дело 12-123/2015 года
РЕШЕНИЕ
08 декабря 2015 года г. Семенов
Судья Семеновского районного суда Нижегородской области Есин В.С.,
с участием представителя юридического лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении Общества с ограниченной ответственностью «Ковернино – лас» по доверенности Смирнова С.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседание жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ковернино – лас» постановление по делу об административном правонарушении от 29 января 2015 года старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области Захарова Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области Захарова Е.В., от 29 января 2015 года ООО «Ковернино – лес» привлечено к административной ответственности по ст. 8.25 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
На данное постановление поступила в Семеновский районный суд Нижегородской области жалоба представителя ООО «Ковернино – лес» по доверенности Смирнова С.В. В своей жалобе Смирнов С.В. указывает, что с постановлением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку ООО «Ковернино-лес» не нарушало требований п. 14.8 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, отсутствует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.8.25 КоАП РФ. С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в силу п.1 ст. 24.5. КоАП РФ. Кроме того, полагает, что возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ковернино-лес» осуществлялось грубыми нарушениями процессуальных норм КоАП РФ: не соблюдены требования ст. 28.5. КоАП РФ, о сроках составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, а определение о назначении время и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ — ранее составления протокола. В нарушение ст. 29.10. КоАП РФ оспариваемое постановление о назначении административного наказания не содержит указания на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированного решения по делу (со ссылкой на конкретные доказательства правонарушения). Ссылка в постановление на выявленные в ходе подведения итогов выполнения плановых показателей факты нарушений со стороны ООО «Ковернино-лес» не могут расцениваться как обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Оспариваемое постановление также является немотивированным, поскольку не содержит указания на установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства и подтверждающие их доказательства. В нарушение ст.26.1 КоАП РФ административным органом не выяснялись обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в частности: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно оспариваемому постановлению факт административного правонарушения подтверждается не предоставлением ООО «Ковернино-лес» в лесничество актов выполненных работ, установленным в ходе подведения итогов выполнения плановых показателей. Факт не предоставления ООО «Ковернино-лес» в лесничество актов выполненных работ, сам по себе не является доказательством их не выполнения, а значит и совершения обществом административного правонарушения. Иные доказательства совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.4 ст.8.25 КоАП РФ в деле отсутствуют. Без уведомления и участия ООО «Ковернино-лес» проведена проверка итогов выполнения плановых показателей. Запись в журнал проверок ООО «Ковернино-лес» не вносилась, результаты проверки в адрес общества не направлялись. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не исследовались вопросы имеющие существенное значение для объективного и законного рассмотрения дела, а именно не было установлено, выполнены ли фактически ООО «Ковернино-лес» работы предусмотренные проектом освоения лесов, возможно ли их выполнение. Вызывают существенные сомнения в полномочиях департамента лесного хозяйства Нижегородской области на осуществление федерального лесного контроля на лесном участке, переданном в аренду. Согласно свидетельства о праве собственности на земельный участок, он находится в государственной собственности Нижегородской области. В силу Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 964 департамент осуществляет переданные полномочия в отношении земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Изложенные обстоятельства в их совокупности свидетельствует о том, что как при составлении протокола об административном правонарушении 2/07 от ДД.ММ.ГГГГ, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, должностными лицами были существенно нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении Общества с ограниченной ответственностью «Ковернино – лас» по доверенности Смирнов С.В., доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям, просил удовлетворить.
Представитель административного органа Семеновского районного лесничества Территориального органа департамента лесного хозяйства Нижегородской области по доверенности Леонтьева Н.В., просила отказать в удовлетворении жалобы, полагая доводы не обоснованными, поскольку ООО «Ковернино-Jlec» осуществляет свою деятельность в соответствии с договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Договор) заключенного на 49 лет, в Семеновском районном лесничестве в кварталах № Красно-Усадского участкового лесничества Нижегородской области. Площадь лесного участка, переданного в аренду 3385 га. Вид использования - заготовка древесины. Согласно статье 88 Лесного Кодекса, принятого Государственной думой Российской Федерации от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минсельхоза РФ от 08 февраля 2010 года № 32 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. Проект освоения лесов является основополагающим документом для работы как арендатора, так и лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в лесах. Согласно главе «Введение» проекта освоения лесов ООО «Ковернино-Лес», данный проект является документом, определяющим порядок освоения лесов в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договоров купли - продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Согласно разделу 4 «Создание лесной инфраструктуры», таблице 22 «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке», на 2014 год запроектирована разрубка квартальной просеки протяженностью 2,5 км до ширины 4 м. Согласно разделу 5 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» главе 5.3 «Мероприятия по воспроизводству лесов» п.5.3.2 «Проектируемые способы и объемы лесовосстановления» в таблице 36 приведен Расчет объемов агротехнических уходов. По проекту освоения лесов на 2014 год объем составляет 59,3 га, но Семеновским районным лесничеством принято во внимание то, что арендатором ввиду неполного освоения расчетной лесосеки в прошлые годы созданы лесные культуры по годам в следующих объемах: 2012 год - 0 га, 2013 год - 10 га, 2014 год - 15,3 га (осенняя посадка). Исходя из нормативов агроухода для зоны хвойно-широколиственных лесов европейской части Российской Федерации: 1-ый год выращивания лесных культур - 3 раза, 2-ой год выращивания - 2 раза, 3-ий год выращивания — 1 раз. Площадь, проектируемая под агротехнический уход созданных за последние 3 года лесных культур, составила в 2014 году 20 га. В соответствии с п.28 Договора аренды лесного участка приемка работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, выполненных арендатором, производится по актам сдачи-приемки выполненных работ, подписываемых сторонами. Арендатор после окончания работ на каждом участке в течение 5 дней извещает арендодателя о выполненных работах с предоставлением акта сдачи - приемки выполненных работ. Арендодатель в течение 15 дней с момента получения от Арендатора акта сдачи - приемки выполненных работ производит проверку выполненных работ и в течение 5 дней подписывает представленный Арендатором акт сдачи - приемки выполненных работ, либо дает мотивированный отказ от его подписания. При соответствии выполненных работ предъявляемым требованиям к качеству, объемам и срокам их проведения, Арендодатель подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ. Работы считаются выполненными с даты подписания Арендодателем акта сдачи - приемки выполненных работ. Акты сдачи - приемки выполненных работ на данные мероприятия в Семеновское районное лесничество не представлялись. Таким образом, в соответствии с п.28 Договора работы считаются не выполненными, что в свою очередь является невыполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, созданию лесной инфраструктуры, установленных проектом освоения лесов. Данное нарушение выявлено должностными лицами департамента лесного хозяйства Нижегородской области в результате деятельности определенной ч. 1 ст. 96 Лесного Кодекса РФ, а именно систематического наблюдения за исполнением требований лесного законодательства, анализа и прогнозирования состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предприятиями и гражданами своей деятельности. В соответствии с п.1 ч.3 ст. 1 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В соответствии с п. 14.21 Договора аренды арендатор ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет Арендодателю отчеты по использованию лесов, об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении по формам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти. Сведения (отчеты об использовании лесов, об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении) получены в рамках договорных обязательств, обусловленных Договором аренды лесного участка, а не по запросу. ДД.ММ.ГГГГ в ходе подведения итогов выполнения плановых показателей взаимодействия с юридическим лицом не требовалось и итоги подводились на основании представленных в лесничество Актов сдачи - приемки выполненных работ и Отчетов об использовании лесов, об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении. В соответствии с п.2.7 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 964 одной из основных задач департамента, является осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах на территории Нижегородской области, за исключением лесов, расположенных на территории населенных пунктов. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован земельный участок с кадастровым (условным) номером 52:12:0200012:55, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное пользование: в целях более рационального использования территории бывшего полигона АООТ «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» для ведения лесного хозяйства. Должностным лицом Семеновского районного лесничества в соответствии с действующим лесным законодательством, к арендатору были приняты меры административного воздействия, был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ. Определение о назначении времени, и места рассмотрения дела об административном правонарушении № вынесено ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись в Журнале регистрации вынесенных определений за 2015 год. При составлении Определения была допущена ошибка (опечатка), поэтому датой вынесения определения необходимо считать дату, указанную в Журнале – ДД.ММ.ГГГГ. Протокол был рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ, и вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № в соответствии со статьей 8.25 ч.4 КоАП РФ. Считает, что постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ковернино-Jlec» вынесено обоснованно.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав стороны, свидетеля, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: 8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;...
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,.. ............ осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.2 ст. 24 Лесного Кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договоров купли- продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО «Ковернино – Лес» заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному договору ООО «Ковернино – Лес» обязано осуществлять за счет собственных средств, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, в частности: работы по воспроизводству лесов, разрубку (расчистку) квартальных просек на лесном участке (п.14.7). Согласно п. 14.8 данного договора мероприятия, предусмотренные в том числе п. 14.7, осуществляются в объемах и в соответствии с требованиями, установленными проектом освоения лесов.
Из пояснений представителя административного органа Семеновского районного лесничества Территориального органа департамента лесного хозяйства Нижегородской области по доверенности Леонтьева Н.В., проект освоения лесов арендатор лесного участка ООО «Ковернино-Лес», разрабатывал самостоятельно, привлекая стороннюю организацию в лице филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский Леспроект». Данный проект освоения лесов имеет положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области №1010 от 26 ноября 2010 года.
Согласно п. 28 данного договора, приемка работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, выполненных арендатором, производится по актам сдачи-приемки выполненных работ, подписываемых сторонами. Арендатор после окончания работ на каждом участке в течение 5 дней извещает арендодателя о выполненных работах с предоставлением акта сдачи - приемки выполненных работ. Арендодатель в течение 15 дней с момента получения от Арендатора акта сдачи - приемки выполненных работ производит проверку выполненных работ и в течение 5 дней подписывает представленный Арендатором акт сдачи - приемки выполненных работ, либо дает мотивированный отказ от его подписания. При соответствии выполненных работ предъявляемым требованиям к качеству, объемам и срокам их проведения, Арендодатель подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ. Работы считаются выполненными с даты подписания Арендодателем акта сдачи - приемки выполненных работ. Либо по истечении срока, предусмотренного настоящим договором для рассмотрения и подписания данного акта или направления в адрес Арендатора мотивированного отказа от его подписания.
Постановлением старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области – руководителя Семеновского районного лесничества Захарова Е.В. от 29 января 2015 года ООО «Ковернино – лес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.25 ч. 4 КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
О том, что ООО «Ковернино – лес» допустил нарушения условий договора, свидетельствуют данные, отраженные в форме отчета об использовании лесов за январь – декабрь 2014 года ООО «Ковернино – лес», из которого установлено, что отсутствуют данные о проведении работ по разрубке (расчистке) квартальных просек 2,5 км, агротехнический уход за лесными культурами 20 га, а так же в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным государственным лесным инспектором Нижегородской области, главным специалистом Красно – Усадского участкового лесничества Семеновского районного лесничества Залетневым С.В. в ходе анализа выполнения арендатором установленных проектом освоения лесов мероприятий.
Каких либо существенных нарушений норм материального или процессуального права при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Ковернино – Лес» судом не установлено
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии, совершенном ООО «Ковернино – Лес» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях при вынесении постановления старшим государственным лесным инспектором Нижегородской области Захаровым Е.В.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
Не являются основанием к отмене постановления старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области Захарова Е.В., ссылка в жалобе на то, что протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, а определение о назначении время и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ — ранее составления протокола, поскольку данные нарушения, как установлено в судебном заседании имеют технических характер, и не могут быть признаны существенными.
Довод заявителя о том, что постановление об административном правонарушение вынесено неполномочным лицом, отклоняются судом, поскольку не нашло своего подтверждения, полномочия должностного лица исследовалось в судебном заседании и установлено, что и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесены должностными лицами в рамках своих должностных полномочий.
Другие доводы, изложенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку несостоятельны.
Наказание назначено в пределах санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, нарушений норм материального или процессуального права не установлено, в связи с чем, оснований для отмены постановления старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области Захарова Е.В., не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области Захарова Е.В., о признании виновным Общество с ограниченной ответственностью «Ковернино – лас», в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд в течение 10 суток.
Судья – В.С. Есин