№ 70RS0004-01-2019-004547-64
№ 2-2436/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Мадьяровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Колесника Валерия Васильевича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату,
установил:
Колесник В.В. обратился в суд с иском, с учетом замены ответчика, к ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Томской области № 1, в котором просил:
признать незаконным отказ в осуществлении единовременной денежной выплаты ко дню Победы в Великой Отечественной войне, установленной на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.04.2019 № 186 в размере 10000 рублей,
возложить на ответчика обязанность произвести указанную выплату.
В обоснование требований указано, что истец, имея статус ветерана – участника Великой Отечественной войны как участник боевой операции по защите Отечества в районе острова Даманский в марте 1969 года, 20.09.2019 обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Томск Томской области с заявлением по вопросу предоставления единовременной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 24.04.2019 №186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы». Ответчик в выплате пособия в размере 10 000 руб. отказал, указав, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, право на единовременную выплату по Указу Президента РФ №186 у него отсутствует. Данное решение является незаконным, поскольку Колесник В.В. является ветераном-участником боевых действий на острове Даманском в марте 1969 года. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», разделом 1 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, он приравнен к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. При этом Указ Президента РФ от 24.04.2019 №186 не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на единовременную выплату, только лицам, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Томской области № 1, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил, представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, также указал на то, что Центр поддерживает свою позицию в ответе Управления на обращение истца об отказе в выплате истцу в соответствии с Указом Президента РФ № 186 от 24.04.2019. С учетом определения Верховного Суда РФ от 15.06.2020, оснований к удовлетворению иска не имеется. В письменных возражениях ответчик полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что Указом Президента РФ от 24.04.2019 №186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» (далее - Указ №186) круг лиц, имеющих право на единовременную выплату к Дню Победы, дан со ссылкой на тех лиц, которые относятся к ветеранам Великой Отечественной войны. В рамках реализации Указа №186 для установленных в нем выплат предусматривается бюджетное финансирование. Ассигнования на эти цели устанавливаются исходя из списков лиц, имеющих право на указанную выплату, предоставляемых пенсионным органом. Данный счет является пустым, поскольку все выплаты уже произведены, до настоящего времени источник финансирования на указанные цели не найден. Пенсионным органом получено разъяснение, в соответствии с которым вышеуказанные списки должны быть ограничены лицами, имеющими непосредственное отношение к соответствующим событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы.
Третье лицо - Управления Федерального казначейства по Томской области, будучи надлежащим образом, извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причине неявки суд не известил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Колесник В.В. является участником боевых действий в районе острова Даманский в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе № мотострелкового полка (войсковая часть №), что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Военным комиссариатом Томской области (Отделом г.Томску), имеет удостоверение участника войны, выданное Военным комиссариатом Ленинского района г. №), дающее право гражданину на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников ВОВ.
20.09.2019 Колесник В.В. обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Томске Томской области с заявлением по вопросу предоставления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 24.04.2019 №186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы».
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области, выраженным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № Колеснику В.В. отказано в предоставлении единовременной выплаты по Указу Президента №186, в связи с тем, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, поскольку в соответствии с названным Указом право на получение единовременной выплаты в размере 10 000 рублей имеют лица, имеющие непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Статьёй 2 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введёнными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведённого правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Колесник В.В. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах».
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа ГУ-УПФ в г.Томск Томской области в осуществлении ему денежных выплат на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186, Колесник В.В. в исковом заявлении ссылался на то, что согласно статье 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов относятся не только лица, непосредственно участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.
Статьёй 3 Федерального закона «О ветеранах» установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от4 апреля 2006 г. № 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учётом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. №№ 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 г. № 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» установлено, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку предусмотренных названным Указом выплат, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат (пункты 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186).
Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 определён круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186, имеющих своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названных указах.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от24 апреля 2019 г. № 186 Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 апреля 2019 г. № 524 «Об осуществлении ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы», которым утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы (далее также - Правила осуществления единовременной денежной выплаты и Правила осуществления ежегодной денежной выплаты). Этим постановлением определён порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (включая расходы на ее доставку) и с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы, включая расходы на её доставку, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 в виде обеспечения единовременной и ежегодной денежными выплатами за счёт средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Колесника В.В. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Колесника В.В. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом «О ветеранах», не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186, в соответствии с которым в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной денежной выплаты и Правилами осуществления ежегодной денежной выплаты, за счёт средств федерального бюджета ветеранам-участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», производятся единовременная и ежегодная денежные выплаты, не предусмотрены иные категории лиц из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», следовательно доводы истца о том, что он как обладающий статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» и имеет право на получение предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 денежных выплат в размере 10 000 руб., основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При таком положении, исковые требования Колесника В.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Колесника Валерия Васильевича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:/подпись/ Т.А. Мелентьева