Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-768/2017 ~ М-727/2017 от 22.08.2017

Дело №2-768/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Костомукша                                                                                    13 сентября 2017 года      

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Сафаряна И.А.,

при секретаре Романовой О.А.,

с участием прокурора - прокурора г. Костомукша Ушанова В.А.,

представителя третьего лица ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» Новиковой А.В.,

представителя третьего лица ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Учуваткина Ф.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костомукша в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесная даль» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Прокурор города Костомукша обратился в суд с названным иском, указав, что 08.06.2016 в ходе выездной проверки сотрудником ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» установлено наличие несанкционированной свалки бытовых, строительных и прочих отходов, ориентировочной площадью 0,1 га на территории выдела № Х квартала № Х Костомукшского участкового лесничества Костомукшского городского округа РК. Арендатором лесного участка, в состав которого входит № Х квартал Костомукшского участкового лесничества Костомукшского городского округа РК на основании договора аренды лесного участка от 18.12.2007 и дополнительного соглашения от 19.10.20215 является ООО «Лесная даль». Пунктами 3.4.4, 3.4.5. договора предусмотрено, что арендатор обязан обеспечить пожарную безопасность в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке. Наличие на территории городского округа несанкционированной свалки отходов нарушает права и законные интересы Российской Федерации, а также неопределённого круга лиц - граждан, проживающих на территории муниципального образования, в части гарантированной им благополучной окружающей среды и ликвидации последствий, вызванных хозяйственной деятельностью. Просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку.

В судебном заседании прокурор поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснил, что ООО «Лесная даль», как арендатор лесного участка, в соответствии с договором аренды обязан обеспечивать пожарную безопасность, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия.

Представитель ответчика ООО «Лесная даль», извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. В представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, обязанность Общества содержать арендованный лесной участок не равнозначна обязанности ликвидировать несанкционированные свалки вне зависимости от наличия либо отсутствия вины в их образовании. Вины Общества в образовании свалки нет. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Бремя содержания и возмещения затрат лежит на собственнике.

Представитель третьего лица ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» Новикова А.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора согласна по доводам, изложенным в отзыве, и пояснила, что в соответствии с п. 5.2 Проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на арендатора лесного участка ООО «Лесная даль».

Представитель третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Учуваткин Ф.Д., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласен, и пояснил, что несанкционированная свалка находится в охранной зоне заповедника, несанкционированная свалка составляет угрозу для насаждений в части пожарной и санитарной безопасности. Свалка обнаружена на дороге, предназначенной для вывозки леса. Садоводческие товарищества в указанном месте отсутствуют.

Выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в письменных возражениях, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды лесного участка от 18.12.2007 и дополнительным соглашениям к договору аренды лесного участка от 18.12.2007, заключенным 17.01.2012 и 19.10.2015 Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ООО «Лесная даль», ООО «Лесная даль» является арендатором участка лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, в состав которого входит № Х квартал Костомукшского участкового лесничества, расположенный на административной территории Костомукшского городского округа Республики Карелия.

Лесной участок для осуществления заготовки древесины в границах земель лесного фонда передан по акту приема-передачи лесного участка в аренду 18.12.2007.

08.06.2016 в ходе выездной проверки сотрудником ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» установлено наличие несанкционированной свалки в канавах вдоль лесовозной дороги в квартале № Х Костомукшского участкового лесничества.

При этом земельный участок не является объектом размещения (использования) отходов, а при сбросе отходов производства и потребления на почвенный покров происходит изменение естественного ландшафта, уничтожение плодородного слоя почвы.

Выявленные нарушения природоохранного законодательства подтверждаются рапортом старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 10.06.2017, фототаблицей, актом патрулирования (рейда) лесов от 31.07.2017, актом осмотра от 31.07.2017, схемой расположения несанкционированной свалки в квартале № Х, выдел № Х Костомукшского участкового лесничества, фототаблицей.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии со ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Согласно ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.

Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (ч. 2 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах" утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 14 при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Пунктами 3.4.4, 3.4.5. договора аренды лесного участка от 18.12.2007 арендатор обязан обеспечить пожарную безопасность в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке.

Пунктом 5.2 Проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО «Лесная даль» (ООО «Карелфинлес») на 2011-2018 годы предусмотрена очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Ответчик не представил суду доказательств надлежащего исполнения им обязательств по содержанию лесного участка, позволяющих судить о неправомерности предъявления к нему данного иска.

Как указал Конституционный Суд РФ в п. 5.1 постановления от 13.10.2015 N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 Лесного кодекса РФ). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 55 Лесного кодекса РФ и утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 во исполнение ч. 3 данной статьиПравил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его ст. ст. 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ООО «Лесная даль», суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на ответчике.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика ООО «Лесная даль» следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета Костомукшского городского округа в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд

                                                          решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ № ░, ░░░░░ № ░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.

2-768/2017 ~ М-727/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Костомукша
Ответчики
ООО "Лесная Даль"
Другие
Министерство природопользования и экологии Республики Карелия
Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Костомукшский"
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Сафарян Ишхан Артавазович
Дело на сайте суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
22.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2017Передача материалов судье
25.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2017Дело оформлено
26.12.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее