Дело № 2-9568/2020
14RS0035-01-2020-013865-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 09 ноября 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарина Владимира Яковлевича к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» о признании процедуры по сокращению штатов незаконной и возмещении морального вреда,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику. В обоснование иска указывает, что состоял с ответчиком в трудовых отношениях в должности ___ группы научного сопровождения прогноза чрезвычайных ситуаций. 29.09.2020 года истец был уведомлен о сокращении штата. В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ ему предложена вакантная должность ___ отдела мониторинга рисков чрезвычайных ситуаций, разработок и внедрения новых технологий. Шарин В.Я. согласился на новые условия трудового договора при условии сохранения должностного оклада в размере 10 276 руб. Считает, что при проведении процедуры сокращения ответчиком были нарушены трудовые права истца, так ответчик не предложил ему все имеющиеся вакантные должности. При вручении уведомления от 29.06.2020 года ему была предложена вакансия, которая не была введена в действие на момент вручения уведомления. 13.07.2020 года истец обратился к ответчику с просьбой разъяснить каким образом будет сохранен прежний уровень заработной платы. Ответом от 23.07.2020 года ответчик отказал в сохранении прежнего уровня оклада. 23.07.2020 года истец представил письменное несогласие на перевод на предложенную вакантную должность и в этот же день подал заявление о согласии на прекращение трудового договора. Приказом № № от 24.07.2020 истец уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников. Считает, что ответчик не разъяснил ему содержание планируемых изменений трудового договора, в связи с чем он не имел реальной физической возможности оценить предстоящие изменения и принять по ним соответствующее решение. Просит признать процедуру по сокращению в отношении истца незаконной, взыскать с ответчика моральный вред в размере 214 459,56 руб.
Представитель истца Глеков Р.А., действующий на основании доверенности. исковые требования поддержал в полном объеме, просит иск удовлетворить.
Представители ответчика Анисимов Н.Д. Чистоедов Д.Ч., действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласны, считают, что ответчиком соблюдена процедура по сокращению штата.
Суд, заслушав пояснения сторон. изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2006 N 581-О к числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников, относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, причем перевод на эту работу возможен лишь с его согласия (ч. 3 ст. 81, ч. ч. 1 и 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при увольнении работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, при решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Исходя из анализа норм трудового законодательства, регулирующих вопросы увольнения работника в связи с сокращением штата и численности работников, для того чтобы применение данного основания увольнения работодателем было правомерным, необходимы одновременно пять условий:
а) действительное сокращение численности или штата работников организации, что доказывается сравнением прежней и новой численности, штата работников;
б) соблюдено преимущественное право, предусмотренное ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации;
в) работодатель предложил работнику имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Он обязан предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
г) работник был письменно под роспись предупрежден за два месяца о его увольнении;
д) работодатель предварительно запросил мнение выборного профсоюзного органа о намечаемом увольнении работника - члена профсоюза в соответствии со ст. 373 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то увольнение работника по указанному основания не может быть признано законным и работник подлежит восстановлению на работе.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения установленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Поскольку работодатель самостоятельно устанавливает структуру управления и суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности сокращения штатов, а может сделать суждения относительно того имело ли оно место в действительности.
Из материалов дела следует, что стороны состояли в трудовых отношениях, истец состоял в должности начальника группы научного сопровождения прогноза чрезвычайных ситуаций Управления мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций, что подтверждается приказом о приеме на работу № к-01/09 от 05.03.2018 года.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 470-р от 29.05.2020 определены состав и структура ГБУ РС (Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» согласно приложению, установлена предельная численность работников учреждения в количестве 196 единиц.
17.06.2020 приказом начальника ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» № 159 утверждены штатное расписание согласно приложению к приказу и план проведения организационно-штатных мероприятий.
29.09.2020 года истец был уведомлен о сокращении штата. В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ ему предложена вакантная должность ___ отдела мониторинга рисков чрезвычайных ситуаций, разработок и внедрения новых технологий.
30.06.2020 Шарин В.Я. согласился на новые условия трудового договора при этом указал «при сохранении должностного оклада в размере 10 276 руб.»
13.07.2020 года истец обратился к ответчику указав, что согласен на предложенную должность при сохранении должностного оклада в прежнем размере.
Согласно письму № 1056-7р от 23.07.2020 ___ учреждения разъяснено о невозможности сохранения должностного оклада в связи с сокращением должности «начальник группы научного сопровождения прогноза чрезвычайной ситуации».
23.07.2020 года истец представил письменное несогласие на перевод на предложенную вакантную должность и в этот же день подал заявление о согласии на прекращение трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении по сокращению штата (численности).
Приказом № к-01/19 от 24.07.2020 истец уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников с сохранением на период трудоустройства средней месячной заработной платы.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что действительно имело место сокращение штата работников, о чем свидетельствует содержание распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 470-р от 29.05.2020 и приказа начальника ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» № 159 от 17.06.2020, которым утверждены штатное расписание согласно приложению к приказу и план проведения организационно-штатных мероприятий. Из штатного расписания исключены ряд должностей, в том числе ___ группы научного сопровождения прогноза чрезвычайной ситуации, истец был предупрежден в установленные законом сроки - не менее, чем за два месяца о предстоящем сокращении и увольнении, своего согласия на занятие предложенной вакантной должности не выразил, согласившись на увольнение до истечения срока предупреждения.
Работодателем соблюдены требования ч. 3 ст. ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу предложения работнику вакантной должности ___ отдела мониторинга рисков чрезвычайных ситуаций, разработок и внедрения новых технологий. С данным предложением изначально истец был согласен, о чем свидетельствует его подпись от 30.06.2020 года. При этом истец указал «при сохранении должностного оклада в размере 10276 руб.».
Доводы стороны истца о том, что при переводе его на предложенную вакантную должность ___ отдела мониторинга рисков чрезвычайных ситуаций, разработок и внедрения новых технологий, ответчик нарушил его права, поскольку не сохранил размер его прежнего должностного оклада, судом не принимаются.
Установление должностного оклада не относится к компетенции руководителя учреждения. Размер должностных окладов регламентирован Приказом Госкомобеспечения РС (Я) от 18.02.2019 N 33"Об утверждении положения об условиях оплаты труда работников учреждений Республики Саха (Якутия), осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности". В соответствии с п. 3.2 Приказа должность "начальник отдела" в целях определения размера оклада должности, приравнивается к 1 квалификационному уровню ПКГ четвертого уровня, оклад составляет 8 134 руб.
Суд обращает внимание на то, что истец воспользовался своим правом и был уволен с его письменного согласия с учетом требований ч. 3 ст. 180 ТК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Таким образом, само по себе наличие согласия работника на увольнение до истечения срока предупреждения об увольнении в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, по существу освобождает работодателя от обязанности по трудоустройству работника, предложения ему вакантных должностей и выяснения преимущественного права на оставление на работе, поскольку свидетельствует о согласии работника на прекращение трудовых отношений.
С учетом установленных судом обстоятельств дела, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.11.2020