Дело № 3а-826/2019 02 декабря 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Шинаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 02 декабря 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Родионова А.Г. об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым № в размере ее рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Родионов А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра) об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым № в размере ее рыночной стоимости.
В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности до 27 марта 2019 года принадлежала квартира с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Новые собственники квартиры Гладких С.А. и Амосова Н.Н. Кадастровая стоимость квартиры составляет 2 117 680,04 руб., рыночная стоимость – 793 000 руб., что подтверждается отчетом об оценке <данные изъяты> от 20 мая 2019 года №. Кадастровая стоимость квартиры значительно превышает ее рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств. Просит восстановить срок на обращение в суд с данным иском и определить кадастровую стоимость квартиры в размере ее рыночной стоимости.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительство Архангельской области, в качестве заинтересованных лиц – администрация муниципального образования «Котлас», Гладких С.А. и Амосова Н.Н.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Управлением Росреестра в отзыве на административный иск указано, что в 2012 году на территории Архангельской области впервые были проведены работы по государственной кадастровой оценке зданий, строений, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства, выполненные на основании государственного контракта от 18 июня 2012 года № 37Д/2012, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель). По результатам данных работ исполнителем 11 октября 2012 года подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 июля 2012 года. Экспертизу отчета осуществляла саморегулируемая организация оценщиков – НП «Кадастр-оценка», членами которой являются оценщики, определившие кадастровую стоимость. Поскольку исполнителем работ было представлено положительное экспертное заключение от 26 октября 2012 года, у Росреестра отсутствовали основания не принять результат работ. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № составила 2 061 694,05 руб. Указанная стоимость содержалась в ЕГРН в период с 14 января 2013 года по 19 мая 2014 года. С 20 мая 2014 года в ЕГРН содержится кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 2 117 680,04 руб., полученная в ходе исправления ошибок в результатах государственной кадастровой оценки и утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 145-пп. Ни Россреестр, ни Управление не определяли кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, не осуществляли сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, не проверяли результаты работ. Управление Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В отзыве ФКП Росреестра на административный иск указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, не наделена функциями по государственной кадастровой оценке, не принимала участия в проведении государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость квартиры с кадастровым №, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости в размере 2 117 680,04 руб., внесена на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 145-пп.
Из отзыва Правительства Архангельской области на административный иск следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № определена в результате работ по государственной кадастровой оценке зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, проведенных в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В 2012 году Росреестром было принято решение о проведении на территории Архангельской области работ по государственной кадастровой оценке данных объектов недвижимости и заключен государственный контракт от 18.06.2012 № 37Д/2012 с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Результаты государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства утверждены по состоянию на 01 июля 2012 года постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. На основании представленных заказчиком работ результатов перерасчета кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 145-пп «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области» кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена в размере 2 117 680,04 руб. При проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Правительство Архангельской области действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением Родионов А.Г. обратился в Архангельский областной суд 25 сентября 2019 года, т.е. с нарушением установленного приведенными нормами права срока.
Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 20 мая 2014 года.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода (20 мая 2019 года) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судом установлено, что Родионову А.Г. на праве собственности принадлежала квартира с кадастровым №, назначение: жилое, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
Как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Право собственности на спорную квартиру было зарегистрировано за Родионовым А.Г. 15 марта 2019 года на основании решения Котласского городского суда Архангельской области от 22 января 2019 года. 27 марта 2019 года квартира продана Родионовым А.Г. по договору купли-продажи, переход права собственности на недвижимость зарегистрирован 29 марта 2019 года.
Поскольку результаты кадастровой оценки квартиры затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика, он вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области по состоянию на 01 июля 2012 года.
Постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 145-пп «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области» в соответствии с Федеральными законами «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «О государственном кадастре недвижимости» внесены изменения в результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области, утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп.
Кадастровая стоимость спорной квартиры по состоянию на 01 июля 2012 года составила 2 117 680,04 руб.
В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному административным истцом отчету № об оценке рыночной стоимости квартиры от 20 мая 2019 года, составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым № по состоянию на 01 июля 2012 года составляет 793 000 рублей.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорной квартиры, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости квартиры, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется.
Таким образом, требование Родионова А.Г. об установлении кадастровой стоимости спорной квартиры в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Абзацем 5 п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости здания является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой подачи настоящего иска является 25 сентября 2019 года.
Следовательно, новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 403 НК РФ применяется с 01 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Родионова А.Г. об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым № в размере ее рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, равной ее рыночной стоимости в размере 793 000 рублей по состоянию на 01 июля 2012 года.
Новая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым №, установленная данным решением, применяется с 01 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи административного иска считать 25 сентября 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко