Дело №2-430/2014
Решение
именем Российской Федерации
г. Няндома 19 мая 2014 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
с участием истца Кузьминской С.А.,
представителя ответчика Беляевой С.И.,
при секретаре Холматовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску Кузьминской Светланы Александровны к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области о включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста,
установил:
Кузьминская С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области (далее - ГУ – УПФ РФ) о включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ответчика ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа работы, который по мнению ГУ – УПФ РФ составил 29 лет 9 месяцев 03 дня, при требуемом не менее 30 лет. С данным решением она не согласна и считает его незаконным. С ДД.ММ.ГГГГ она была принята в Няндомскую центральную районную больницу на должность медсестры гинекологического отделения согласно приказа № 125-л от ДД.ММ.ГГГГ г., где и работает по настоящее время. Ответчик незаконно включил в специальный стаж работы периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, тогда как период ее непосредственной работы до ухода в отпуска по беременности и родам был включен ГУ – УПФ РФ в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы. Кроме того ответчик незаконно исключил из специального стажа работы период ее нахождения на специализации с сохранением средней заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по 06.06.2013, в указанный период она направлялась на специализацию по инициативе работодателя, что является необходимым условием ее работы по специальности и непосредственно связано с медицинской деятельностью. В случае удовлетворения заявленных ею требований стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости составит 30 лет 02 месяца 13 дней, что более требуемых 30 лет. Просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год шесть месяцев, за один год работы, периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; в календарном порядке период нахождения на специализации с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначит ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кузьминская С.А. доводы и требования искового заявления поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе, по доверенности Беляева С.И., в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому управление не согласно с исковыми требованиями. Периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, не могут быть включены в стаж работы в льготном исчислении, поскольку истцом непосредственно не выполнялась лечебная или иная работа по охране здоровья населения, то есть когда работа выполняется фактически в течение полного рабочего дня и организм работника подвергается неблагоприятному воздействия различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения, при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, с учетом изложенного указанные периоды должны включаться в стаж работы в календарном исчислении. Время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, когда лечебная деятельность не осуществляется, нет психологических и физических нагрузок, сопровождающих лечебную деятельность, нет той интенсивности и характера работы, с которыми и связывается право на досрочное пенсионное обеспечение – это время может быть включено только в общий трудовой (страховой) стаж, но не в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. Таким образом, на момент обращения истца ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ее стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости составил 29 лет 09 месяцев 3 дня, что является недостаточным для назначения пенсии. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.1 ст.1 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – закон о трудовых пенсиях), трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, согласно ст.7 закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 закона о трудовых пенсиях Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Стаж для назначения пенсии по подп.20 п.1 ст.27 закона о трудовых пенсиях определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 (далее – Правила №781). Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кузьминская С.А. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области от 12 марта 2014 года №105 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года ввиду недостаточности специального стажа (л.д. 6-7).
Как следует из решения на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии по старости стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года составил 29 лет 09 месяцев 03 дня дней при требуемом не менее 30 лет. В стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года не включены в льготном исчислении периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 19.04.1996 года по 05.09.1996 года, с 08.12.1997 года по 26.04.1998 года; в календарном порядке период нахождения на специализации с сохранением заработной платы с 14.05.2013 года по 06.06.2013 года.
Исходя из обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу о незаконности решения Пенсионного фонда в части исключения из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении периодов нахождения истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; в календарном исчислении периода нахождения на специализации с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кузьминская С.А. направлялась на курсы специализации работодателем, при этом специализация являлась обязательным условием продолжения работы истца в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения. В период обучения Кузьминской С.А. за ней сохранялось ее место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производил все необходимые страховые взносы.
В соответствии со ст.197 Трудового кодекса РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Как следует из содержания ст.196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с записью в трудовой книжке №7, ДД.ММ.ГГГГ истец Кузьминская С.А. была принята на работу в Няндомскую центральную районную больницу на должность медсестры гинекологического отделения, на основании приказа №125-л от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11).
Согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница», Кузьминская С.А. работала полный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения, за исключением следующих периодов, в том числе: декрет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, специализация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Нахождение истца на специализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается приказом № 160-к от ДД.ММ.ГГГГ о направлении работка в командировку, служебным заданием и отчетом о его выполнении (л.д. 38, 15). По итогам прохождения курсов повышения квалификации истцом было получено свидетельство о повышении квалификации в ГАОУ СПО АО Архангельский медицинский колледж отдел дополнительного образования по стандарту сестринская помощь гинекологическим больным в объеме 144 часов (л.д. 19).
Как следует из должностной инструкции медицинской сестры палатной гинекологического отделения, медсестра обязана повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет (л.д. 13).
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузьминская С.А. непосредственно осуществляла лечебную деятельность, направлялась на курсы в целях повышения квалификации приказами работодателя, повышение квалификации являлось необходимым условием осуществления лечебной деятельности истцом. При этом нахождение Кузьминской С.А. на курсах повышения квалификации подтверждается материалами дела, продолжительность указанного спорного периода сторонами не оспаривается.
На основании изложенного, суд полагает, что указанный выше период подлежит включению в стаж деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.27 закона о трудовых пенсиях.
Периоды нахождения Кузьминской С.А. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неправомерно включены ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке, а не в льготном, ввиду следующего.
Согласно справке, выданной главным врачом ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница», истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпусках по беременности и родам (л.д. 12).
Как следует из свидетельств о рождении № № истец Кузьминская С.А. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В периоды нахождения в отпусках по беременности и родам истец занимала должность медицинской сестры палатной гинекологического отделения. В указанные периоды истец была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений. Отпуск по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности работника и в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы истца, а поскольку работа в той должности, которую Кузьминская С.А. занимала в этот период, подлежала включению стаж в льготном исчислении, то и периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам также подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.
На основании изложенного, периоды нахождения Кузьминской С.А. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев.
Таким образом, специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда в РФ в Няндомском районе Архангельской области составил более 30 лет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кузьминской С.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе о включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской в пользу Кузьминской С.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
исковое заявление Кузьминской Светланы Александровны к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области о включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста удовлетворить.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном исчислении период нахождения Кузьминской Светланы Александровны на специализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Кузьминской Светланой Александровной право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области назначить Кузьминской Светлане Александровне трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области в пользу Кузьминской Светланы Александровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 мая 2014 года.
Председательствующий Е.Н. Воропаев