Судья Петухова Н.Е.
Дело №33-5520
26 июня 2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Пьянкова Д.А. и Судневой В.Н.
при секретаре Корякине М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации Чусовского городского поселения на решение Чусовского городского суда от 26 марта 2013 г., которым постановлено:
«Обязать администрацию Чусовского городского поселения предоставить Ратникову Г.М., Ратниковой Н.А. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 45,8 кв.м в черте Чусовского городского поселения, благоустроенное, применительно к условиям Чусовского городского поселения и отвечающее установленным требованиям.»
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., истца Ратниковой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чусовской городской прокурор обратился в суд в интересах Ратникова Г.М., Ратниковой Н.А. с иском к администрации Чусовского городского поселения о предоставлении жилого помещения в котором просил обязать администрацию Чусовского городского поселения предоставить Ратникову Г.М. и члену его семьи Ратниковой Н.А. на условиях договора социального найма на семью из двух человек отдельное благоустроенное жилое помещение - квартиру, в пределах Чусовского городского поселения, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 45,8 кв.м.
В обоснование исковых требований указано на то, что нанимателем квартиры, расположенной по адресу: **** является Ратников Г.М. Собственником данного домовладения является МО г.Чусового. Ратникова Н.А. является членом семьи нанимателя и проживает в жилом помещении с ним совместно. В соответствии с Заключением №34 от 13.01.2012г. о признании многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу, решением межведомственной комиссии №5 от 13.01.2012г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Чусовой ул. **** признан аварийным и подлежащим сносу. Данный жилой дом в котором проживают Ратниковы, является частью муниципального жилого фонда. Постановлением администрации Чусовского городского поселения №265 от 18.04.2012г. Ратников Г.М. с составом, семьи из 2 человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в общий список и в список «граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат» и до настоящего времени жильем не обеспечен. Из информации и.о. главы администрации Чусовского городского поселения Небогатикова И.М. следует, что в Чусовском городском поселении отсутствует свободное жилье для предоставления его по договору соцнайма Ратникову Г.М. и члену его семьи. От предложенного жилья специализированного жилого фонда Ратникова Н.А. отказалась. В настоящее время Ратников Г.М. стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в общей очереди под №**, а в очереди по категории «граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат» - 140. Считает, что поскольку жилье, где проживают Ратниковы признан аварийным и подлежащим сносу, то им должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Судом постановлено решение обязать администрацию Чусовского городского поселения предоставить Ратникову Г.М., Ратниковой Н.А. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 45,8 кв.м в черте Чусовского городского поселения, благоустроенное, применительно к условиям Чусовского городского поселения и отвечающее установленным требованиям.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции прокурор, истцы Ратников Г.М., Ратникова Н.М. на удовлетворении заявленных требований настаивали. Представитель ответчика - администрации Чусовского городского поселения с иском не согласилась.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик - администрация Чусовского городского поселения, указывая на следующее: Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 396 Гражданского кодекса РФ, ст. 130 Конституции РФ, ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, а также то обстоятельство, что истец поставлен на учет, состояние очереди с 2012 года изменилось в пользу истца, указывает на то, что муниципалитет не уклоняется от исполнения обязанности по предоставлению, но исполняет её планомерно согласно бюджетного законодательства РФ об объеме расходов, который не должен превышать доходов, т.е. сбалансированности бюджета (ст. 33, 69.1, 72, части 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ), основой которых являются налоги, т.е. постоянная составляющая, которая должна быть распределена на все 38 вопросов местного значения планомерно в течение года (ст. 174 Бюджетного кодекса РФ).
Указывает на положения пп.7 части 1 ст. 13 Жилищного кодекса РФ, положения ст.4, 8 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» согласно которым органы местного самоуправления, включают граждан, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, в отдельные списки.
Указывает на то, что в нарушение ст. 206 ГПК РФ решение по делу не содержит сроков исполнения решения.
По мнению представителя ответчика принятое судом решение по иску истцом, нарушило права и законные интересы других семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, при этом суд необоснованно отказал в привлечении в качестве заинтересованных лиц других граждан, нуждающихся в жилье, приобщении существующих в архиве суда материалов судебных дел, книг учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Указывая на то, что думой Чусовского городского поселения принято решение «О бюджете поселения на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденного 18.12.2012 № 658 согласно которого предусмотрены денежные средства на приобретениеобъектов недвижимого имущества муниципальным органам, делает вывод о том, чтоадминистрация не может незамедлительно исполнить решение суда, в связи с чем срокиисполнения необходимо учитывать с учетом имеющихся на исполнении решений судоввступивших в силу (список по состоянию на 21.03.2013-приложение к служебной жилищного отдела № 53), а также фактической потребности предоставления согласно стоимости жилья, по постановлению правительства Пермского края от 16.01.2013 № 11-рп.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор считает, что решение суда от 26.03.2013 года является законным и обоснованным, а доводы ответчика
несостоятельными, полагает, что судом дана верная оценка всех доказательств,
представленных в судебное заседание. Указывает на то, что п. 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне (список внеочередников).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители администрации Чусовского городского поселения, Министерства социального развития Пермского края, истец Ратников Г.М., извещенные о месте и времени судебного заседания.
Истец Ратникова Н.А. просила в оставить решение суда без изменений.
Прокурор полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно пунктам, И, 15 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Пунктами 33,34 вышеуказанного Положения установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 49 Положения, вопрос о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесен к компетенции органа местного самоуправления.
По смыслу указанных норм, отраженных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 год что, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные помещения на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ вне зависимости от наличия плана и срока сноса дома.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции согласно договору социального найма жилого помещения от 08 июля 2005г. нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью 45,8 кв.м по адресу: г.Чусовой, ул. **** является Ратников Г.М. Ратникова Н.А. является членом семьи нанимателя. Истцы зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства.
Решением межведомственной комиссии при администрации Чусовского городского поселения от 13 января 2012г. №5 жилой дом по адресу: Пермский край г.Чусовой ул.**** признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением правительства РФ от 28 января 2006г. №47.
Как следует из данного заключения основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу послужило несоответствие жилых помещений в данном доме требованиям п.п. 10,11, 15, 16 указанного Положения, в связи с чем комиссия приняла заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу на основании п.п.33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, из содержания заключения комиссии, следует, что дом истцов был признано аварийным и подлежащим сносу, поскольку его состояние представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния.
По решению жилищной комиссии от 11 апреля 2012г. Ратников Г.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Постановлением администрации Чусовского городского поселения Пермского края от 18 апреля 2012г. Ратников Г.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в общий список и список «граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат».
Как следует из материалов дела решения о сносе и расселении жилого дома №** по ул.**** г.Чусового не принималось, истцам не предоставлялось иное жилое помещение.
Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено, что жилое помещение, занимаемое по договору социального найма истцами, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине аварийного состояния. Указанное обстоятельство ответчиком не опровергнуто. Следовательно, в рассматриваемом случае предоставление истцам иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана расселения и срока сноса дома.
Обязанность по предоставлению гражданам, дома которых признаны аварийными и подлежащими сносу, благоустроенного жилого помещения возложена на орган местного самоуправления поселения законом.
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, правильно установив обстоятельства дела, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность обеспечения истцов жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на ответчика.
При этом суд обоснованно указал, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы администрации Чусовского городского поселения отмену решения суда не влекут, поскольку отсутствие свободного жилого фонда из которого может быть предоставлено жилое помещение истцам, бюджетных средств, достаточных для обеспечения жилья истцов, а также наличие других лиц, находящихся в равном с истцами положении и имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, не может обусловливать отсутствие оснований для удовлетворения иска. При этом законодательное закрепление права граждан на жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания вне очереди не предполагает какой-либо очереди и, как следствие, реализация истцами права на судебную защиту не указывает на нарушения ими прав других лиц.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чусовского городского суда от 26 марта 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу администрации Чусовского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: