Дело № 33а-417/2020 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Семенуха Т.Б.
дело № 2а-2269/2019~ М-2016/2019
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 февраля 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
секретаре: Дубровой А.В.
при участии:
административного истца Нерода С.Л.,
представителя административного истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нерода С. Л. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Нерода С. Л. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Нерода С.Л. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее по тексту Департамент) о признании незаконным решения, выразившегося в письме от 14.08.2019 года за № об отказе в определении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, площадью 20000кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указывает, что административный ответчик необоснованно отказал в изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку земельный участок уже используется для индивидуального жилищного строительства.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 ноября 2019 года отказано Нерода С. Л. в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выразившееся в письме от 14.08.2019 г. за № об отказе в определении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка.
На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судом первой инстанции не учтено, что на земельном участке был выстроен и зарегистрирован жилой дом согласно законодательству Украины. Генеральный план г. Севастополя не утвержден, слушания по данному участку не проводились. Границы населенного пункта не определены.
Согласно кадастрового паспорта от 17.08.2017 г. указанный земельный участок имеет кадастровый номер №, категория земель: категория не установлена, вид разрешенного использования для ведения фермерского хозяйства птичьего направления.
Ссылается на положения земельного и градостроительного законодательства, полагает, что оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой госуслуги не имелось.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Административный ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению дела в силу положений статьи 150 КАС РФ.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, следует из материалов дела административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 17 августа 2017 года категория земель не установлена, вид разрешенного использования – для ведения фермерского хозяйства птицеводческого направления.
08.08.2019 г. Нерода С.Л. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением на получение государственной услуги – определении вида разрешенного использования и категории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с категории «не установленной» на «земли населенных пунктов», а также вида разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство».
Ответом от 14.08.2019 г. Департаментом сообщено о том, что вид использования земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины «для ведения фермерского хозяйства птицеводческого направления», путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видом использования земельных участков, в соответствии с Классификатором, а также с учетом Таблицы, Департамент считает возможным определить вид разрешенного использования указанного земельного участка, как «Птицеводство» (код 1.10). А поскольку испрашиваемый вид не является максимальным приближенным по смыслу и функциональному использованию, его определение в рамках Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя не возможно.
Как усматривается из кадастрового паспорта от 17.08.2017 г. относительно земельного участка административного истца, категория земли –категория не установлена, вид разрешенного использования «для ведения фермерского хозяйства птицеводческого направления» (л.д. 23).
Из материалов дела следует, целевое назначение земельного участка, установленное в соответствии с законодательством Украины: «для ведения фермерского хозяйства птицеводческого направления».
Данные обстоятельства не опровергаются.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не нарушает права истца на использование земельного участка, так как при его приобретении изначально по целевому назначению не предусматривалось строительство жилого дома.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подп.1), земли населенных пунктов (подп. 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4).
Как следует из содержания ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в официальных документах, в том числе в государственном кадастре недвижимости, в договорах, предметом
которых являются земельные участки, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Перевод земель, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" является одним из нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 1).
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Частью 11 данной статьи предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи, согласно которой, земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон №46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Статьей 5 Закона № 46-ЗС установлено правило признания категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, как установленные Земельным кодексом Российской Федерации.
Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании нормативного правового акта Правительства Севастополя, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи (ч.2).
С целью урегулирования правоотношений по определению видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка категория земель, к которой относится земельный участок, определяется в соответствии с положениями статьи 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой, земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.
Как видно из ответа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха.
Из материалов дела не усматривается, что земельный участок административного истца, который на момент его получения в собственность, использовался как земельный участок сельскохозяйственного назначения, находится в зоне, позволяющей его использование для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 1.1. Постановления Правительства Севастополя от 22.09.2016 г. N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) определено, что Департамент это исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 4.42. Положения Департамент осуществляет отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, в том числе при включении земельных участков в границы населенных пунктов (в отношении земель, находящихся в собственности города Севастополя, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности). При этом, отнесение земельного участка к соответствующей категории земель устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (ч.2 ст. 5).
Таким образом, административный ответчик в пределах полномочий определил категорию земельного участка, принадлежащего истцу и вид его разрешенного использования.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, принятого с соблюдением материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нерода С. Л. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: