Дело № 3а-59/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Флоря Д.В.,
с участием представителя административного истца Князева Д.С.- Павловой О.О., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Князева Дмитрия Сергеевича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Князев Д.С. обратился в областной суд с административным иском к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Князев Д.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 14 августа 2017 г., значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в соответствии с отчетом об оценке, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» ФИО5, тем самым затронуты права и обязанности Князева Д.С. как налогоплательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям Князев Д.С. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 14 августа 2017 г.
Определением Орловского областного суда от 29 апреля 2019 г. к участию в данном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечена Администрация городского поселения Новосиль Новосильского района Орловской области.
Административный истец Князев Д.С., представители административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, представитель заинтересованного лица Администрации городского поселения Новосиль о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца Павловой О.О., поддержавшей заявленные требования, исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, заслушав показания свидетеля ФИО5, подтвердившего выводы, изложенные в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу второму статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу абзаца третьего части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, Князев Д.С. на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, для размещения объектов транспорта, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.11-12,117-119).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 31 января 2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 14 августа 2017 г., составляет <...> (л.д.10).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд с административным иском, в подтверждение своих доводов Князев Д.С. представил отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 февраля 2019 г. №, составленный оценщиком ООО «<...>» ФИО5, являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.
Согласно отчёту об оценке от 15 февраля 2019 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. определена в размере <...> руб. по состоянию на 14 августа 2017 г.
Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в государственном кадастре недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Выводы, изложенные в названном отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательства, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 15 февраля 2019 г., свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлены, ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлено не было.
Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО5, считает, что указанный выше отчет и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленное Князевым Д.С. требование о пересмотре результата определения кадастровой стоимости земельного участка, подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку из материалов административного дела усматривается, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 февраля 2019 г. № не обращался, а датой обращения Князева Д.С. в областной суд является 15 апреля 2019 г., то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Князева Дмитрия Сергеевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, для размещения объектов транспорта, в размере его рыночной стоимости <...> <...>) руб., по состоянию на 14 августа 2017 г.
Датой подачи заявления Князева Дмитрия Сергеевича о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 апреля 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15 мая 2019 г.
Председательствующий Н.А. Георгинова
Дело № 3а-59/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Флоря Д.В.,
с участием представителя административного истца Князева Д.С.- Павловой О.О., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Князева Дмитрия Сергеевича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Князев Д.С. обратился в областной суд с административным иском к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Князев Д.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 14 августа 2017 г., значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в соответствии с отчетом об оценке, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» ФИО5, тем самым затронуты права и обязанности Князева Д.С. как налогоплательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям Князев Д.С. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 14 августа 2017 г.
Определением Орловского областного суда от 29 апреля 2019 г. к участию в данном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечена Администрация городского поселения Новосиль Новосильского района Орловской области.
Административный истец Князев Д.С., представители административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, представитель заинтересованного лица Администрации городского поселения Новосиль о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца Павловой О.О., поддержавшей заявленные требования, исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, заслушав показания свидетеля ФИО5, подтвердившего выводы, изложенные в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу второму статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу абзаца третьего части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, Князев Д.С. на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, для размещения объектов транспорта, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.11-12,117-119).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 31 января 2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 14 августа 2017 г., составляет <...> (л.д.10).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд с административным иском, в подтверждение своих доводов Князев Д.С. представил отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 февраля 2019 г. №, составленный оценщиком ООО «<...>» ФИО5, являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.
Согласно отчёту об оценке от 15 февраля 2019 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. определена в размере <...> руб. по состоянию на 14 августа 2017 г.
Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в государственном кадастре недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Выводы, изложенные в названном отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательства, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 15 февраля 2019 г., свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлены, ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлено не было.
Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО5, считает, что указанный выше отчет и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленное Князевым Д.С. требование о пересмотре результата определения кадастровой стоимости земельного участка, подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку из материалов административного дела усматривается, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 февраля 2019 г. № не обращался, а датой обращения Князева Д.С. в областной суд является 15 апреля 2019 г., то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Князева Дмитрия Сергеевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, для размещения объектов транспорта, в размере его рыночной стоимости <...> <...>) руб., по состоянию на 14 августа 2017 г.
Датой подачи заявления Князева Дмитрия Сергеевича о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 апреля 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15 мая 2019 г.
Председательствующий Н.А. Георгинова