Дело № 2-184/2013
Решение
Именем Российской Федерации
3 июня 2013 года город Смоленск
Смоленский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Стукалова Д.В.,
при секретаре Хоревой К.П.,
с участием прокурора – помощника военного прокурора Смоленского гарнизона майора юстиции Амировой П.Н.,
заявителя Андреева С.А.,
представителя начальника филиала № ФГУ «№ военный клинический госпиталь» МО РФ Акмурзанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего филиала № ФГУ «№ военный клинический госпиталь» МО РФ (далее - филиал №) старшего прапорщика запаса Андреева Сергея Анатольевича, об оспаривании действий начальника филиала №, связанных с исключением заявителя из списков личного состава указанного лечебного учреждения,
установил:
Андреев обратился в суд с заявлением, в котором указал, что приказом начальника филиала № от 26 марта 2013 года № ему был предоставлен отпуск за 2013 год с последующим исключением из списков личного состава госпиталя. В период отпуска он заболел и проходил амбулаторное лечении. В связи с данными обстоятельствами он обратился с рапортом к начальнику филиала о продлении отпуска. Однако в продлении отпуска ему было отказано.
Далее заявитель указывает, что при исключении из списков личного состава указанного госпиталя он не был обеспечен денежной компенсацией вместо предметов вещевого имущества и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Полагая свои права нарушенными, уточнив в судебном заседании требования, Андреев просит суд:
- обязать начальника филиала № отменить приказ от 26 марта 2013 года № об исключении его из списков личного состава этого учреждения;
- обязать начальника филиала № восстановить его в списках личного состава военного госпиталя до производства расчета в связи с увольнением с военной службы.
В судебном заседании Андреев свои требования поддержал.
Представитель начальника филиала № Акмурзанов требования заявителя не признал и пояснил, что в оспариваемый приказ внесены изменения, Андрееву продлен отпуск на количество дней болезни, и дата исключения заявителя из списков личного состава филиала № перенесена с 8 на 22 мая 2013 года. При этом денежное довольствие за этот период последнему перечислено 31 мая 2013 года.
Одновременно Акмурзанов пояснил, что оспариваемые денежные компенсации Андрееву будут выплачены по мере поступления денежных средств на эти цели.
Заслушав прокурора, полагавшего заявление Андреева удовлетворить частично, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица и исследовав письменные доказательства, военный суд находит установленным следующее.
В соответствии с п. 18. ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.
Из копии выписки из приказа начальника филиала № от 26 марта 2013 года № видно, что заявителю с 9 апреля по 8 мая 2013 года предоставлен отпуск за этот год с последующим исключением из списков личного состава госпиталя.
Копией листка освобождения по временной нетрудоспособности № подтверждается, что Андреев освобожден от работы с 16 по 29 апреля 2013 года.
Как следует из представленной в суд копии приказа начальника указанного филиала от 31 мая 2013 года №, в вышеприведенный приказ № внесены изменения - Андрееву продлен отпуск на 14 дней (количество дней болезни), а дата исключения заявителя из списков личного состава лечебного учреждения перенесена с 8 на 22 мая 2013 года.
Справкой филиала № от 3 июня 2013 года №, оснований не доверять которой у суда не имеется, подтверждаются пояснения представителя заинтересованного лица о том, что денежное довольствие за период с 8 по 22 мая 2013 года заявителю перечислено 31 мая 2013 года.
При таких обстоятельствах военный суд находит, что права Андреева на отпуск и обеспечение денежным довольствием за вышеуказанный период восстановлены и в настоящее время не нарушены.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, относятся военнослужащие, привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Согласно ст. 5, а также п. 3 ч. 1 ст. 15 упомянутого Закона таким военнослужащим гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере, который ежегодно индексируется, исходя из уровня инфляции.
Из копии удостоверения Андреева серии Р № видно, что он являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах суд находит, что заявитель имеет право на указанную в ст. ст. 5 и 15 Закона ежемесячную компенсацию.
Статьей 4 этого приведенного Закона определено, что такая мера социальной поддержки предоставляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Как следует из содержания Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907, для получения этой компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагает необходимые документы. Списки получателей компенсации представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства, который, в свою очередь, перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что не имеется никаких оснований для возложения на начальника филиала обязанности по выплате Андрееву оспариваемой ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
При этом направление филиалом № заявок на финансирование выплат ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, данный вывод суда не колеблет, поскольку эти заявки направлялись без учета вышеупомянутых Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с «Правилами получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования…..» (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.06.2006 N 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба военнослужащие, проходящие военную службу по контракту……» право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, увольняемые с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" и "к" пункта 1, подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, - за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части.
Из копии выписки из приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года № видно, что Андреев уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, и на момент увольнения его выслуга составляла более 20 лет.
Как усматривается из справки филиала № от 27 мая 2013 года №, заявителю полагается денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества в размере 12 586 рублей.
Данный факт представитель заинтересованного лица подтвердил, но пояснил, что указанная компенсация не выплачена по причине отсутствия денежных средств на соответствующей статье расходов.
Учитывая изложенное, военный суд находит, что заявитель имеет право на выплату оспариваемой компенсации за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части а следовательно, его требования о выплате данной компенсации подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, военный суд приходит к выводу, что требования заявителя об отмене приказа начальника филиала № от 26 марта 2013 года № об исключении его из списков личного состава этого учреждения и о восстановлении его в этих списках до выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества являются явно несоразмерными с характером нарушенных прав Андреева, и что его право на выплату оспариваемой компенсации в полном объеме может быть восстановлено путем возложения на заинтересованное лицо соответствующих обязанностей.
При этом суд учитывает, что объем допущенных командованием нарушений явно несоразмерен объему прав и льгот, на которые претендует заявитель, настаивая на восстановлении в списках личного состава воинской части.
Ссылки представителя заинтересованного лица об отсутствии денежных средств на выплату оспариваемой компенсации, суд находит несостоятельной, поскольку согласно ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и вышеприведенным Федеральным законом, а следовательно, нераспорядительность воинских должностных лиц в вопросах организации обеспечения военнослужащих причитающимися выплатами не может являться поводом к ограничению прав Андреева на денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества.
Ввиду того, что заявление подлежит частичному удовлетворению, документально подтвержденные судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, подлежат присуждению Андрееву.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194 – 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Андреева Сергея Анатольевича удовлетворить частично.
Обязать начальника филиала № ФГУ «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации выплатить Андрееву С.А. денежную компенсацию вместо предметов вещевого имущества в размере, установленном действующим законодательством.
В счет возмещения судебных расходов взыскать с филиала № ФГУ «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Андреева С.А. 200 (двести) рублей.
В удовлетворении требований:
- обязать начальника филиала № отменить приказ от 26 марта 2013 года № об исключении его из списков личного состава этого учреждения;
- обязать начальника филиала № восстановить его в списках личного состава филиала № ФГУ «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации до производства расчета в связи с увольнением с военной службы Андрееву А.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в месячный срок, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу