного <...> с <дата> и представила уточненное исковое заявление, в котором просила изменить формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию (л.д.265).

В настоящем судебном заседании суд вынес определение о прекращении производства по делу по требованиям о восстановлении Гагариной И.И. в должности <...> с <дата>.

В судебном заседании истец Гагарина И.И. и ее представитель по доверенности Буторова О.В. (л.д.32) поддержали заявленные исковые требования о признании незаконным приказа <номер>к от <дата> об увольнении с федеральной государственной гражданской службы с <дата>, об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию, о взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула за период с <дата> по день вынесения решения суда, о компенсации морального вреда в размере <...> руб. по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении (л.д.140-147).

Ответчик <...> представитель по доверенности Бадаева Т.А. возражала в иске по основаниям, изложенным в письменных возражениях по иску (л.д.20-23).

Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Гагарина И.И. на основании приказа от <дата> <номер>к назначена на должность <...> (л.д.6).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 28.12.2017) противодействие коррупции включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Частью 1 статьи 59.2 названного федерального закона установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Названные взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии со служебной запиской от <дата> <номер> начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны ФИО14 приказом <номер> от <дата> в отношении Гагариной И.И. была назначена проверка в части несоблюдения федеральным государственным служащим установленных ограничений и запретов (л.д. 49-50). О проведении такой проверки Гагарина И.И. была уведомлена лично <дата> (л.д.51).

В ходе проверки было установлено, что в <дата> года истец, в тот период имевшая фамилию ФИО15, проходила собеседование у начальника <...>. по поводу ее трудоустройства, после был предоставлен список документов для оформления.

<дата> ФИО15 подала в отдел государственной службы и кадров Управления необходимый пакет документов для трудоустройства в службу судебных приставов (материалы личного дела л.д.168-262).

<дата> судебный пристав-исполнитель <...> возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП в отношении должника ФИО15 о взыскании задолженности по кредитным платежам и госпошлины на общую сумму <...> руб. в пользу взыскателя АО «<...>».

<дата> ФИО15 обращается с ходатайством к судебном приставу – исполнителю <...>. о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, указывая место жительства <адрес> <адрес> (л.д.28).

<дата> ФИО15 меняет фамилию на Гагарина и представляет свидетельство о перемене имени в отдел государственной службы и управления и кадров Управления (л.д.194).

<дата> исполнительное производство <номер>-ИП в отношении должника ФИО15 поступило в <...> и принято к производству начальником отдела <...>. <дата> (л.д.96-97).

Приказом <номер>к от <дата> Гагарина И.И. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя <...> (л.д.6).

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО21 показал, что с <дата> по <дата> он работал <...> Помнит, что к нему приходила Гагарина по вопросу трудоустройства, он с ней пообщался и дал перечень документов, необходимых для поступления на службу. <дата> в отдел поступило исполнительное производство из <...>, которое было принято и приостановлено в связи с банкротством должника ФИО15 Постановление о принятии исполнительного производства к исполнению вынесено <дата>. На тот момент у него не было оснований полагать, что ФИО15 это судебный пристав исполнитель Гагарина. О том, что она поменяла фамилию, ему известно не было. Фамилия <...> ему ни о чем не говорила, изначально в отдел устраивалась Гагарина И.И., которая пришла на собеседование и которой он дал перечень документов, необходимых для трудоустройства (л.д.155-156).

Согласно п.3.4.8. Должностного регламента от 24.05.2017 года судебный пристав-исполнитель обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. С должностным регламентом Гагарина И.И. была лично ознакомлена, о чем имеется ее подпись (л.д.34-66).

Согласно п.п.1,2 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с п.п.1,2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О противодействии коррупции", лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Аналогичные нормы, которыми устанавливаются обязанности государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта, а также определяется, в чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов, закреплены соответственно пунктом 12 части 1 статьи 15 и частью 3.1 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (часть 3.2 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (пункт 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Порядок) во исполнение части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ) утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов от 8 сентября 2016 года N 492. Согласно пункту 5 Порядка уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, оформляется гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов, ее территориального органа в письменном виде в произвольной форме или по образцу, содержащемуся в приложении N 1 к Порядку.

В ходе судебного разбирательства было бесспорно установлено, что Гагарина И.И., являясь государственным гражданским служащим, не приняла мер и не уведомила в установленном порядке работодателя о возможности возникновения конфликта интересов, чем создала условия, способствующие возможности их возникновения.

Доводы истца Гагариной И.И. о том, что она не знала о необходимости письменно сообщать о наличии в отношении нее исполнительного производства; о том, что в декларации она указала о том, что имеет кредитные обязательства; о том, что ответчик в ходе проводимой проверки сам мог узнать о наличии такого производства, судом не принимаются, т.к. из выше приведенных правовых норм следует императивная обязанность гражданского служащего в письменном виде сообщать о возможности возникновения конфликта интересов. Данная обязанность Гагариной И.И. не исполнена.

По результатам проверки Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов <...> был составлен протокол <номер> от <дата>, в соответствии с которым в отношении Гагариной И.И. было решено применить меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (л.д.127-132).

Приказом <номер>к от <дата> Гагарина И.И. была освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя <...> и уволена с федеральной государственной гражданской службы <дата> по инициативе представителя нанимателя (в связи с утратой доверия, подпункт 1.1 части 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (л.д.27).

В соответствии со ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 1).

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2).

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 3).

Как указывалось выше, проверка в отношении Гагариной И.А. проводилась на основании служебной записки от <дата> <номер>. Протокол Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов <...> был составлен <дата>. Приказ об увольнении Гагариной И.И. был издан <дата> (л.д.27).

Материалами дела подтверждается, что работодателем соблюден предусмотренный законом порядок применения дисциплинарного взыскания, положения Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", проведена служебная проверка, у истца истребованы письменные объяснения, учтена тяжесть проступка, сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюдены.

Таких нарушений, которые влекли бы незаконность произведенного увольнения со стороны работодателя допущено не было, доказательств обратного материалы дела не содержат, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным приказа <номер>к от <дата> об увольнении с федеральной государственной гражданской службы с <дата>.

Доводы истца о том, что при применении к ней взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия ответчиком не были учтены характер совершенного нарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение ею обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей истцом и не учитывались ее объяснения, не принимаются судом, так как совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за нарушение наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ответчику ущерба.

Как указывается в п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", по заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию (части третья и четвертая статьи 394 ТК РФ).

В рассматриваемом случае увольнение истца было законным, поэтому оснований для изменения формулировки увольнения не имеется.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований об изменении формулировки увольнения, требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с <дата> по день вынесения решения судом, и о компенсации морального вреда в сумме <...> руб. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовым кодексом РФ, ст.151 ГК РФ, ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Гагариной И. И. о признании незаконным приказа <номер>к от <дата> об увольнении с федеральной государственной гражданской службы с <дата>, об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию, о взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула за период с <дата> по день вынесения решения суда, о компенсации морального вреда в размере <...> руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2018 года.

Судья

2-864/2018 (2-7625/2017;) ~ М-8369/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гагарина Ирина Игоревна
Ответчики
УФССП по МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Уварова И.А.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
15.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2017Передача материалов судье
15.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018Судебное заседание
25.01.2018Судебное заседание
07.02.2018Судебное заседание
22.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
27.03.2018Судебное заседание
06.04.2018Судебное заседание
11.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2019Дело оформлено
29.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее