Дело №3а-110/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2016 года Город Орел
Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
с участием прокурора Никобадзе И.Н.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Избирательной комиссии Орловской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Орловской области №160/1313-5 от 12 августа 2016 года «Об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», и восстановлении нарушенных прав данного избирательного объединения, путем предоставления возможности повторного представления документов по кандидатам, исключенным избирательной комиссией при заверении выдвинутого административным истцом областного списка кандидатов в депутаты, с одновременным возложением на Избирательную комиссию Орловской области обязанностей по принятию повторно представленных административных истцом документов к рассмотрению, внесению по итогам их рассмотрения соответствующих изменений в постановление от 24.07.2016г. №154/1275-5 «О заверении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», а также обязанности повторного рассмотрения вопроса о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого вышеназванным избирательным объединением,
выслушав объяснения представителя административного истца - Анцупова М.Ю., поддержавшего заявленные требования, представителей административного ответчика – Избирательной комиссии Орловской области – Гонтарь С.Г., Старцева С.В., возражавших против удовлетворения заявленных требований, заключение прокурора Никобадзе И.Н., полагавшего требования административного истца, не подлежащими удовлетворению,
установил:
постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 17.06.2016г. №58/1728-ОС на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов.
<дата> избирательное объединение «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» представило в Избирательную комиссию Орловской области документы о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов в количестве 20 человек, в том числе 3 кандидата в общеобластной части списка и 17 кандидатов по 17-ти окружным частям областного списка кандидатов, соответствующих территориям одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов (далее - окружная часть областного списка кандидатов).
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 24 июля 2016 года № 154/1275-5 областной список кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутый избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», был заверен в количестве 15 человек. Указанный заверенный список состоит из общеобластной части списка, которая включает в себя 3 кандидатов, и 12 окружных частей областного списка кандидатов, соответствующих территориям одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от <...>. № отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав).
Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обратилось в суд с настоящим иском, в котором просит суд признать незаконным и отменить вышеназванное постановление Избирательной комиссии Орловской области № от <...>., а также в целях восстановления нарушенных прав данного избирательного объединения разрешить допредставление (повторное представление) документов по кандидатам, исключенным при заверении областного списка кандидатов, обязать Избирательную комиссию Орловской области принять их к рассмотрению, по итогам которого внести изменения в указанное выше постановление от <...>. №, обязать Избирательную комиссию Орловской области повторно рассмотреть вопрос о регистрации областного списка в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
В обоснование заявленных требований административным истцом приведены доводы о том, что Избирательная комиссия Орловской области, приняв решение о заверении областного списка, выдвинутого административных истцом, и одновременно исключив из него 5 кандидатов по окружным частям областного списка кандидатов, в результате чего оставшееся в списке количество окружных групп стало меньше, чем требуется для регистрации списка в соответствии с положениями Закона Орловской области от 13.10.2006 №621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов», фактически лишила административного истца права на выдвижение областного списка (повторной подачи документов) без проведения конференции, а также поставило данное избирательное объединение в неравные условия с другими избирательными объединениями.
При этом административный истец полагает, что у него отсутствовала возможность обжалования постановления избирательной комиссии от <...>. №, непосредственно после его принятия, так как на тот момент права избирательного объединения формально нарушены не были.
Считает, что нечеткость формулировок вышеназванного Закона Орловской области позволяет Избирательной комиссии Орловской области по разному толковать региональное законодательство и при недостаточности в областных списках кандидатов избирательных объединений окружных групп принимать решения как о заверении списка, так и об отказе в заверении.
Приводит доводы о том, что <дата> в Избирательной комиссии Орловской области представителям Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» было отказано в принятии вновь собранного переподписанного пакета документов без отзыва первоначально выдвинутого списка.
Ссылается на то, что после заверения областного списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением, выбытие из него кандидатов не было, а, соответственно, у избирательной комиссии при разрешении вопроса о регистрации списка не было оснований руководствоваться положениями пункта 3.1 статьи 62 вышеуказанного Закона Орловской области от 13.10.2006 №621-ОЗ.
Полагает, что вышеназванным решением избирательной комиссии о заверении областного списка кандидатов также был нарушен пункт 4.6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 №235/1486-6 (далее по тексту – Методические рекомендации ЦИК РФ), предусматривающий возможность повторного представления документов в установленный законом срок.
Считает, что Избирательная комиссия Орловской области была не вправе отказать в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого административным истцом, по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, так как на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов отсутствуют региональные группы, а имеются окружные.
В судебном заседании представитель административного истца – Анцупов М.Ю. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представители административного ответчика – Старцев С.В., Гонтарь С.Г. при рассмотрении дела возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что и постановление о заверении областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», и постановление об отказе в регистрации данного списка были приняты избирательной комиссией в соответствии с действующим избирательным законодательством.
Заслушав приведенные выше объяснения участников процесса, заключение участвующего в деле прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, в виду следующего.
В силу пункта 1 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
Согласно пункту 14 вышеназванной статьи Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 95-ФЗ) список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Непосредственно нормами федерального избирательного законодательства не устанавливается требований к количеству региональных групп кандидатов, на которое должен быть разбит единый список кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также к числу кандидатов в каждой отдельной региональной группе и в указанном списке в целом.
При этом подпунктом «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6.12.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» с последующими изменениями закреплено, что порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В Орловской области таким законом является Закон Орловской области от 13.10.2006 №621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» (далее по тексту – Областной закон №621-ОЗ).
Частью 3 статьи 31 Областного закона №621-ОЗ предусмотрено, что областной список кандидатов должен состоять из общеобластной части списка кандидатов, которая включает в себя не менее одного и не более четырех кандидатов, и окружных частей областного списка кандидатов, соответствующих территориям одномандатных избирательных округов по выборам депутатов областного Совета (далее - окружная часть областного списка кандидатов). Число окружных частей областного списка кандидатов определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, и не может быть менее 15 и более 25. Каждая окружная часть областного списка кандидатов должна иметь порядковый номер, который соответствует номеру соответствующего одномандатного избирательного округа.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом является основанием отказа в регистрации списка кандидатов.
Пунктом 3.1 статьи 62 Областного закона №621-ОЗ предусмотрено, что выбытие кандидатов, в результате чего число окружных частей областного списка кандидатов оказалось меньше половины количества одномандатных избирательных округов по выборам депутатов областного Совета, является основанием для отказа в регистрации областного списка кандидатов.
Таким образом, учитывая, что на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов сформировано 25 одномандатных избирательных округов, то минимальным числом окружных частей областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, необходимым в соответствии с вышеуказанной нормой Областного закона №-ОЗ, является <...>
Как установлено по делу, <дата><адрес> региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» представило в Избирательную комиссию Орловской области документы о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов на 20 кандидатов, в том числе 3 кандидата в общеобластной части списка, и по 1-му кандидату по 17-ти окружным частям, то есть выдвижение областного списка было осуществлено данным избирательным объединением с соблюдением вышеприведенных требований пункта 3 статьи 31 Областного закона №621-ОЗ.
Письмом от 23.07.2016г. № Избирательная комиссия Орловской области уведомила руководителя вышеуказанного избирательного объединения о выявлении отсутствия в отношении включенных в областной список кандидатов ФИО6 (окружная часть №), ФИО7 (окружная часть №), ФИО8 (окружная часть №), ФИО9 (окружная часть №), ФИО10 (окружная часть №) сведений, предусмотренных пунктом 13.1 части 1 статьи 33 Областного закона №621-ОЗ, а именно сведений о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведений о таких обязательствах супруга кандидата и несовершеннолетних детей; сведений о расходах кандидата, а также о расходах супруга кандидата и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 24 июля 2016 года № 154/1275-5 «О заверении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» из областного списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением, исключены 5 вышеуказанных кандидатов из 5 окружных частей областного списка кандидатов (пункт 1 резолютивной части постановления).
Данное постановление о заверении списка кандидатов, в том числе в части принятого избирательной комиссией решения по исключению из областного списка при его заверении перечисленных выше кандидатов, не было оспорено в судебном порядке административным истцом в срок, предусмотренный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Не заявляется административным истцом требований о признании данного постановления полностью или в части незаконным и его отмене также и в рамках настоящего дела.
Учитывая, что при разрешении 12.08.2016г. вопроса о регистрации вышеуказанного областного списка кандидатов, количество содержащихся в нем окружных частей не соответствовало требованиям пункта 3.1 статьи 62 Областного закона №621-ОЗ, Избирательной комиссией Орловской области было принято обоснованное решение в форме постановления №160/1313-5 об отказе в регистрации данного списка по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных Орловским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в рамках настоящего дела административных исковых требований.
При этом, приходя к такому выводу, суд учитывает и то обстоятельство, что на момент принятия избирательной комиссией решения о заверении областного списка кандидатов, выдвинутого вышеуказанным избирательным объединением, отсутствовали предусмотренные пунктом 14 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав основания для отказа в заверении списка, перечень которых является исчерпывающим.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что у него отсутствовала возможность обжалования постановления избирательной комиссии от <...>. № непосредственно после его принятия, со ссылкой на то обстоятельство, что на тот момент права избирательного объединения формально нарушены не были, поскольку каких-либо препятствий по своевременному оспариванию избирательным объединением данного постановления избирательной комиссии полностью или в части не имелось.
Не может суд согласиться и с доводами административного истца о том, что нечеткость формулировок вышеназванного Закона Орловской области, позволяет Избирательной комиссии Орловской области по разному толковать региональное законодательство и при недостаточности в областных списках кандидатов избирательных объединений окружных групп принимать решения как о заверении списка, так и об отказе в заверении, так как положения пункта 3.1 статьи 62 Областного закона №621-ОЗ не порождают какого либо двоякого толкования относительно минимального числа окружных частей областного списка, необходимого для его регистрации.
Необоснованными являются и приведенные представителем административного истца в судебных прениях доводы о том, что вышеуказанная норма Областного закона №621-ОЗ не подлежит применению в свете правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2008 №4-П, так как данная норма регионального законодательства предусматривает возможность отказа в регистрации областного списка избирательного объединения в связи с выбытием из него значительного числа кандидатов – более 50 процентов от максимального количества окружных групп, полностью соотносится с положениями подпункта «з» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, и её введение в региональное избирательное законодательство направлено на обеспечение стабильности численного состава кандидатов от избирательных объединений, в целях избежать ситуации, когда представительный орган государственной власти останется в неправомочном составе, в силу чего должны будут проводиться новые выборы.
Несостоятельными, по мнению суда, являются и доводы административного истца о том, что <дата> в Избирательной комиссии Орловской области представителям Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» необоснованно было отказано в принятии вновь собранного переподписанного пакета документов без отзыва первоначально выдвинутого списка, поскольку эти обстоятельства не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, а, кроме того, поскольку действующее избирательное законодательство не предусматривает возможности дополнительного представления документов на кандидатов, исключенных из областного списка избирательного объединения до его заверения.
С учетом этого несостоятельными следует признать и доводы административного истца о нарушении административным ответчиком требований пункта 4.6 вышеуказанных Методических рекомендаций ЦИК РФ.
Не может суд согласиться и с доводом административного истца о том, что у избирательной комиссии при разрешении вопроса о регистрации списка не было оснований руководствоваться положениями пункта 3.1 статьи 62 Закона Орловской области №621-ОЗ, так как после заверения областного списка кандидатов, выбытия из него кандидатов не было, в виду того, что данный довод основан на ошибочном токовании действующего избирательного законодательства.
Так из содержания пунктов 14 и 15 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, усматривается, что выбытие кандидата из списка избирательного объединения может быть обусловлено, в том числе и его исключением из списка избирательной комиссией, и решение об этом может приниматься избирательной комиссией до заверения списка.
Кроме того, как установлено по делу, 2.08.2016г. уполномоченным представителем избирательного объединения «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» были представлены в Избирательную комиссию Орловской области документы для регистрации областного списка данного избирательного объединения.
В документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого указанным избирательным объединением, были выявлены недостатки в отношении еще 12 кандидатов из заверенного списка, в связи с чем постановлением Избирательной комиссии Орловской области от <...>. № в соответствии с требованиями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, и в порядке, предусмотренном пунктом 4.12.2 Методических рекомендаций ЦИК РФ, в установленный законом срок было утверждено и направлено избирательному объединению извещение о выявленных недостатках.
Факт своевременного получения данного извещения избирательным объединением представителем административного истца при рассмотрении дела не оспаривался, как не оспаривалось им и то обстоятельство, что уточненные и дополненные документы в целях устранения указанных в извещении от 8.08.2016г. недостатков были представлены избирательным объединением в избирательную комиссию с нарушением предусмотренного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав срока – после 16 часов <...>.
С учетом этого, избирательной комиссией при принятии решения об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты <адрес> Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого Орловским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», учитывалось фактическое наличие соответствующих оснований для исключения данных 12 кандидатов из областного списка, и соответствующие мотивы приведены в постановлении от <...>
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Избирательной комиссии Орловской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Орловской области № от <дата> «Об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», и восстановлении нарушенных прав данного избирательного объединения, путем предоставления возможности повторного представления документов по кандидатам, исключенным избирательной комиссией при заверении выдвинутого административным истцом областного списка кандидатов в депутаты, с одновременным возложением на Избирательную комиссию Орловской области обязанностей по принятию повторно представленных административных истцом документов к рассмотрению, внесению по итогам их рассмотрения соответствующих изменений в постановление от 24.07.2016г. № «О заверении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», а также обязанности повторного рассмотрения вопроса о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого вышеназванным избирательным объединением, отказать.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья С.А. Склярук
Дело №3а-110/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2016 года Город Орел
Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
с участием прокурора Никобадзе И.Н.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Избирательной комиссии Орловской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Орловской области №160/1313-5 от 12 августа 2016 года «Об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», и восстановлении нарушенных прав данного избирательного объединения, путем предоставления возможности повторного представления документов по кандидатам, исключенным избирательной комиссией при заверении выдвинутого административным истцом областного списка кандидатов в депутаты, с одновременным возложением на Избирательную комиссию Орловской области обязанностей по принятию повторно представленных административных истцом документов к рассмотрению, внесению по итогам их рассмотрения соответствующих изменений в постановление от 24.07.2016г. №154/1275-5 «О заверении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», а также обязанности повторного рассмотрения вопроса о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого вышеназванным избирательным объединением,
выслушав объяснения представителя административного истца - Анцупова М.Ю., поддержавшего заявленные требования, представителей административного ответчика – Избирательной комиссии Орловской области – Гонтарь С.Г., Старцева С.В., возражавших против удовлетворения заявленных требований, заключение прокурора Никобадзе И.Н., полагавшего требования административного истца, не подлежащими удовлетворению,
установил:
постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 17.06.2016г. №58/1728-ОС на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов.
<дата> избирательное объединение «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» представило в Избирательную комиссию Орловской области документы о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов в количестве 20 человек, в том числе 3 кандидата в общеобластной части списка и 17 кандидатов по 17-ти окружным частям областного списка кандидатов, соответствующих территориям одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов (далее - окружная часть областного списка кандидатов).
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 24 июля 2016 года № 154/1275-5 областной список кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутый избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», был заверен в количестве 15 человек. Указанный заверенный список состоит из общеобластной части списка, которая включает в себя 3 кандидатов, и 12 окружных частей областного списка кандидатов, соответствующих территориям одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от <...>. № отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав).
Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обратилось в суд с настоящим иском, в котором просит суд признать незаконным и отменить вышеназванное постановление Избирательной комиссии Орловской области № от <...>., а также в целях восстановления нарушенных прав данного избирательного объединения разрешить допредставление (повторное представление) документов по кандидатам, исключенным при заверении областного списка кандидатов, обязать Избирательную комиссию Орловской области принять их к рассмотрению, по итогам которого внести изменения в указанное выше постановление от <...>. №, обязать Избирательную комиссию Орловской области повторно рассмотреть вопрос о регистрации областного списка в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
В обоснование заявленных требований административным истцом приведены доводы о том, что Избирательная комиссия Орловской области, приняв решение о заверении областного списка, выдвинутого административных истцом, и одновременно исключив из него 5 кандидатов по окружным частям областного списка кандидатов, в результате чего оставшееся в списке количество окружных групп стало меньше, чем требуется для регистрации списка в соответствии с положениями Закона Орловской области от 13.10.2006 №621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов», фактически лишила административного истца права на выдвижение областного списка (повторной подачи документов) без проведения конференции, а также поставило данное избирательное объединение в неравные условия с другими избирательными объединениями.
При этом административный истец полагает, что у него отсутствовала возможность обжалования постановления избирательной комиссии от <...>. №, непосредственно после его принятия, так как на тот момент права избирательного объединения формально нарушены не были.
Считает, что нечеткость формулировок вышеназванного Закона Орловской области позволяет Избирательной комиссии Орловской области по разному толковать региональное законодательство и при недостаточности в областных списках кандидатов избирательных объединений окружных групп принимать решения как о заверении списка, так и об отказе в заверении.
Приводит доводы о том, что <дата> в Избирательной комиссии Орловской области представителям Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» было отказано в принятии вновь собранного переподписанного пакета документов без отзыва первоначально выдвинутого списка.
Ссылается на то, что после заверения областного списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением, выбытие из него кандидатов не было, а, соответственно, у избирательной комиссии при разрешении вопроса о регистрации списка не было оснований руководствоваться положениями пункта 3.1 статьи 62 вышеуказанного Закона Орловской области от 13.10.2006 №621-ОЗ.
Полагает, что вышеназванным решением избирательной комиссии о заверении областного списка кандидатов также был нарушен пункт 4.6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 №235/1486-6 (далее по тексту – Методические рекомендации ЦИК РФ), предусматривающий возможность повторного представления документов в установленный законом срок.
Считает, что Избирательная комиссия Орловской области была не вправе отказать в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого административным истцом, по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, так как на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов отсутствуют региональные группы, а имеются окружные.
В судебном заседании представитель административного истца – Анцупов М.Ю. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представители административного ответчика – Старцев С.В., Гонтарь С.Г. при рассмотрении дела возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что и постановление о заверении областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», и постановление об отказе в регистрации данного списка были приняты избирательной комиссией в соответствии с действующим избирательным законодательством.
Заслушав приведенные выше объяснения участников процесса, заключение участвующего в деле прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, в виду следующего.
В силу пункта 1 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
Согласно пункту 14 вышеназванной статьи Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 95-ФЗ) список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Непосредственно нормами федерального избирательного законодательства не устанавливается требований к количеству региональных групп кандидатов, на которое должен быть разбит единый список кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также к числу кандидатов в каждой отдельной региональной группе и в указанном списке в целом.
При этом подпунктом «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6.12.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» с последующими изменениями закреплено, что порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В Орловской области таким законом является Закон Орловской области от 13.10.2006 №621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» (далее по тексту – Областной закон №621-ОЗ).
Частью 3 статьи 31 Областного закона №621-ОЗ предусмотрено, что областной список кандидатов должен состоять из общеобластной части списка кандидатов, которая включает в себя не менее одного и не более четырех кандидатов, и окружных частей областного списка кандидатов, соответствующих территориям одномандатных избирательных округов по выборам депутатов областного Совета (далее - окружная часть областного списка кандидатов). Число окружных частей областного списка кандидатов определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, и не может быть менее 15 и более 25. Каждая окружная часть областного списка кандидатов должна иметь порядковый номер, который соответствует номеру соответствующего одномандатного избирательного округа.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом является основанием отказа в регистрации списка кандидатов.
Пунктом 3.1 статьи 62 Областного закона №621-ОЗ предусмотрено, что выбытие кандидатов, в результате чего число окружных частей областного списка кандидатов оказалось меньше половины количества одномандатных избирательных округов по выборам депутатов областного Совета, является основанием для отказа в регистрации областного списка кандидатов.
Таким образом, учитывая, что на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов сформировано 25 одномандатных избирательных округов, то минимальным числом окружных частей областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, необходимым в соответствии с вышеуказанной нормой Областного закона №-ОЗ, является <...>
Как установлено по делу, <дата><адрес> региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» представило в Избирательную комиссию Орловской области документы о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов на 20 кандидатов, в том числе 3 кандидата в общеобластной части списка, и по 1-му кандидату по 17-ти окружным частям, то есть выдвижение областного списка было осуществлено данным избирательным объединением с соблюдением вышеприведенных требований пункта 3 статьи 31 Областного закона №621-ОЗ.
Письмом от 23.07.2016г. № Избирательная комиссия Орловской области уведомила руководителя вышеуказанного избирательного объединения о выявлении отсутствия в отношении включенных в областной список кандидатов ФИО6 (окружная часть №), ФИО7 (окружная часть №), ФИО8 (окружная часть №), ФИО9 (окружная часть №), ФИО10 (окружная часть №) сведений, предусмотренных пунктом 13.1 части 1 статьи 33 Областного закона №621-ОЗ, а именно сведений о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведений о таких обязательствах супруга кандидата и несовершеннолетних детей; сведений о расходах кандидата, а также о расходах супруга кандидата и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 24 июля 2016 года № 154/1275-5 «О заверении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» из областного списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением, исключены 5 вышеуказанных кандидатов из 5 окружных частей областного списка кандидатов (пункт 1 резолютивной части постановления).
Данное постановление о заверении списка кандидатов, в том числе в части принятого избирательной комиссией решения по исключению из областного списка при его заверении перечисленных выше кандидатов, не было оспорено в судебном порядке административным истцом в срок, предусмотренный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Не заявляется административным истцом требований о признании данного постановления полностью или в части незаконным и его отмене также и в рамках настоящего дела.
Учитывая, что при разрешении 12.08.2016г. вопроса о регистрации вышеуказанного областного списка кандидатов, количество содержащихся в нем окружных частей не соответствовало требованиям пункта 3.1 статьи 62 Областного закона №621-ОЗ, Избирательной комиссией Орловской области было принято обоснованное решение в форме постановления №160/1313-5 об отказе в регистрации данного списка по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных Орловским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в рамках настоящего дела административных исковых требований.
При этом, приходя к такому выводу, суд учитывает и то обстоятельство, что на момент принятия избирательной комиссией решения о заверении областного списка кандидатов, выдвинутого вышеуказанным избирательным объединением, отсутствовали предусмотренные пунктом 14 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав основания для отказа в заверении списка, перечень которых является исчерпывающим.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что у него отсутствовала возможность обжалования постановления избирательной комиссии от <...>. № непосредственно после его принятия, со ссылкой на то обстоятельство, что на тот момент права избирательного объединения формально нарушены не были, поскольку каких-либо препятствий по своевременному оспариванию избирательным объединением данного постановления избирательной комиссии полностью или в части не имелось.
Не может суд согласиться и с доводами административного истца о том, что нечеткость формулировок вышеназванного Закона Орловской области, позволяет Избирательной комиссии Орловской области по разному толковать региональное законодательство и при недостаточности в областных списках кандидатов избирательных объединений окружных групп принимать решения как о заверении списка, так и об отказе в заверении, так как положения пункта 3.1 статьи 62 Областного закона №621-ОЗ не порождают какого либо двоякого толкования относительно минимального числа окружных частей областного списка, необходимого для его регистрации.
Необоснованными являются и приведенные представителем административного истца в судебных прениях доводы о том, что вышеуказанная норма Областного закона №621-ОЗ не подлежит применению в свете правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2008 №4-П, так как данная норма регионального законодательства предусматривает возможность отказа в регистрации областного списка избирательного объединения в связи с выбытием из него значительного числа кандидатов – более 50 процентов от максимального количества окружных групп, полностью соотносится с положениями подпункта «з» пункта 25 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, и её введение в региональное избирательное законодательство направлено на обеспечение стабильности численного состава кандидатов от избирательных объединений, в целях избежать ситуации, когда представительный орган государственной власти останется в неправомочном составе, в силу чего должны будут проводиться новые выборы.
Несостоятельными, по мнению суда, являются и доводы административного истца о том, что <дата> в Избирательной комиссии Орловской области представителям Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» необоснованно было отказано в принятии вновь собранного переподписанного пакета документов без отзыва первоначально выдвинутого списка, поскольку эти обстоятельства не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, а, кроме того, поскольку действующее избирательное законодательство не предусматривает возможности дополнительного представления документов на кандидатов, исключенных из областного списка избирательного объединения до его заверения.
С учетом этого несостоятельными следует признать и доводы административного истца о нарушении административным ответчиком требований пункта 4.6 вышеуказанных Методических рекомендаций ЦИК РФ.
Не может суд согласиться и с доводом административного истца о том, что у избирательной комиссии при разрешении вопроса о регистрации списка не было оснований руководствоваться положениями пункта 3.1 статьи 62 Закона Орловской области №621-ОЗ, так как после заверения областного списка кандидатов, выбытия из него кандидатов не было, в виду того, что данный довод основан на ошибочном токовании действующего избирательного законодательства.
Так из содержания пунктов 14 и 15 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, усматривается, что выбытие кандидата из списка избирательного объединения может быть обусловлено, в том числе и его исключением из списка избирательной комиссией, и решение об этом может приниматься избирательной комиссией до заверения списка.
Кроме того, как установлено по делу, 2.08.2016г. уполномоченным представителем избирательного объединения «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» были представлены в Избирательную комиссию Орловской области документы для регистрации областного списка данного избирательного объединения.
В документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого указанным избирательным объединением, были выявлены недостатки в отношении еще 12 кандидатов из заверенного списка, в связи с чем постановлением Избирательной комиссии Орловской области от <...>. № в соответствии с требованиями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, и в порядке, предусмотренном пунктом 4.12.2 Методических рекомендаций ЦИК РФ, в установленный законом срок было утверждено и направлено избирательному объединению извещение о выявленных недостатках.
Факт своевременного получения данного извещения избирательным объединением представителем административного истца при рассмотрении дела не оспаривался, как не оспаривалось им и то обстоятельство, что уточненные и дополненные документы в целях устранения указанных в извещении от 8.08.2016г. недостатков были представлены избирательным объединением в избирательную комиссию с нарушением предусмотренного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав срока – после 16 часов <...>.
С учетом этого, избирательной комиссией при принятии решения об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты <адрес> Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого Орловским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», учитывалось фактическое наличие соответствующих оснований для исключения данных 12 кандидатов из областного списка, и соответствующие мотивы приведены в постановлении от <...>
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Орловского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Избирательной комиссии Орловской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Орловской области № от <дата> «Об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением «Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», и восстановлении нарушенных прав данного избирательного объединения, путем предоставления возможности повторного представления документов по кандидатам, исключенным избирательной комиссией при заверении выдвинутого административным истцом областного списка кандидатов в депутаты, с одновременным возложением на Избирательную комиссию Орловской области обязанностей по принятию повторно представленных административных истцом документов к рассмотрению, внесению по итогам их рассмотрения соответствующих изменений в постановление от 24.07.2016г. № «О заверении областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого избирательным объединением Орловское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», а также обязанности повторного рассмотрения вопроса о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутого вышеназванным избирательным объединением, отказать.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья С.А. Склярук