РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.03.2013г. Федеральный суд Октябрьского района г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи: Лещенко Л.А.
при секретаре судебного заседания: Лазареве Р.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1731/13 по заявлению Пушкарева О.В. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области, руководителя управления организации деятельности министерства и информационных технологий Лужнова А.Н. о возврате документов,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Пушкарев О.В. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что 14.03.2012года он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области (Далее – Министерство)с заявлением о предоставлении ему земельного участка в г. Самара для ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства, согласно ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». К заявлению им были приложены копия паспорта и справка об инвалидности. 24.04. 2012 года им был получено решение Министерства за подписью руководителя управления организации и деятельности Министерства управления организации деятельности министерства и информационных технологий А.Н. Лужнова о возврате документов, в котором ему было предложено самостоятельно найти земельный участок для ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства. С указанным решением заявитель не согласен, считает, что нарушены его конституционные права, а также право, предоставленное ему ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» на получение земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства. Просил суд признать действия руководителя управления организации деятельности министерства и информационных технологий Лужнова А.Н. и Министерства имущественных отношений Самарской области незаконными.
В судебное заседание заявитель Пушкарев О.В. не явился, извещался надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с нахождением в лечебном учреждении.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований Пушкарева О.В.в связи с пропуском заявителем срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Суд, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Судом установлено, что 14.03.2012г. Пушкарев О.В. обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в порядке ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». (л.д. 7).
В соответствии с копией заявления Пушкарева О.В., представленной суду, в заявлении им не указан конкретный испрашиваемый участок, к заявлению приложены лишь копия паспорта и копия справки об инвалидности.
Пунктами 1, 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 названного Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17, 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Согласно п. 2 ст.9 Закона Самарской области «О Земле» № 94-ГД от 11.03.2005 г. (далее Закон) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Однако, вышеуказанными нормами не предусмотрен порядок предоставления инвалидам земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Правительство Самарской области, реализуя предоставленные им федеральным законодателем полномочия, утвердило Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Самара для целей, не связанных со строительством (утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74).
В соответствии с пунктами 2.1,2.2 Порядка предоставления земельных участков, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений Самарской области. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой.
К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении № 2 к Порядку.
Граждане представляют копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (оригинал документа предъявляется для обозрения при подаче заявления).
При предоставлении земельного участка в собственность гражданина бесплатно в случаях, установленных статьей 9 Закона Самарской области «О земле», заявителем представляются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
о ранее предоставленных заявителю земельных участках на определенном праве и о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок, выданные не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также сведения из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области об имеющихся правах заявителя на земельные участки и о наличии сведений о земельных участках, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка.
Кадастровый паспорт земельного участка предоставляется в трех в экземплярах. В случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, заявителем представляется план-схема земельного участка, соответствующий требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка. В случае, если испрашиваемый земельный участок располагается в водоохранной зоне, заявителем представляются сведения о нахождении испрашиваемого участка в пределах прибрежной защитной и береговой полосы водного объекта, выданные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
При наличии в представленном заявителем графическом материале указаний на возможное ограничение в использовании земельного участка представляются сведения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о наличии либо отсутствии обременений и ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с п. 2.3. Порядка предоставления земельных участков Министерство проводит проверку документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.
Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления принимается министерством в течение 14 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, и направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении.
В связи с несоответствием представленных Пушкаревым О.В. документов вышеуказанным требованиям, установленным пунктами 2.1,2.2 Порядка предоставления земельных участков, Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение о возврате заявления Пушкарева О.В. с приложенными документами, оформленное уведомлением от 11.04.2012года № 12/6531.
В отзыве на заявление Пушкарева О.В. представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области указал на пропуск заявителем трехмесячного срока на обращение в суд с заявленными требованиями, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 предусматривает, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Требования заявителя о признании незаконным действий министерства, выразившихся в возврате пакета документов по заявлению Пушкарева О.В. и обязании министерства рассмотреть заявление согласно статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вытекает из публичных правоотношений, и соответственно подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как следует из текста заявления Пушкарева О.В., уведомление о возврате его заявления от 11.04.2012года № 12/6531 с приложенным пакетом документов он получил 24.04.2012года. Таким образом, срок на обращение в суд с заявленными требованиями истек 24.07.2012года. С заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений заявитель обратился 11.02.2013года, т.е. пропуск срока на обращение в суд с заявленными требованиями составляет более 6 месяцев.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе… При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Доказательства уважительности пропуска процессуального срока заявителем суду не представлены, наличие у заявителя инвалидности второй группы само по себе таким доказательством не является.
Вышеизложенное является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении заявленных Пушкаревым О.В. требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246 - 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ 19.03.2013░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.03.2013░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░